Новости
Антон Глушков: градостроительная политика должна стать новым инструментом конкурентной борьбы за население
Региональный строительный форум «Изменения в градостроительном законодательстве за период 2020-2023 гг.» начал работу сегодня в столице Республики Бурятия Улан-Удэ. Он открылся тематической секцией «Новые подходы в области градостроительства и влияние на инвестиционно-строительный процесс», модератором которой выступил вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. В режиме видео-конференц-связи к участникам подключился президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который остановился на возможностях градостроительного регулирования в интересах развития территорий и привел обзор законодательства.
Приветствуя участников форума, Антон Глушков заявил, что градостроительная политика должна стать новым инструментом конкурентной борьбы за население. По его словам, благодаря программам по созданию благоустроенной городской среды в различных российских регионах появляется все больше современных общественных пространств, которые имеют более сильный социальный эффект, чем какая-либо материальная выплата или льготная ипотека.
Президент НОСТРОЙ также отметил, что в современных условиях недостаточно формального соблюдения норм регионального и федерального законодательства для создания конкурентного преимущества того или иного субъекта РФ.
Также он обратил внимание на то, что в условиях развития внутреннего туризма ряд региональных властей уделяют этому аспекту градостроительной политики все больше внимания.«Главный инструмент сейчас – это комфортные пространства, удобство проживания, организация общественного транспорта, доступность социальных благ, обеспеченность школами и садами. Все это сейчас становится крайне важным», – подчеркнул Антон Глушков.
«Мы сейчас много путешествуем по России. У нас есть очевидные лидеры среди регионов. Но кроме Москвы и Санкт-Петербурга есть и такие города, как Казань, Тюмень, Екатеринбург. И эти города, совсем не курортные в силу своей географии, стали очень привлекательными для туризма, для населения, и там наблюдается положительная внутрирегиональная миграция», – сказал Антон Глушков.
Приводя обзор федерального законодательства, где самым фундаментальным документом, принятым в конце 2022 года, стала Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, президент НОСТРОЙ особо выделил «Новый ритм строительства», связанный с тем количеством административных процедур, которые должны сокращаться или меняться в стройке из года в год.
Он также напомнил, что сегодня для объектов капстроительства всех видов установлен универсальный перечень из 32 мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по их строительству (ранее нужно было пройти 92 процедуры в зависимости от вида объекта).«Два года назад количество всех теоретически возможных процедур, которые были в стройке, составляло 989. В прошлом году оно было снижено до 751, сейчас это 697 процедур, и я очень надеюсь, по крайней мере мы об этом договаривались на совещании у президента страны, к концу года общими усилиями – это прямое взаимодействие бизнес-структур и органов исполнительной власти – это количество довести до 650 процедур», – выразил надежду президент НОСТРОЙ.
Среди уже принятых законодательных изменений для упрощения строительства президент НОСТРОЙ выделил Федеральный закон № 254-ФЗ, который направлен в первую очередь на объекты транспортной инфраструктуры, что способствует более эффективному и быстрому введению в эксплуатацию важных инфраструктурных проектов на любом уровне.
Следующий блок, на котором остановился Антон Глушков, был посвящен региональному и местному регулированию. Он сообщил, что НОСТРОЙ разработал и ведет мониторинг по системе «светофор» наличия дополнительных, излишних административных процедур за границами упомянутых 32 процедур в части создания нового объекта капстроительства.
«Надо признать, что практически во всех субъектах РФ есть отклонения от этого перечня. Причем формально в документах они не фигурируют, поскольку это будет нарушением федерального законодательства, но вместе с тем они существуют», – констатировал Антон Глушков.
Комментируя переход на государственную информационную систему для обеспечения градостроительной деятельности РФ, глава нацобъединения обратил внимание, что за последние 5-6 лет все субъекты обзавелись собственной ГИСОГД, но она написана на разных платформах, поэтому интеграция с федеральной информационной системой происходит достаточно сложно – всем нужно договориться о едином формате и прозрачности отношений, и не стесняться говорить о тех сложностях, которые существуют у органов местного самоуправления, призвал Антон Глушков.
Помимо прочего, президент НОСТРОЙ уделил внимание необходимости подачи с 1 марта 2023 года исполнительной документации в XML-формате. Он констатировал, что к этому не оказался готов ни один из субъектов Сибири и Дальнего Востока. Также спикер остановился на блоке вопросов, связанных с комплексным развитием территорий (КРТ).
«На механизм КРТ все возлагают повышенные обязательства. По большому счету не надо недооценивать этот механизм, но не надо и переоценивать. Большая часть субъектов Сибири и Дальнего Востока пошли по пути решения всех своих социальных задач и накопленных проблем путем КРТ, и начали формировать земельные участки в надежде на то, что бизнес сформирует эти участки методом КРТ, освоит их и построит объекты социальной инфраструктуры. Но не так все здорово, как хотелось бы», – резюмировал Антон Глушков.
Он добавил, что программа сноса ветхого и аварийного жилья заканчивается в 2024 году и продолжать ее не планируется, а новая может появиться только в 2025 году. Поэтому возлагать надежды исключительно на средства бюджета не стоит, и КРТ остается единственным механизмом решения этого вопроса. Президент НОСТРОЙ призвал учитывать при формировании границ и правил по каждому земельному участку интересы бизнеса, а также, если есть на территориях работающая саморегулируемая организация, то привлекать ее к этой работе.
«Нынешнее градостроительное регулирование дает большие возможности для органов местного самоуправления именно в вариативности. Это касается обеспеченности парковочными местами и различными социальными благами, решен наконец вопрос пешеходной доступности школ путем обеспечения автобусного сообщения. То есть возможности гибкого подхода в градостроительной политике есть. Но чтобы быть в этих вопросах успешными, конечно же, надо в первую очередь понять, что нужно для населения, какие будут центры приложения труда, где люди будут не только проживать, но и проводить досуг», – подытожил Антон Глушков.