Новости. Северо-Западный федеральный округ
29 апреля 2015
В 2015 г. рынок проектирования сократился на 30-35%. Этот процесс скажется и на стройиндустрии.
Наличие госпрограмм – повод для оптимизма, однако в полную силу они еще не заработали.
Виктор Валентинович, в конце прошлого года законодатель существенно изменил требования к работе СРО. Чем продиктованы эти перемены и как продвигается их воплощение в жизнь?
- Можно сказать, что нарушения в сфере саморегулирования в какой-то момент достигли критической массы. По данным НОСТРОЙ в прошлом году полностью соответствовали требованиям закона только 111 организаций из 275. Это очень тревожная цифра. Принятие Федерального закона от 24 ноября 2014 года 359-ФЗ, который позволил лишать партнёрства строителей статуса СРО в досудебном порядке, позволяет надеяться на перемены к лучшему. С другой стороны, перспектива сокращения количества саморегулируемых организаций спровоцировала обострение накопившихся проблем. В условиях формирования новой конструкции «саморегулируемого надзора», когда сами СРО должны решать, кто из них работает с нарушением закона и должен покинуть рынок, обнажились конкурентные процессы.
Насколько эти процессы влияют на работу саморегулируемых организаций?
- Я бы не сказал, что это влияние существенное. Негласная борьба СРО за участников строительного рынка присутствовала всегда, просто сейчас отголоски конкурентных процессов выплескиваются в публичное поле. Это хороший признак. Значит, новые правила воплощаются в жизнь. Важно, чтобы в борьбе за строителей саморегулируемые организации вкладывали ресурсы не в борьбу друг с другом, а в повышение качества своей собственной работы. В реализацию дополнительных сервисов и поддержку своих членов. По оценкам специалистов, рынок проектирования с начала этого года сократился на 30-35%. Скоро этот процесс скажется и на стройке. Государственные программы приняты, но еще не начали работать в полную силу. Поддержка строительному бизнесу сейчас необходима и наверняка будет востребована.
Какие критерии используются для лишения партнерств статуса СРО?
- Это не критерии. В Градостроительном кодексе приведен исчерпывающий перечень оснований для исключения организаций из Государственного реестра СРО и лишения её права выдавать свидетельства о допуске СРО. Решение об исключении принимает Ростехнадзор в связке с Национальным объединением строителей. Как правило, на исключение идут организации с неустранимыми нарушениями. Есть активисты, которые пытаются сообществу какие-то критерии предъявить, но, как правило, это самодеятельность и самореклама. Есть закон. Горячие головы говорят об избыточности количества СРО, но, на мой взгляд, дело не в количестве организаций, а в их качественной работе. Например, нам часто ставят в укор большое количество членов нашей СРО (более 5 000 членов), но ведь надо понимать, что у нас в аппарате больше ста человек работает. Выписки по форме РТН, изменения в свидетельстве, страховки, камеральные проверки – у нас документооборот как в небольшом министерстве. Каждые полгода приходится расширять помещения архива. Но ничего, мы справляемся. Даже научились оперативно взаимодействовать с членами в других часовых поясах. Я с уверенностью могу сказать, что свидетельства о допуске, которые мы выдаем, имеют железные основания и выдержат любые проверки. Просто нужно работать в рамках закона.
Если закон для всех един, откуда столько нарушений и взаимных претензий?
- Саморегулированию от лицензирования досталось не лучшее наследство. В том числе, множество компаний и фирм, предоставляющих юридические услуги. Само по себе это не плохо, но, оказывая услуги по оформлению документов, эти фирмы за свои действия никакой ответственности не несут. Сейчас, когда рынок сжимается в поисках новых клиентов, эти посредники-представители идут на всё, включая недобросовестные коммерческие предложения «купить допуск СРО за один день». Консалтинговый бизнес имеет право на существование, но и порядок в этой сфере также необходим.
Безусловно, есть высокопрофессиональные игроки, которые дорожат своей репутацией и оказывают клиентам квалифицированную помощь в выборе СРО. Но и эти юристы не имеют к строительству никакого отношения. Им все равно, готовить ли документы на лицензирование, сертифицирование или регистрацию каких-нибудь прав. Мы уже сталкивались со случаями, когда членам других СРО от нашего имени предлагали перейти к нам. Нашим членам тоже регулярно звонят со странными предложениями. На мой взгляд, в таких случаях нужно просто выходить на СРО, на которую ссылается представитель, а не поднимать шум.
Какие вопросы сегодня в зоне повышенного внимания СРО?
- У саморегулируемых организаций сейчас достаточно общих задач, требующих решения. Например, процессы в банковской сфере напрямую коснулись системы обеспечения ответственности членов СРО через компенсационные фонды. Компенсационные фонды порядка сорока СРО полностью или частично «зависли» в банках, у которых отозвана лицензия. Законодатель не предлагает никаких механизмов по разрешению этих ситуаций. Значит, СРО нужно учиться жить в новой реальности. Научится мониторить процессы в банковской сфере, научится своевременно и оперативно на них реагировать.
Также требуется ресурсная поддержка СРО отраслевому закону «О строительном подряде», который сейчас разрабатывает НОСТРОЙ. Я уже не раз говорил, что саморегулируемые организации готовы к расширению зоны своей ответственности, но тогда они должны получить и соответствующие права. В законопроект о строительном подряде заложено серьезное увеличение роли СРО в процессе государственных закупок. Но пока СРО не покончат с нарушениями в своей среде, эти преференции мы не получим.
Ни для кого не секрет, что у развивающегося института саморегулирования много противников, и любой информационной повод негативного характера используется для дезинформации профессионального строительного сообщества. К счастью, у саморегулирования есть и активные защитники. Надеюсь, что они не допустят возврата к государственному лицензированию и другим формам госучастия в допуске предпринимателей на рынок. Лоббистские возможности СРО ещё далеко не исчерпаны, мы в самом начале пути.
Напомню, что Минстрой определил на внедрение требований 359-ФЗ и формирование Единого реестра членов СРО всего один год. От согласованности действий профессионального сообщества будет зависеть, какое место займут саморегулируемые организации в системе регулирования строительного рынка и осуществления государственных закупок в строительстве в 2016 году.
Наличие госпрограмм – повод для оптимизма, однако в полную силу они еще не заработали.
Виктор Валентинович, в конце прошлого года законодатель существенно изменил требования к работе СРО. Чем продиктованы эти перемены и как продвигается их воплощение в жизнь?
- Можно сказать, что нарушения в сфере саморегулирования в какой-то момент достигли критической массы. По данным НОСТРОЙ в прошлом году полностью соответствовали требованиям закона только 111 организаций из 275. Это очень тревожная цифра. Принятие Федерального закона от 24 ноября 2014 года 359-ФЗ, который позволил лишать партнёрства строителей статуса СРО в досудебном порядке, позволяет надеяться на перемены к лучшему. С другой стороны, перспектива сокращения количества саморегулируемых организаций спровоцировала обострение накопившихся проблем. В условиях формирования новой конструкции «саморегулируемого надзора», когда сами СРО должны решать, кто из них работает с нарушением закона и должен покинуть рынок, обнажились конкурентные процессы.
Насколько эти процессы влияют на работу саморегулируемых организаций?
- Я бы не сказал, что это влияние существенное. Негласная борьба СРО за участников строительного рынка присутствовала всегда, просто сейчас отголоски конкурентных процессов выплескиваются в публичное поле. Это хороший признак. Значит, новые правила воплощаются в жизнь. Важно, чтобы в борьбе за строителей саморегулируемые организации вкладывали ресурсы не в борьбу друг с другом, а в повышение качества своей собственной работы. В реализацию дополнительных сервисов и поддержку своих членов. По оценкам специалистов, рынок проектирования с начала этого года сократился на 30-35%. Скоро этот процесс скажется и на стройке. Государственные программы приняты, но еще не начали работать в полную силу. Поддержка строительному бизнесу сейчас необходима и наверняка будет востребована.
Какие критерии используются для лишения партнерств статуса СРО?
- Это не критерии. В Градостроительном кодексе приведен исчерпывающий перечень оснований для исключения организаций из Государственного реестра СРО и лишения её права выдавать свидетельства о допуске СРО. Решение об исключении принимает Ростехнадзор в связке с Национальным объединением строителей. Как правило, на исключение идут организации с неустранимыми нарушениями. Есть активисты, которые пытаются сообществу какие-то критерии предъявить, но, как правило, это самодеятельность и самореклама. Есть закон. Горячие головы говорят об избыточности количества СРО, но, на мой взгляд, дело не в количестве организаций, а в их качественной работе. Например, нам часто ставят в укор большое количество членов нашей СРО (более 5 000 членов), но ведь надо понимать, что у нас в аппарате больше ста человек работает. Выписки по форме РТН, изменения в свидетельстве, страховки, камеральные проверки – у нас документооборот как в небольшом министерстве. Каждые полгода приходится расширять помещения архива. Но ничего, мы справляемся. Даже научились оперативно взаимодействовать с членами в других часовых поясах. Я с уверенностью могу сказать, что свидетельства о допуске, которые мы выдаем, имеют железные основания и выдержат любые проверки. Просто нужно работать в рамках закона.
Если закон для всех един, откуда столько нарушений и взаимных претензий?
- Саморегулированию от лицензирования досталось не лучшее наследство. В том числе, множество компаний и фирм, предоставляющих юридические услуги. Само по себе это не плохо, но, оказывая услуги по оформлению документов, эти фирмы за свои действия никакой ответственности не несут. Сейчас, когда рынок сжимается в поисках новых клиентов, эти посредники-представители идут на всё, включая недобросовестные коммерческие предложения «купить допуск СРО за один день». Консалтинговый бизнес имеет право на существование, но и порядок в этой сфере также необходим.
Безусловно, есть высокопрофессиональные игроки, которые дорожат своей репутацией и оказывают клиентам квалифицированную помощь в выборе СРО. Но и эти юристы не имеют к строительству никакого отношения. Им все равно, готовить ли документы на лицензирование, сертифицирование или регистрацию каких-нибудь прав. Мы уже сталкивались со случаями, когда членам других СРО от нашего имени предлагали перейти к нам. Нашим членам тоже регулярно звонят со странными предложениями. На мой взгляд, в таких случаях нужно просто выходить на СРО, на которую ссылается представитель, а не поднимать шум.
Какие вопросы сегодня в зоне повышенного внимания СРО?
- У саморегулируемых организаций сейчас достаточно общих задач, требующих решения. Например, процессы в банковской сфере напрямую коснулись системы обеспечения ответственности членов СРО через компенсационные фонды. Компенсационные фонды порядка сорока СРО полностью или частично «зависли» в банках, у которых отозвана лицензия. Законодатель не предлагает никаких механизмов по разрешению этих ситуаций. Значит, СРО нужно учиться жить в новой реальности. Научится мониторить процессы в банковской сфере, научится своевременно и оперативно на них реагировать.
Также требуется ресурсная поддержка СРО отраслевому закону «О строительном подряде», который сейчас разрабатывает НОСТРОЙ. Я уже не раз говорил, что саморегулируемые организации готовы к расширению зоны своей ответственности, но тогда они должны получить и соответствующие права. В законопроект о строительном подряде заложено серьезное увеличение роли СРО в процессе государственных закупок. Но пока СРО не покончат с нарушениями в своей среде, эти преференции мы не получим.
Ни для кого не секрет, что у развивающегося института саморегулирования много противников, и любой информационной повод негативного характера используется для дезинформации профессионального строительного сообщества. К счастью, у саморегулирования есть и активные защитники. Надеюсь, что они не допустят возврата к государственному лицензированию и другим формам госучастия в допуске предпринимателей на рынок. Лоббистские возможности СРО ещё далеко не исчерпаны, мы в самом начале пути.
Напомню, что Минстрой определил на внедрение требований 359-ФЗ и формирование Единого реестра членов СРО всего один год. От согласованности действий профессионального сообщества будет зависеть, какое место займут саморегулируемые организации в системе регулирования строительного рынка и осуществления государственных закупок в строительстве в 2016 году.
Источник: http://www.dk.ru/firms/98731380/news/236940333