Новости
Кадровую политику в строительной отрасли обсудили на Красноярском градостроительном форуме
Сессия «Кадровая политика в строительной отрасли» в рамках Красноярского градостроительного форума состоялась 23 июня. Ее главной темой стало развитие программ специалитета и гибких образовательных траекторий, а также высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения.
Участниками сессии стали представители проектных и строительных организаций, представители и руководители саморегулируемых организаций, архитектурно-строительных вузов и колледжей, профессионалы в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков заявил, что с учетом поставленной перед отраслью задачи по увеличению объема ежегодного ввода жилья к 2030 году необходимо наращивать численность кадрового состава – как рабочих, так и инженеров – для российских строек. Поэтому особенно важно сейчас определить новые горизонты развития кадрового потенциала и выработать решения проблем, с которыми сталкиваются работодатели и профильные учебные заведения. Антон Глушков напомнил, что накануне в рамках совместного заседания Совета НОСТРОЙ и Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» поднимался вопрос о необходимости перехода от степени «бакалавр» к степени «специалист» по направлению подготовки «Строительство» в профильных вузах страны.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин по видео-конференц-связи сказал, что Болонская система оказывает серьезное влияние на качество подготовки строителей и архитекторов – его необходимо усиливать за счет расширения практических навыков. Он добавил, что для системы строительного профессионального образования важнейшим событием стало создание Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» в 2021 году. Президент НОПРИЗ предложил вовлекать студентов в проектирование объектов уже на втором курсе обучения за счет создания специальных подразделений на базе профильных вузов.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов подчеркнул, что кадры – основа развития любой отрасли, а перед строительством сейчас стоит ряд ответственных задач, поэтому важно, чтобы была выстроена эффективно и результативно работающая система подготовки кадров.
Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский также согласился с тем, что вопрос кадровой политики – один из самых важных, и заметил, что в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозном на период до 2035 года кадровая политика заложена как один из фундаментов раздела «Новый ритм строительства». Он подчеркнул, что решение вопросов сокращения инвестиционно-строительного цикла, излишних процедур и контрольно-надзорной деятельности возможно за счет повышения ответственности и расширения полномочий специалистов, которые работают непосредственно на стройке. А достичь этого можно благодаря повышения уровня образования и квалификации. Одним из таких шагов станет обязательная процедура независимой оценки квалификации с 1 сентября 2022 года.
Заместитель министра строительства Красноярского края Елена Звонарева добавила, что изменения в самой отрасли влекут за собой и профессиональную трансформацию, что является серьезным поводом для освоения строителями новых знаний и навыков.
Заместитель директора Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России Максим Андреянов, выступив по видео-конференц-связи, подчеркнул, что нужно создать собственную уникальную систему образования, ориентированную на формирование талантливых инженеров, устранение барьеров между генерацией знаний, разработкой новых технологических решений и их применением в отрасли.
Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, секретарь Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета при Минстрое России Надежда Прокопьева подчеркнула, что системе строительного образования требуется перезагрузка, поскольку от уровня подготовки специалистов зависит качество строительства объектов.
Проектор НИУ МГСУ Вера Галишникова, заявила, что в задачи строительных вузов сегодня должны входить создание научных основ отрасли и подготовка кадров, способных применять и создавать новые научные знания; разработка и трансфер технологий, решение прикладных задач отрасли, аналитическая деятельность; опережающая подготовка кадров для отрасли; развитие цифровых компетенций студентов и работников отрасли и другие. Она уточнила, что «необходимо превратить обучающихся из потребителей образовательных услуг в личностей, осознанно овладевающих основами профессиональных знаний».
Кроме того, Вера Галишникова представила механизмы отраслевой ориентации образовательных программ, поблагодарила НОСТРОЙ и НОПРИЗ за участие в формировании перечня компетенций в образовательных программах, основанных на профессиональных стандартах. Говоря о сетевых программах, она отметила совместный с НОСТРОЙ образовательный проект «Школа заказчика объектов капительного строительства», в рамках которого обучение прошли 277 человек.
В завершение проректор НИУ МГСУ озвучила приоритетные задачи, в числе которых – возвращение к системе подготовки специалистов, обеспечивающей «отраслевую зрелость», развитие системы непрерывного обеспечения качественными кадрами строительной отрасли, увеличение контрольных цифр приема на программы подготовки специалитета с учетом потребностей в кадрах.
Ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (СИБСТРИН) Юрий Сколубович в своем выступлении акцентировал внимание участников сессии на том, что необходимо четкое задание от отрасли, какой специалист нужен. При этом важен комплексный подход при подготовке кадров для отрасли, включающий поддержку государства, финансирование, научно-исследовательские наработки и сотрудничество строительных компаний с вузами.
Генеральный директор ООО «СК «СибЛидер» Игорь Шимановский считает, что строительные компании должны активно участвовать в системе подготовки специалистов, и делать это нужно, когда потенциальные их кадры обучаются на последних курсах. Он подчеркнул, что сегодня отрасли нужно делать ставку именно на человеческий ресурс, при этом «главным должен стать именно студент и его интерес работать на стройке – это и будет отправной точкой».
Проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Михайлов, выступая по видео-конференц-связи, обратил внимание на один из самых значимых и актуальных аспектов реализации основных образовательных программ в контексте перспектив кадровой политики. Речь идет об одновременном получении нескольких квалификаций, а также подтвердил целесообразность идти по пути сопряжения ГИА с независимой оценкой квалификации.
Директор Инженерно-строительного института, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Галина Козинец рассказала о том, как на базе вуза реализуется стратегия образовательной деятельности по направлению «Строительство» в рамках концепции «Лайф лонг лёнинг», где студенты обучаются компетенциям технологии информационного моделирования и в полном объеме овладевают новыми технологиями проектирования объектов строительства. Программа специалитета здесь рассчитана на 6 лет, где последний год является практико-ориентированным.
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова в своем выступлении остановилась на вопросах реализации молодежной политики в университете.
В завершение сессии были озвучены решения, которые включены в итоговую резолюцию, по развитию высшего строительного образования, а также программ специалитета в условиях выхода из Болонского соглашения.
Материалы мероприятия:
- Галишникова В.В. Система подготовки кадров для строительной отрасли
- Сколубович Ю.Л. Современное строительное образование
- Фазылзянова Г.И. Молодежная политика Консорциума «Строительство и архитектура»
- Проскурин Д.К. Роль высшего образования и инженерных школ в развитии строительной отрасли региона
- Прокопьева Н.А. Развитие высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения. Развитие программ специалитета и гибких образовательных траекторий
- Проект резолюции