Новости. Уральский федеральный округ
В России принимают новые нормативные правовые и нормативно-технические документы, вносят изменения в действующие акты, корректируют технические регламенты, своды правил, национальные и межгосударственные стандарты. Эта системная работа Минстроя России и профсообщества направлена на внедрение в строительную отрасль механизмов цифровизации, на сокращение административных барьеров, то есть формирование оперативной безбарьерной среды в строительном производстве для качественного и безопасного результата (здания, строения, сооружения).
Так, в строительной отрасли России на смену предписыващего метода внедряется параметрический метод нормирования, при котором в реализации объекта капитального строительства допускается множество альтернативных путей (в том числе применения современных цифровых инноваций), исходя из целей строительства объекта и функциональных требований к нему. Задача исполнителей, в том числе строителей, проектировщиков, непосредственно ответственных специалистов по организации строительства и проектирования (ГИПов и ГАПов) – выбрать и обосновать наиболее эффективный путь, а не жестко следовать всем требованиям действующих регламентов. При этом исполнитель должен нести персональную ответственность за принимаемые решения.
Сегодня одни избыточные, устаревшие или дублирующиеся требования отменяют, другие переводят из разряда обязательных в добровольные с целью упрощения принятия специалистами нестандартных решений и обоснования их безопасности и надежности. При этом по отдельным направлениям и вопросам доказательная база, позволяющая внедрять параметрический метод нормирования, недостаточна, - отсутствуют способы для обоснования многих параметров решений и мероприятий. В связи с этим ведущие научно-исследовательские и отраслевые институты, профессиональное сообщество ведут разработку необходимого инструментария и методик, стандартов и рекомендаций.
В предписывающей системе технического регулирования, возможность применения инновационных технологий, решений, материалов, процессов и методов - является исключением из правил системы. В параметрической системе технического регулирования возможность применения инноваций является неотъемлемым свойством системы.
Четкое понимание цели регулирования, цели объекта (то есть того результата, который планируется достичь) возможно в современных условиях только посредством внедрения цифровых инноваций, когда абсолютно все процессы от замысла строительства до его реализации (визуализации), этапов строительного производства и ведения всей документации формируются, направляется, осуществляется в электронном виде на основе новых технологий. Все процессы открыты, прозрачны, подделать их невозможно, ручной режим ограничен, а специалист несет ответственность за принимаемые решения, альтернативы которых предлагается машиной в рамках определённых параметров технического регулирования.
В предписывающей модели, сотрудник органа строительного надзора и контроля выполняет роль формального контролера регулируемых субъектов. В параметрической системе органа строительного надзора и контроля становится частью творческого коллектива, при этом сохраняя свои надзорно-контролирующие полномочия.
Надзорно-контролирующий орган не имеет права отказать регулируемому субъекту применять инновации — альтернативные решения, методы, способы, новые технологии, новые строительные материалы и изделия и другие нововведения при условии представления регулируемым субъектом приемлемых доказательств безопасности предлагаемых инноваций, уровень которой должна быть не ниже уровня, установленного параметрическими строительными нормами.
Соответственно, внедрение параметрического метода нормирования вызывает насущную необходимость подготовки кадров, оценки их квалификации с целью обеспечения эффективного выполнения ими своих функций и ответственности.
Эффективность параметрического метода достигается только при условии его комплексного применения во всех системных компонентах технического регулирования. Поэтому это не должно быть революцией в отрасли, а формироваться в ходе эволюционных процессов. Но, к сожалению, реалии сейчас таковы: без воли государства и управленческих решений в курирующих ведомствах и в регионах высоко цивилизованный параметрический метод регулирования, процессы цифровизации не внедряются.
Кроме того, внедрение новых высоко технологичных процессов требует от исполнителей и контролеров не только высоких компетенций, но и высокой личной профессиональной ответственности. Когда такая ответственность будет нормативно и реально действовать с помощью цифровых процессов в строительстве, многие административные процедуры станут не нужны. Так, в ходе таких эволюционных процессов возможно будет отказаться от экспертизы ряда объектов, так как проектировщик и строитель будут нести ответственность за результат своих трудов и не допустят ошибок.
Именно строительство – это несущая отрасль, на которой крепятся и держатся все новые технологические процессы , должны применяться новые методы регулирования, контроля и ответственности. Поэтому этим процессам необходимо помогать.
Юрий Васильевич Десятков, координатор НОСТРОЙ по Уральскому федеральному округу, генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири.
Источник: Строительная орбита