Новости. Северо-Западный федеральный округ
Координатор НОСТРОЙ по СЗФО Никита Загускин: «Роль саморегулирования в строительстве недооценена»
Накануне IX Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство», которая пройдет в Санкт-Петербурге 28 сентября 2018 года, на вопросы нашего портала ответил координатор НОСТРОЙ
по Северо-Западному федеральному округу, Председатель Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка Никита Загускин.
Сфера строительного саморегулирования переживает непростые времена. Поправки в профильные нормативные акты, установленные законодателем в последние годы, усложнили жизнь многим СРО. Некоторые из них не смогли отстоять свой статус, кто-то лишился львиной доли своих членов, кто-то не смог восстановить свой компенсационный фонд до пресловутого исторического максимума.
Начало формирования Национального реестра специалистов в июле 2017 года также не добавило спокойствия в ряды саморегуляторов. Собрать нужное количество членов, имеющих в своем штате как минимум двух специалистов НРС, для многих СРО до сих пор оказалось нерешенной задачей.
Таким образом, региональная перетасовка членов, потери компенсационных фондов, неустанный поиск специалистов из НРС резко изменили правила игры для СРО. О значительных переменах в сфере саморегулирования и подведении итогов
реформирования отрасли шла речь на конференции год назад. Но многие эксперты по-прежнему задаются вопросами о том, как будет развиваться сфера саморегулирования и пойдут ли в итоге на пользу самим строителям внесенные изменения? Оправдывают ли саморегуляторы свое существование, смогут ли они пролоббировать интересы своих членов или только побороться с надзорным органом за сохранение статуса? По мнению Никиты Загускина, саморегулируемые организации уже сейчас обладают необходимыми средствами эффективного воздействия на законодательные инициативы и в сфере саморегулирования, и в строительстве.
- Никита Николаевич, как Вы оцениваете роль саморегулирования в строительстве?
- На мой взгляд, роль саморегулирования в строительстве недооценена, как самими строительными компаниями - членами СРО, так и заказчиками и потребителями их услуг. До сих пор саморегулируемые организации зачастую воспринимают как административный барьер и часть системы допуска на рынок, хотя сегодня СРО могут и представлять, и лоббировать интересы своих членов – как на уровне субъекта, так и на федеральном уровне.
Конечно, большое значение здесь имеет активное выражение позиции членов СРО. При этом саморегулируемые организации имеют возможность, как обжаловать действия законодательства, которые нарушают интересы строителей, так и проводить общественный контроль для устранения нарушений в конкурсной (аукционной) документации. Также СРО вправе оспаривать нормативные документы, которые нарушают права их членов.
Всеми этими механизмами необходимо пользоваться. Кроме того, функции контроля, которыми наделены СРО, призваны не только проверить, как работает строительная компания, но и предупредить возможные нарушения, связанные с причинением вреда и убытков, в интересах всех членов саморегулируемой организации. Поэтому качественное исполнение контрольных функций СРО способствует профилактике нарушений и повышению качества строительства.
- Отвечает ли современное профильное законодательство целям и задачам СРО? В чем стоит его изменить, по каким направлениям пойдут изменения?
- В целом, надо понимать, что все, что связано с законодательством, это, прежде всего, государственное регулирование общественных отношений, в том числе, отношений по строительству, по взаимодействию СРО и их членов. Задача же СРО – это урегулирование всех этих отношений на подзаконном негосударственном уровне. Поэтому основной вопрос при обсуждении любых изменений в законодательстве – это баланс интересов, баланс между государственным регулированием и корпоративным.
Дальнейшие изменения, на мой взгляд, будут зависеть от эффективности работы СРО и их способности решать возникающие вопросы самостоятельно. Если говорить об изменениях в краткосрочной перспективе, то сейчас речь идет о корректировке отдельных положений Градостроительного кодекса, в отношении которых СРО накопили достаточную практику.
- Какую роль играет СРО и СРО СЗФО, в частности, в рассмотрении законодательных инициатив в сфере саморегулирования?
- СРО на окружных конференциях подробно обсуждают законопроекты и инициативы, их представители в составе комитетов, Экспертного совета и Совета НОСТРОЙ детально работают над каждым документом, формируют итоговую позицию НОСТРОЙ, которая впоследствии доносится до федеральных органов исполнительной власти и Федерального Собрания. Таким образом, в НОСТРОЙ в настоящее время выстроена эффективная система рассмотрения законодательных инициатив, не только в сфере саморегулирования, но и в области строительства в целом.
- Один из вопросов конференции – подведение итогов реализации Федерального закона 372-ФЗ. Насколько оправданы, оказались ожидания в связи с принятием этого закона? Какие плюсы и минусы Вы могли бы отметить?
- Федеральный закон 372-ФЗ настолько глобально изменил систему саморегулирования, что подводить окончательные итоги еще рано. До сих пор формируется Национальный реестр специалистов. Из госреестра по сей день исключаются недобросовестные саморегулируемые организации. Ростехнадзор еще долго будет проводить проверки на соответствие СРО новым требованиям.
Но уже сейчас однозначно можно сказать, что порядка в сообществе стало больше, более прозрачными стали финансовые вопросы деятельности СРО, понятен объем имущественной ответственности, деятельность всего сообщества по самоочищению ведется активно. Более того, сам процесс изменения закона не завершен, с учетом предложений Всероссийского съезда подготовлены очередные поправки в Градкодекс России.
- Решения Ростехнадзора по исключению саморегулируемых организаций из госреестра в последнее время стали поводом для целого ряда судебных исков со стороны исключенных СРО. Каковы Ваши прогнозы по перспективам решения этих дел? Стоит ли рассчитывать саморегулируемым организациям, которые утратили компфонды в проблемных банках, на принятие поправок в Градкодекс «об амнистии»?
- Законопроект, который часто называют «законом об амнистии», все-таки главной своей задачей ставит создание системы саморегулирования для организаций, которые проводят экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Поэтому сопутствующие поправки, связанные с компенсационными фондами, не являются основными, и гарантировать их принятие на сегодняшний день невозможно.
Что касается судебной практики по исключенным из Госреестра СРО, суд индивидуально подходит к рассмотрению каждого дела с учетом многогранности ситуации и многих факторов, сопутствующих каждому судебному процессу. В любом случае, спор позволяет нам найти истину, заложенную законодателем. Судебная практика по данному вопросу покажет нам правомерность требований, предъявленных Ростехнадзором, либо пробелы в законодательстве, которые необходимо будет устранить для того, чтобы практика соответствовала целям законодателя.
- Какова ситуация с формированием НРС членов СРО в СЗФО? Когда следует ждать «драконовских мер» со стороны регуляторов по отношению к саморегулируемым организациям, не отвечающим требованиям к наличию специалистов НРС у членов СРО?
- На Северо-Западе сегодня на 3900 действующих членов СРО приходится 10400 включенных в реестр специалистов. НОСТРОЙ предпринимает все необходимые действия для полного наполнения реестра специалистами вместо так называемых «драконовских мер», вырабатываются пути решения имеющихся сложностей у отдельных саморегулируемых организаций и предложения по актуализации требований, предъявляемых к специалистам.
Источник: http://www.all-sro.ru/interview/koordinator-nostroi-po-szfo-nikita-zaguskin-rol-sa