Новости. Северо-Западный федеральный округ
17 марта 2017
Летом этого года должен завершиться новый виток развития института саморегулирования в строительстве. Согласно поправкам в Градостроительный кодекс РФ (внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ), СРО предстоит взять на себя ответственность за исполнение ее членами контрактов на организацию строительства. Однако, по мнению экспертов, вступившие ранее в силу корректировки могут не заработать.
Предварительные итоги реформы, стартовавшей летом прошлого года с принятием 3 июля 2016 года 372-ФЗ, и перспективы реализации законодательных новелл, вступающих в силу с 1 июля текущего года, рассмотрел Координационный совет по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО.
Больше контроля
Как отметил помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин, в настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов, а готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
Исполнительный директор Ассоциации НОСТРОЙ Виктор Прядеин отчитался об основных причинах, побудивших подготовить изменения в законодательство о саморегулировании.
По его словам, до инициированных НОСТРОЙ и поддержанных Минстроем поправок в Градостроительный кодекс в отрасли имелись «перегибы» и «перекосы» в управлении. «Нередки были ситуации с торговлей допусками, свидетельствами о праве выполнять работы, непрозрачными финансовыми схемами», – пояснил он. Усугубил ситуацию в саморегулировании и тот факт, что значительная часть средств компенсационных фондов, аккумулируемых в СРО, оказалась утрачена в банках, чьи лицензии были отозваны ЦБ.
Прядеин рассказал, что решение перейти на «принцип регионализации» с обязательным членством генеральных подрядчиков в СРО своего региона было принято по инициативе Минстроя. Одновременно на законодательном уровне принято решение о переводе всех средств компенсационных фондов на специальные счета в кредитные организации, соответствующие требованиям Правительства РФ (уполномоченные банки). «К настоящему времени в целом по России из 100 млрд рублей, которые должны были накопиться в распоряжении СРО, мы имеем подтверждение в виде выписки из этих уполномоченных банков только 46 млрд рублей. Это меньше половины», – подчеркнул Виктор Прядеин. Вместе с тем, у СРО еще есть время разместить средства компенсационных фондов на спецсчетах в полном объеме. Саморегулируемые организации должны это сделать не позднее даты подачи документов о соответствии новым требованиям закона в Ростехнадзор – 1 июля 2017 года.
Кроме структурных изменений, СРО ждут и существенные корректировки в системе предквалификации и контроля.
Второй блок реформы СРО связан с формированием Единого реестра специалистов на базе НОСТРОЙ, куда организации, претендующие на выполнение контрактов по организации строительства, должны внести данные о двух своих ГИПах, имеющих стаж работы по специальности не менее десяти лет и специализацию «организация строительства» в дипломе о высшем образовании.
Третий блок касается введения ответственности СРО за сроки и качество исполнения членами СРО государственных контрактов. Кроме права проведения мониторинга и контроля объемов обязательств генподрядчиков по контрактам, СРО должны будут собирать дополнительные средства во второй компенсационный фонд – «фонд обеспечения договорных обязательств».
В связи с последними двумя новеллами участники заседания высказали несколько замечаний. Во-первых, явно завышенные требования к специалистам могут спровоцировать подачу в реестр специалистов недостоверных данных. Кроме того, реестр должен быть сформирован к 1 июля, а Минстрой до сих пор не издал соответствующий приказ о порядке его ведения и составе необходимых данных. Относительно ответственности по ненадлежащему исполнению контрактов также есть ряд вопросов по методике риск-ориентированного подхода, который должен применяться при оценке достаточности квалификации члена СРО (методику разрабатывает Минстрой), и порядку проведения мониторинга и строительного контроля со стороны СРО.
В ожидании перемен
«Таким образом, теперь саморегулируемые организации получат вполне реальный инструмент не просто представления интересов своих строителей, но еще и действенного влияния на процесс осуществления закупочной компании в субъектах РФ», – подчеркнул Виктор Прядеин, описывая ожидания инициаторов изменений.
О ходе реализации реформы СРО на Северо-Западе более подробно рассказал президент «ЛенОблСоюзСтроя», координатор Национального объединения строителей по СЗФО Георгий Богачев. Он рассказал, что сейчас в СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) действует 15 саморегулируемых организаций. Шесть из них сосредоточены в Ленобласти, на все остальные субъекты округа приходится по одной СРО.
«Сейчас, благодаря нашему мониторингу, мы видим, что в переходный период строительные компании мигрируют. Порядка 50 организаций за неделю уходят из одного региона в другой, но на их месте появляются около двух десятков новичков. И, конечно, нас еще ждут серьезные проблемы. По аналогии с обманутыми дольщиками, мы не исключаем и появления обманутых строительных организаций, которые по каким-то причинам не смогут перевестись в СРО по месту регистрации сами или перевести компенсационный фонд, либо что-то напутают», – отметил эксперт. По его предположению, наибольший всплеск миграции застройщиков – и, как следствие, конфликтов – придется на конец весны текущего года. По его мнению, чтобы избежать просчетов в реализации нововведений, вступающих в силу с 1 июля 2017 года, необходимо проводить обучающие семинары, круглые столы и разъяснительные беседы со строительными компаниями и самими саморегулируемыми организациями.
«Так, например, сейчас мало кто из руководства СРО имеет четкое и ясное представление о том, что такое общественный контроль, по какой методологии и критериям его проводить», – считает господин Богачев.
Как подчеркнул генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов, в Москве практика разъяснений новшеств в 372-ФЗ уже отчасти налажена. Мероприятия для СРО и застройщиков организовывает Ростехнадзор, за что ведомство остается только искренне поблагодарить. «Ростехнадзор уже проводит обучающие семинары в Москве, где подробно выступают специалисты, а потом в течение двух-трех часов отвечают на все поступающие вопросы. Хотелось бы, чтобы это появилось и в других регионах», – выразил общее пожелание членов Координационного совета господин Алпатов.
С другой стороны, по целому ряду вопросов реализации 372-ФЗ позиции федерального отраслевого ведомства и органа надзора над СРО до сих пор различны, и участники рынка не имеют ясного представления о верном порядке собственных действий.
Негладкий путь реформ
Президент союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок остановился на трудностях реализации реформы саморегулирования, которые уже проявились. По его словам, после принятия нового закона в регионах растет количество саморегулируемых организаций, которые готовы предлагать услуги по выдаче допусков. «Не всегда понятно, откуда такие организации возникли, каковы их цели и задачи, когда они собирают новых членов. Нам необходимо наладить серьезный мониторинг за появлением таких новых СРО и выяснить их истинные намерения», – подчеркнул господин Кривошонок. Не меньше опасений вызывает ситуация с допуском компаний к специализированным строительным работам: «Это касается, например, компаний, работающих на объектах атомной промышленности или занятых в освоении подземных пространств. Я с трудом представляю, как можно написать общие требования к членству в СРО для подобных строительных предприятий. Не меньшие сложности возникнут у СРО и при контроле над работой этих компаний на объектах», – отметил Виктор Кривошонок. По его словам, введенный принцип регионализации тоже пока вызывает больше вопросов, чем ответов. «Обыкновенный, элементарный расчет показывает, что для исполнения новых функций затраты саморегулируемых организаций существенно возрастут. При этом среднее количество членов в СРО, сформированных по региональному принципу, будет уменьшаться, что приведет к сокращению финансирования и возможностей развития саморегулируемых организаций. Для продолжения нормальной работы СРО будут вынуждены существенно повышать членские взносы и другие сборы со строителей», – констатировал Виктор Кривошонок.
У строительных компаний действительно существует достаточно большой разброс исполняемых контрактов по территориям. И принцип регионализации никак не повлияет на необходимость проведения выездных проверок членов СРО в других регионах.
Как признал вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышлен-ной палаты Антон Мороз, пока что Градостроительный кодекс, откорректированный в части саморегулирования 372-ФЗ, далек от совершенства, так как готовился чиновниками в спешке, а в итоге содержит системные ошибки. Например, отчетливо его недоработки видны на примере с формированием Национального реестра ГИПов. Так, в этот перечень сейчас готовятся включать лишь тех специалистов, кто получил образование по специальностям общегражданского строительства. Это пока автоматически ставит крест на тех строителях, кто закончил в прошлом военные вузы. А таких специалистов в Ленинградской области и Петербурге очень много.
Члены Координационного совета уже уверены: в будущем новые корректировки Градостроительного кодекса и 372-ФЗ в части требований к саморегулируемым организациям неизбежны. В частности, потребуется уточнять требования к членству в СРО технических заказчиков. Чтобы не повторить печальный опыт уже допущенных ошибок, в ходе подготовки изменений необходимо более полно обмениваться опытом и вовлечь все строительное сообщество в подготовку законодательных предложений.
Источник: «СТО Строительство Технологии Организация»
Предварительные итоги реформы, стартовавшей летом прошлого года с принятием 3 июля 2016 года 372-ФЗ, и перспективы реализации законодательных новелл, вступающих в силу с 1 июля текущего года, рассмотрел Координационный совет по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО.
Больше контроля
Как отметил помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин, в настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов, а готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
Исполнительный директор Ассоциации НОСТРОЙ Виктор Прядеин отчитался об основных причинах, побудивших подготовить изменения в законодательство о саморегулировании.
По его словам, до инициированных НОСТРОЙ и поддержанных Минстроем поправок в Градостроительный кодекс в отрасли имелись «перегибы» и «перекосы» в управлении. «Нередки были ситуации с торговлей допусками, свидетельствами о праве выполнять работы, непрозрачными финансовыми схемами», – пояснил он. Усугубил ситуацию в саморегулировании и тот факт, что значительная часть средств компенсационных фондов, аккумулируемых в СРО, оказалась утрачена в банках, чьи лицензии были отозваны ЦБ.
Прядеин рассказал, что решение перейти на «принцип регионализации» с обязательным членством генеральных подрядчиков в СРО своего региона было принято по инициативе Минстроя. Одновременно на законодательном уровне принято решение о переводе всех средств компенсационных фондов на специальные счета в кредитные организации, соответствующие требованиям Правительства РФ (уполномоченные банки). «К настоящему времени в целом по России из 100 млрд рублей, которые должны были накопиться в распоряжении СРО, мы имеем подтверждение в виде выписки из этих уполномоченных банков только 46 млрд рублей. Это меньше половины», – подчеркнул Виктор Прядеин. Вместе с тем, у СРО еще есть время разместить средства компенсационных фондов на спецсчетах в полном объеме. Саморегулируемые организации должны это сделать не позднее даты подачи документов о соответствии новым требованиям закона в Ростехнадзор – 1 июля 2017 года.
Кроме структурных изменений, СРО ждут и существенные корректировки в системе предквалификации и контроля.
Второй блок реформы СРО связан с формированием Единого реестра специалистов на базе НОСТРОЙ, куда организации, претендующие на выполнение контрактов по организации строительства, должны внести данные о двух своих ГИПах, имеющих стаж работы по специальности не менее десяти лет и специализацию «организация строительства» в дипломе о высшем образовании.
Третий блок касается введения ответственности СРО за сроки и качество исполнения членами СРО государственных контрактов. Кроме права проведения мониторинга и контроля объемов обязательств генподрядчиков по контрактам, СРО должны будут собирать дополнительные средства во второй компенсационный фонд – «фонд обеспечения договорных обязательств».
В связи с последними двумя новеллами участники заседания высказали несколько замечаний. Во-первых, явно завышенные требования к специалистам могут спровоцировать подачу в реестр специалистов недостоверных данных. Кроме того, реестр должен быть сформирован к 1 июля, а Минстрой до сих пор не издал соответствующий приказ о порядке его ведения и составе необходимых данных. Относительно ответственности по ненадлежащему исполнению контрактов также есть ряд вопросов по методике риск-ориентированного подхода, который должен применяться при оценке достаточности квалификации члена СРО (методику разрабатывает Минстрой), и порядку проведения мониторинга и строительного контроля со стороны СРО.
В ожидании перемен
«Таким образом, теперь саморегулируемые организации получат вполне реальный инструмент не просто представления интересов своих строителей, но еще и действенного влияния на процесс осуществления закупочной компании в субъектах РФ», – подчеркнул Виктор Прядеин, описывая ожидания инициаторов изменений.
О ходе реализации реформы СРО на Северо-Западе более подробно рассказал президент «ЛенОблСоюзСтроя», координатор Национального объединения строителей по СЗФО Георгий Богачев. Он рассказал, что сейчас в СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) действует 15 саморегулируемых организаций. Шесть из них сосредоточены в Ленобласти, на все остальные субъекты округа приходится по одной СРО.
«Сейчас, благодаря нашему мониторингу, мы видим, что в переходный период строительные компании мигрируют. Порядка 50 организаций за неделю уходят из одного региона в другой, но на их месте появляются около двух десятков новичков. И, конечно, нас еще ждут серьезные проблемы. По аналогии с обманутыми дольщиками, мы не исключаем и появления обманутых строительных организаций, которые по каким-то причинам не смогут перевестись в СРО по месту регистрации сами или перевести компенсационный фонд, либо что-то напутают», – отметил эксперт. По его предположению, наибольший всплеск миграции застройщиков – и, как следствие, конфликтов – придется на конец весны текущего года. По его мнению, чтобы избежать просчетов в реализации нововведений, вступающих в силу с 1 июля 2017 года, необходимо проводить обучающие семинары, круглые столы и разъяснительные беседы со строительными компаниями и самими саморегулируемыми организациями.
«Так, например, сейчас мало кто из руководства СРО имеет четкое и ясное представление о том, что такое общественный контроль, по какой методологии и критериям его проводить», – считает господин Богачев.
Как подчеркнул генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов, в Москве практика разъяснений новшеств в 372-ФЗ уже отчасти налажена. Мероприятия для СРО и застройщиков организовывает Ростехнадзор, за что ведомство остается только искренне поблагодарить. «Ростехнадзор уже проводит обучающие семинары в Москве, где подробно выступают специалисты, а потом в течение двух-трех часов отвечают на все поступающие вопросы. Хотелось бы, чтобы это появилось и в других регионах», – выразил общее пожелание членов Координационного совета господин Алпатов.
С другой стороны, по целому ряду вопросов реализации 372-ФЗ позиции федерального отраслевого ведомства и органа надзора над СРО до сих пор различны, и участники рынка не имеют ясного представления о верном порядке собственных действий.
Негладкий путь реформ
Президент союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок остановился на трудностях реализации реформы саморегулирования, которые уже проявились. По его словам, после принятия нового закона в регионах растет количество саморегулируемых организаций, которые готовы предлагать услуги по выдаче допусков. «Не всегда понятно, откуда такие организации возникли, каковы их цели и задачи, когда они собирают новых членов. Нам необходимо наладить серьезный мониторинг за появлением таких новых СРО и выяснить их истинные намерения», – подчеркнул господин Кривошонок. Не меньше опасений вызывает ситуация с допуском компаний к специализированным строительным работам: «Это касается, например, компаний, работающих на объектах атомной промышленности или занятых в освоении подземных пространств. Я с трудом представляю, как можно написать общие требования к членству в СРО для подобных строительных предприятий. Не меньшие сложности возникнут у СРО и при контроле над работой этих компаний на объектах», – отметил Виктор Кривошонок. По его словам, введенный принцип регионализации тоже пока вызывает больше вопросов, чем ответов. «Обыкновенный, элементарный расчет показывает, что для исполнения новых функций затраты саморегулируемых организаций существенно возрастут. При этом среднее количество членов в СРО, сформированных по региональному принципу, будет уменьшаться, что приведет к сокращению финансирования и возможностей развития саморегулируемых организаций. Для продолжения нормальной работы СРО будут вынуждены существенно повышать членские взносы и другие сборы со строителей», – констатировал Виктор Кривошонок.
У строительных компаний действительно существует достаточно большой разброс исполняемых контрактов по территориям. И принцип регионализации никак не повлияет на необходимость проведения выездных проверок членов СРО в других регионах.
Как признал вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышлен-ной палаты Антон Мороз, пока что Градостроительный кодекс, откорректированный в части саморегулирования 372-ФЗ, далек от совершенства, так как готовился чиновниками в спешке, а в итоге содержит системные ошибки. Например, отчетливо его недоработки видны на примере с формированием Национального реестра ГИПов. Так, в этот перечень сейчас готовятся включать лишь тех специалистов, кто получил образование по специальностям общегражданского строительства. Это пока автоматически ставит крест на тех строителях, кто закончил в прошлом военные вузы. А таких специалистов в Ленинградской области и Петербурге очень много.
Члены Координационного совета уже уверены: в будущем новые корректировки Градостроительного кодекса и 372-ФЗ в части требований к саморегулируемым организациям неизбежны. В частности, потребуется уточнять требования к членству в СРО технических заказчиков. Чтобы не повторить печальный опыт уже допущенных ошибок, в ходе подготовки изменений необходимо более полно обмениваться опытом и вовлечь все строительное сообщество в подготовку законодательных предложений.
Источник: «СТО Строительство Технологии Организация»