Новости. Северо-Западный федеральный округ
1 марта 2017
Летом должен начаться очередной виток реформы саморегулирования в строительной отрасли. Согласно поправкам в 372-ФЗ, СРО предстоит взять на себя функцию общественного контроля за госзакупками, капремонтом и окончательно очиститься от «мертвых душ». Однако, по мнению экспертов, вступившие ранее в силу корректировки пока не заработали
Предварительные итоги реформы, стартовавшей летом прошлого года с принятием 3 июля 2016 года 372-ФЗ, и перспективы реализации законодательных новелл, вступающих в силу с 1 июля текущего года, обсудили участники координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представительстве президента в СЗФО. Эксперты особо поблагодарили специалистов Ростехнадзора за разъяснение тонкостей нововведений.
Отстающими темпами
Как отметил помощник полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин, в настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов. Готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
Исполнительный директор ассоциации «Национальное объединение строителей» Виктор Прядеин назвал основные причины, побудившие подготовить изменения в законодательство, и обозначил суть предстоящих преобразований.
В настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов. Готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
«До инициированных Минстроем и правительством РФ корректировок мы имели перегибы и перекосы в управлении отраслью. Нередки были ситуации с торговлей допусками, свидетельствами о праве выполнять работы, непрозрачными финансовыми схемами. По существу, в России оказались сформированы СРО-мегамонстры, которые формально объединяли по 4-5 тысяч компаний со всей страны, а по факту были не в курсе, что происходит на местах. Не проводили такие организации и соответствующие проверки своих членов», - пояснил он.
Усугубил ситуацию в саморегулировании и тот факт, что часть средств компенсационных фондов, аккумулируемых в СРО, оказалась утрачена в банках, чьи лицензии были отозваны.
По инициативе Минстроя было принято решение перейти на «принцип регионализации» с переходным периодом по вступлению для строительных компаний в СРО своего региона и созданию нового СРО (до 1 июля этого года). Кроме того, до 1 ноября 2016 года саморегулируемые организации должны были перевести средства компенсационных фондов на специальные счета банков, требования к которым определило правительство РФ. «Вместе с тем 1 ноября уже давно прошло. Однако к настоящему времени в целом по России из 100 млрд рублей, которые должны накопиться в распоряжении СРО, мы имеем подтверждение в виде выписки из этих банков только 46 млрд рублей. Это меньше половины», - подчеркнул Прядеин.
По словам эксперта, из 21 млрд рублей, заявленных и аккумулированных в СРО по СЗФО, на спецсчета пока переведено только 17 млрд. «При этом из 28 СРО Петербурга только 9 разместили в полном объеме свои средства. В СЗФО - из 15 только 6», - добавил Виктор Прядеин.
Вместе с тем время у СРО еще есть: разместить средства компенсационных фондов на спецсчетах в полном объеме саморегулируемые организации должны не позднее даты подачи документов о соответствии новым требованиям закона в Ростехнадзор - 1 июля 2017 года.
До этой даты для выполнения соответствующих видов работ подрядчики должны иметь действующее свидетельство о допуске. Таким образом, все подрядчики и субподрядчики до 1 июля должны быть членами СРО и отчислять деньги в компенсационный фонд.
В ожидании перемен
Ситуация обещает измениться с 1 июля. С этого момента членами СРО должны быть только генеральные подрядчики, то есть те исполнители и производители работ, которые непосредственно обозначены в контракте с заказчиками, застройщиками, собственниками и Фондом капремонта.
Членами СРО должны быть только генеральные подрядчики, то есть те исполнители и производители работ, которые непосредственно обозначены в контракте с заказчиками, застройщиками, собственниками и Фондом капремонта.
Вместе с тем с 1 июля СРО смогут осуществлять общественный контроль за действиями своих членов, если они работают в сфере государственных или муниципальных госзакупок или капремонта.
«Таким образом, теперь саморегулируемые организации получат вполне реальный инструмент не просто представления интересов своих строителей, но еще и действенного влияния на процесс осуществления закупочной кампании в субъектах РФ», - отметил Виктор Прядеин.
Прозрачность рынка должны также повысить профессиональные и квалификационные стандарты СРО. Кроме того, в рамках поправок предполагается создание Национального реестра специалистов в строительстве (НРС) и особый порядок проверок Госстройнадзора. Сотрудники ведомства, выходя на объект, теперь должны будут контролировать членство организатора строительных работ в СРО, фактическое наличие на площадке двух участников реестра и их официальное трудоустройство в строительной компании.
По мнению Прядеина, все эти меры позволят в будущем убрать с рынка так называемые «мертвые души», то есть организации, существующие на бумаге, но не ведущие реальной строительной деятельности.
Ростехнадзор зовут на помощь
О ходе реформы СРО на Северо-Западе более подробно рассказал президент «Леноблсоюзстроя», координатор Национального объединения строителей по СЗФО Георгий Богачев. Он отметил, что сейчас в СЗФО (без учета Петербурга) действует 15 саморегулируемых организаций. Большая часть из них (6) сосредоточены в Ленобласти, на все остальные субъекты округа приходится по 1.
«Сейчас благодаря нашему мониторингу мы видим, что в переходный период строительные компании мигрируют. Порядка 50 организаций за неделю уходят из одного региона в другой, но на их месте появляются около двух десятков новичков. И, конечно, нас еще ждут серьезные проблемы. По аналогии с обманутыми дольщиками мы не исключаем и появления обманутых строительных организаций, которые по каким-то причинам не смогут перевестись сами или перевести компенсационный фонд либо что-то напутают», - уверен господин Богачев. Как предполагает эксперт, наибольший всплеск миграции застройщиков и, как следствие, конфликтов придется на конец весны этого года.
Вместе с тем для того, чтобы избежать просчетов в реализации нововведений, вступающих в силу с 1 июля 2017 года, необходимо проводить обучающие семинары, круглые столы и разъяснительные беседы со строительными компаниями и самими саморегулируемыми организациями.
«Так, например, сейчас мало кто из руководства СРО имеет четкое и ясное представление о том, что такое общественный контроль, по какой методологии и критериям его проводить», - отметил Богачев.
Как подчеркнул генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов, в Москве практика разъяснений новшеств в 372-ФЗ уже отчасти налажена. Мероприятия для СРО и застройщиков организовывает Ростехнадзор, за что ведомство остается только искреннее поблагодарить.
«Ростехнадзор участвует в очень интересных крупных круглых столах, где подробно вначале выступают специалисты, а потом в течение 2-3 часов отвечают на все поступающие вопросы. Хотелось бы, чтобы это появилось и в других регионах», - выразил общее пожелание участников заседания Сергей Алпатов.
Негладкий путь реформ
Президент Союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок остановился на трудностях реализации реформы саморегулирования, которые уже проявились. По его словам, после принятия нового закона в регионах растет количество организаций, которые готовы предлагать услуги по выдаче допусков.
«Не всегда понятно, откуда такие организации возникли, каковы их цели и задачи, когда они собирают новых членов. Нам необходимо наладить серьезный мониторинг за такими новыми СРО и выяснить их истинные намерения», - подчеркнул Кривошонок. По словам эксперта, не меньше опасений вызывает и ситуация с допуском к специализированными строительными работам.
По предварительным оценкам экспертов, минимальный бюджет региональной СРО для реализации новых предписанных функций должен составлять не менее 10 млн рублей, что почти на 40% больше, чем до принятия 372-ФЗ.
«Это касается, например, компаний, работающих на объектах атомной промышленности или занятых в освоении подземных пространств. Я с трудом представляю, как можно написать общие требования к членству в СРО для подобных строительных предприятий. Не меньшие сложности возникнут у СРО и при контроле над работой этих компаний на объектах», - отметил Виктор Кривошонок.
По его словам, введенный принцип регионализации тоже пока вызывает больше вопросов, чем ответов. «Обыкновенный элементарный расчет показывает, что для исполнения новых функций затраты саморегулируемых организаций существенно возрастут. При этом среднее количество членов в СРО, сформированных по региональному принципу, будет уменьшаться, что приведет к сокращению финансирования и возможностей развития саморегулируемых организаций. Для продолжения нормальной работы СРО будут вынуждены существенно повышать членские взносы и другие сборы со строителей», - констатировал Кривошонок.
У строительных компаний существует достаточно большой разброс исполняемых контрактов. И принцип регионализации никак не повлияет на необходимость проведения выездных проверок членов СРО в других регионах. Отметим, что, по предварительным оценкам экспертов, минимальный бюджет региональной СРО для реализации новых предписанных функций должен составлять не менее 10 млн рублей, что почти на 40% больше, чем до принятия 372-ФЗ.
Как признал вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Мороз, пока что Градкодекс, откорректированный 372-ФЗ в части саморегулирования, далек от совершенства, так как готовился чиновниками в спешке, а в итоге содержит системные ошибки.
Например, его недоработки отчетливо видны на примере с формированием Национального реестра ГИПов. В этот перечень сейчас готовятся включать лишь тех специалистов, кто получил образование по специальностям общегражданского строительства. Это пока автоматически ставит крест на тех строителях, которые закончили в прошлом военные вузы. А таких специалистов в Ленинградской области и Петербурге очень много.
Эксперты уверены: в будущем новые корректировки Градкодекса и 372-ФЗ неизбежны. Чтобы не повторить уже допущенные ранее ошибки, необходимо более полно обмениваться опытом и вовлечь все строительное сообщество в подготовку собственных законодательных предложений.
Источник: ОК-информ
Предварительные итоги реформы, стартовавшей летом прошлого года с принятием 3 июля 2016 года 372-ФЗ, и перспективы реализации законодательных новелл, вступающих в силу с 1 июля текущего года, обсудили участники координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представительстве президента в СЗФО. Эксперты особо поблагодарили специалистов Ростехнадзора за разъяснение тонкостей нововведений.
Отстающими темпами
Как отметил помощник полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин, в настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов. Готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
Исполнительный директор ассоциации «Национальное объединение строителей» Виктор Прядеин назвал основные причины, побудившие подготовить изменения в законодательство, и обозначил суть предстоящих преобразований.
В настоящее время практически все аспекты реформирования СРО в строительстве вызывают болезненные споры у экспертов. Готовых и действенных рецептов при этом до сих пор не найдено.
«До инициированных Минстроем и правительством РФ корректировок мы имели перегибы и перекосы в управлении отраслью. Нередки были ситуации с торговлей допусками, свидетельствами о праве выполнять работы, непрозрачными финансовыми схемами. По существу, в России оказались сформированы СРО-мегамонстры, которые формально объединяли по 4-5 тысяч компаний со всей страны, а по факту были не в курсе, что происходит на местах. Не проводили такие организации и соответствующие проверки своих членов», - пояснил он.
Усугубил ситуацию в саморегулировании и тот факт, что часть средств компенсационных фондов, аккумулируемых в СРО, оказалась утрачена в банках, чьи лицензии были отозваны.
По инициативе Минстроя было принято решение перейти на «принцип регионализации» с переходным периодом по вступлению для строительных компаний в СРО своего региона и созданию нового СРО (до 1 июля этого года). Кроме того, до 1 ноября 2016 года саморегулируемые организации должны были перевести средства компенсационных фондов на специальные счета банков, требования к которым определило правительство РФ. «Вместе с тем 1 ноября уже давно прошло. Однако к настоящему времени в целом по России из 100 млрд рублей, которые должны накопиться в распоряжении СРО, мы имеем подтверждение в виде выписки из этих банков только 46 млрд рублей. Это меньше половины», - подчеркнул Прядеин.
По словам эксперта, из 21 млрд рублей, заявленных и аккумулированных в СРО по СЗФО, на спецсчета пока переведено только 17 млрд. «При этом из 28 СРО Петербурга только 9 разместили в полном объеме свои средства. В СЗФО - из 15 только 6», - добавил Виктор Прядеин.
Вместе с тем время у СРО еще есть: разместить средства компенсационных фондов на спецсчетах в полном объеме саморегулируемые организации должны не позднее даты подачи документов о соответствии новым требованиям закона в Ростехнадзор - 1 июля 2017 года.
До этой даты для выполнения соответствующих видов работ подрядчики должны иметь действующее свидетельство о допуске. Таким образом, все подрядчики и субподрядчики до 1 июля должны быть членами СРО и отчислять деньги в компенсационный фонд.
В ожидании перемен
Ситуация обещает измениться с 1 июля. С этого момента членами СРО должны быть только генеральные подрядчики, то есть те исполнители и производители работ, которые непосредственно обозначены в контракте с заказчиками, застройщиками, собственниками и Фондом капремонта.
Членами СРО должны быть только генеральные подрядчики, то есть те исполнители и производители работ, которые непосредственно обозначены в контракте с заказчиками, застройщиками, собственниками и Фондом капремонта.
Вместе с тем с 1 июля СРО смогут осуществлять общественный контроль за действиями своих членов, если они работают в сфере государственных или муниципальных госзакупок или капремонта.
«Таким образом, теперь саморегулируемые организации получат вполне реальный инструмент не просто представления интересов своих строителей, но еще и действенного влияния на процесс осуществления закупочной кампании в субъектах РФ», - отметил Виктор Прядеин.
Прозрачность рынка должны также повысить профессиональные и квалификационные стандарты СРО. Кроме того, в рамках поправок предполагается создание Национального реестра специалистов в строительстве (НРС) и особый порядок проверок Госстройнадзора. Сотрудники ведомства, выходя на объект, теперь должны будут контролировать членство организатора строительных работ в СРО, фактическое наличие на площадке двух участников реестра и их официальное трудоустройство в строительной компании.
По мнению Прядеина, все эти меры позволят в будущем убрать с рынка так называемые «мертвые души», то есть организации, существующие на бумаге, но не ведущие реальной строительной деятельности.
Ростехнадзор зовут на помощь
О ходе реформы СРО на Северо-Западе более подробно рассказал президент «Леноблсоюзстроя», координатор Национального объединения строителей по СЗФО Георгий Богачев. Он отметил, что сейчас в СЗФО (без учета Петербурга) действует 15 саморегулируемых организаций. Большая часть из них (6) сосредоточены в Ленобласти, на все остальные субъекты округа приходится по 1.
«Сейчас благодаря нашему мониторингу мы видим, что в переходный период строительные компании мигрируют. Порядка 50 организаций за неделю уходят из одного региона в другой, но на их месте появляются около двух десятков новичков. И, конечно, нас еще ждут серьезные проблемы. По аналогии с обманутыми дольщиками мы не исключаем и появления обманутых строительных организаций, которые по каким-то причинам не смогут перевестись сами или перевести компенсационный фонд либо что-то напутают», - уверен господин Богачев. Как предполагает эксперт, наибольший всплеск миграции застройщиков и, как следствие, конфликтов придется на конец весны этого года.
Вместе с тем для того, чтобы избежать просчетов в реализации нововведений, вступающих в силу с 1 июля 2017 года, необходимо проводить обучающие семинары, круглые столы и разъяснительные беседы со строительными компаниями и самими саморегулируемыми организациями.
«Так, например, сейчас мало кто из руководства СРО имеет четкое и ясное представление о том, что такое общественный контроль, по какой методологии и критериям его проводить», - отметил Богачев.
Как подчеркнул генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов, в Москве практика разъяснений новшеств в 372-ФЗ уже отчасти налажена. Мероприятия для СРО и застройщиков организовывает Ростехнадзор, за что ведомство остается только искреннее поблагодарить.
«Ростехнадзор участвует в очень интересных крупных круглых столах, где подробно вначале выступают специалисты, а потом в течение 2-3 часов отвечают на все поступающие вопросы. Хотелось бы, чтобы это появилось и в других регионах», - выразил общее пожелание участников заседания Сергей Алпатов.
Негладкий путь реформ
Президент Союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок остановился на трудностях реализации реформы саморегулирования, которые уже проявились. По его словам, после принятия нового закона в регионах растет количество организаций, которые готовы предлагать услуги по выдаче допусков.
«Не всегда понятно, откуда такие организации возникли, каковы их цели и задачи, когда они собирают новых членов. Нам необходимо наладить серьезный мониторинг за такими новыми СРО и выяснить их истинные намерения», - подчеркнул Кривошонок. По словам эксперта, не меньше опасений вызывает и ситуация с допуском к специализированными строительными работам.
По предварительным оценкам экспертов, минимальный бюджет региональной СРО для реализации новых предписанных функций должен составлять не менее 10 млн рублей, что почти на 40% больше, чем до принятия 372-ФЗ.
«Это касается, например, компаний, работающих на объектах атомной промышленности или занятых в освоении подземных пространств. Я с трудом представляю, как можно написать общие требования к членству в СРО для подобных строительных предприятий. Не меньшие сложности возникнут у СРО и при контроле над работой этих компаний на объектах», - отметил Виктор Кривошонок.
По его словам, введенный принцип регионализации тоже пока вызывает больше вопросов, чем ответов. «Обыкновенный элементарный расчет показывает, что для исполнения новых функций затраты саморегулируемых организаций существенно возрастут. При этом среднее количество членов в СРО, сформированных по региональному принципу, будет уменьшаться, что приведет к сокращению финансирования и возможностей развития саморегулируемых организаций. Для продолжения нормальной работы СРО будут вынуждены существенно повышать членские взносы и другие сборы со строителей», - констатировал Кривошонок.
У строительных компаний существует достаточно большой разброс исполняемых контрактов. И принцип регионализации никак не повлияет на необходимость проведения выездных проверок членов СРО в других регионах. Отметим, что, по предварительным оценкам экспертов, минимальный бюджет региональной СРО для реализации новых предписанных функций должен составлять не менее 10 млн рублей, что почти на 40% больше, чем до принятия 372-ФЗ.
Как признал вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Мороз, пока что Градкодекс, откорректированный 372-ФЗ в части саморегулирования, далек от совершенства, так как готовился чиновниками в спешке, а в итоге содержит системные ошибки.
Например, его недоработки отчетливо видны на примере с формированием Национального реестра ГИПов. В этот перечень сейчас готовятся включать лишь тех специалистов, кто получил образование по специальностям общегражданского строительства. Это пока автоматически ставит крест на тех строителях, которые закончили в прошлом военные вузы. А таких специалистов в Ленинградской области и Петербурге очень много.
Эксперты уверены: в будущем новые корректировки Градкодекса и 372-ФЗ неизбежны. Чтобы не повторить уже допущенные ранее ошибки, необходимо более полно обмениваться опытом и вовлечь все строительное сообщество в подготовку собственных законодательных предложений.
Источник: ОК-информ