Новости. Северо-Западный федеральный округ
– Виктор Васильевич, положения 372-ФЗ в полную силу вступят с 1 июля 2017 года. Какие контрольные этапы определены до конца переходного периода? Какие сложности возникают в правоприменительной практике?
– Первая контрольная дата – 1 ноября 2016 года. К этому сроку все СРО должны перечислить средства компенсационных фондов на специальные счета в уполномоченные банки, требования к которым определены Правительством РФ. Сегодня в отраслевых изданиях публикуются разные мнения относительно того, нужно ли размещать все средства СРО в банках. Мы считаем, что тут двух мнений быть не может: все деньги должны быть размещены на специальных счетах в банках вне зависимости от того, были сформированы уже два компенсационных фонда согласно новым требованиям законодательства (фонд возмещения вреда и фонд договорных обязательств) или существует один компенсационный фонд СРО. Иных трактовок закон не дает.
Второй важный момент – переход членов СРО из той организации, где они до принятия закона состояли, в саморегулируемую организацию по месту регистрации членов. Здесь на текущий момент также возникает много препятствий. Опять же эти препятствия возникают из-за неправильной трактовки закона. Некоторые СРО, из которых переходят организации, чинят препятствия тому, чтобы такой переход состоялся согласно процедуре, определенной законом. Кроме того, они препятствуют перечислению денежных средств из своих компенсационных фондов в фонды тех СРО, куда организация переходит. Мы ведем анализ и учет всех таких жалоб. На нашем сайте размещен анализ типовых случаев. Например, одна СРО, ссылаясь на то, что форма уведомления о добровольном прекращении членства с целью перехода в другую саморегулируемую организацию у них как внутренний документ не утверждена, рассылает своим членам другой документ, который у них утвержден положениями, а именно заявление о добровольном исключении. Если такой документ строительная компания подпишет, она будет исключена из членов СРО и никакого права перехода и с последующим переводом компенсационного фонда она не получит. Причем такие письма рассылают весьма крупные СРО. НОСТРОЙ ведет разъяснительную работу по всем таким случаям и на сайте, и на мероприятиях. Нами разработан алгоритм преодоления препятствий и исключения вольных трактовок закона. Чтобы донести эту информацию до членов СРО – строительных организаций, мы призываем региональные органы власти участвовать в этой работе. Очень важно, чтобы органы на местах, контролирующие сферу строительства, провели тематические совещания по разъяснению положений 372-ФЗ.
До 1 декабря 2016 года строительные организации – члены СРО должны выразить свою позицию: остаться в СРО, заявить о намерении перейти в СРО своего региона или выйти из СРО. Есть такие предложения в адрес строительных компаний: до 1 июля 2017 года далеко, спокойно работайте, допуск у вас действует, никаких телодвижений совершать не надо. Но мы-то знаем, что говорит закон: если организация четко не выразит свою позицию до 1 декабря 2016 года, то СРО просто ее исключит. У нее есть такое право. Опять же никаких прав на компенсационный фонд во время перехода такая компания иметь не будет.
Есть и еще одна проблема. Несмотря на то что вектор на регионализацию закреплен законом, некоторые СРО «по старинке» продолжают принимать в свои члены строителей не из своих регионов. Минстрой в соответствующем письме в августе текущего года дал четкие разъяснения по этому поводу. Вступать в СРО по региональному принципу строительным организациям необходимо уже сейчас. Если организация принимает в свои члены компанию, которая не соответствует принципу регионализации, это является нарушением частей 6 и 3 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ. С 1 декабря 2016 года прием строительной компании в СРО не по месту регистрации будет означать присвоение такой саморегулируемой организацией денег компфонда строительной компании.
– Что делать компаниям, в чьем регионе есть только одна СРО, и, возможно, «проблемная»? Как решается вопрос с «зависшими» в банках компенсационными фондами некоторых СРО?
– Формально эти средства не утеряны, так как есть право требования к кредитной организации, банкротство которой не завершено. Но мы понимаем, что члены СРО, которые готовы перейти к себе в регионы, должны четко представлять, в какую организацию они переходят, в каком состоянии у нее компенсационный фонд. Сейчас в стране действуют 269 строительных саморегулируемых организаций и много субъектов, в которых две и более СРО. Там у компаний есть выбор. Но есть и такие регионы, где СРО всего одна. Если у нее проблемы, куда переходить строителям – большой вопрос. Такая ситуация в Мурманской области, где единственная СРО в регионе и ее компенсационный фонд утерян практически полностью. Пока у нас три таких проблемных области. Мы готовы поддерживать наших коллег, есть разные планы спасения таких организаций, здесь нет общих случаев, каждый из них мы обсуждаем отдельно. Кроме того, в решении этой проблемы необходима также помощь региональных органов власти, потому что разные предложения по созданию новых СРО и по присоединению таких организаций к более устойчивым дают возможность быстро решить этот болезненный вопрос. Сейчас ситуация в Мурманской области активно обсуждается. Возможно, ряд СРО протянут руку помощи.
Уже сейчас система СРО начинает самоочищаться. Ранее все СРО конкурировали за клиента, можно было привлечь в СРО строительную организацию из любой точки страны, так или иначе строители испытывали давление саморегуляторов. Сейчас многие СРО уже начали добросовестно исполнять закон, ведут разъяснительную работу среди своих членов.
Мнение:
Анна Леонова, координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по СЗФО (кроме г. Санкт-Петербург):
– В СЗФО ситуация, с одной стороны, проще, а с другой – сложнее. Напомню, в СЗФО всего девять субъектов. В восьми из них существует по одной саморегулируемой организации. Это устоявшиеся СРО, они изначально формировались по территориальному признаку и хорошо зарекомендовали себя за шесть лет работы. В каждой из них состоит не более 10 «иногородних» компаний, с которыми они могут безболезненно расстаться и перевести компфонды, не нарушая действующее законодательство. Чего нельзя сказать про некоторые крупные саморегулируемые организации в других регионах.
С мнением о том, что региональные СРО сидят единолично на местах, как «удельные» князьки, я не соглашусь полностью, поскольку в саморегулировании конкуренции в рыночном ее понимании быть не должно. Сегодня, в момент переходного периода, когда строительные организации находятся в состоянии неопределенности и крупные СРО препятствуют их переходу в региональные саморегулируемые организации, открытие новых СРО в регионах, на мой взгляд, внесет только больший хаос в текущую ситуацию и будет грозить подрывом системы. С моим мнением солидарны коллеги в СЗФО.
Случаи введения в заблуждение действительно есть. На примере своей саморегулируемой организации скажу, что на данный момент порядка 756 организаций Вологодчины состоят в иных СРО, и мы всем им отправили письма с просьбой обратить внимание на изменение законодательства. Откликов очень много, но реально за две недели активной работы к нам собираются перейти только пять организаций, остальные пока в процессе выбора.
Мы активно взаимодействуем с региональными членами и региональными органами власти, информируем об изменениях в законодательстве. Сейчас главное для руководителей СРО – следовать букве закона, а не делать строителей заложниками своих амбиций. Подчеркну, в 372-ФЗ есть все подходы для здравой его реализации.
Алексей Белоусов, координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по г. Санкт-Петербургу:
– В Петербурге начались процессы передислокации СРО. На текущий момент в другие регионы ушли уже четыре СРО, еще две готовятся к переходу, четыре находятся в стадии принятия решения о переходе, три готовятся к слиянию. Итого 13. Понятно, что если, например, петербургская СРО имеет большой филиал в Краснодаре и там зарегистрировано большинство ее членов, то для такой саморегулируемой организации целесообразным и логичным будет сменить юридический адрес. Отдельный вопрос – как выполнить требования закона небольшой СРО? В Петербурге около семи саморегулируемых организаций имеют в своем составе порядка 200 членов, и в случае ухода части компаний они оказываются на грани исключения из государственного реестра СРО. Чтобы этого не произошло, такие СРО активно ищут решение проблемы: кто-то пытается договориться о слиянии, кто-то уйти в другой регион.
Очень много вопросов возникает в связи с новыми требованиями к компенсационным фондам: как их считать, формировать, размещать. Также важно, как будут проходить проверки соблюдения СРО порядка, условий размещения и инвестирования средств компенсационных фондов, что будут требовать нацобъединения, прокуратора, Ростехнадзор. Ведь от этого зависит, смогут ли СРО сохранить свой статус, учитывая, что в Петербурге около 50% СРО в большей или меньшей степени утратили средства компфонда.
Нас ждут непростые времена, придется пройти много проверок, но я надеюсь, что благодаря новому закону система саморегулирования наконец-то избавится от коммерческой составляющей.
Справка:
Пять положений ФЗ-372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Региональность. Членами строительной СРО могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте РФ, где зарегистрирована такая СРО.
2. Изменился размер взноса в компенсационный фонд, размер зависит от уровня ответственности и стоимости работ по одному договору.
3. Вводится дополнительный компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Данный фонд является обязательным только для тех, кто участвует в государственных и муниципальных торгах, градация также зависит от уровня ответственности.
4. Вводятся новые минимальные квалификационные требования.
5. С 01.07.2017 вступать в СРО должны только генеральные подрядчики.
Кстати:
НОСТРОЙ обратился к губернаторам и полпредам от имени президента Национального объединения строителей о помощи в организации региональных совещаний по разъяснению положений 372-ФЗ для руководителей строительных компаний и представителей органов исполнительной власти.