Новости. Северо-Западный федеральный округ
Госзаказ в строительстве - хорошая возможность для компаний удержаться на плаву в нынешних экономических реалиях
По итогам 2014 года общий объем бюджетного финансирования в строительной отрасли оценивается в 5,7 триллионов рублей, то есть треть бюджета страны государство отдает на возведение домов, больниц, детских садов, дорог и объектов промышленности.
В условиях экономического кризиса борьба за освоение «портфеля госзаказа-2015» ожидается нешуточная. Доступ к деньгам добросовестных налогоплательщиков должны получить только квалифицированные опытные игроки строительного рынка, которые уже подтвердили свою деловую репутацию, убеждена госвласть. Прогрессивная часть профессионального сообщества с этим согласилась.
А что закон?
Закон, регламентирующий сферу госзаказа (44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), по мнению многих экспертов, не учитывает особенностей закупок на выполнение строительных работ и услуг. Диктат цены сегодня тянет за собой длинную цепочку рисков - низкое качество, срывы сроков исполнения заказа, а также иные нарушения в отсутствие квалификации и опыта работы некоторых участников торгов - никто не станет спорить с тем, что не стоит доверять миллиарды компаниям, у которых не только специализированной техники, но даже и лопаты нет.
Беда в том, что сегодня у заказчика (по действующему законодательству) не хватает инструментов для выбора надежного исполнителя заказа, дополнительные требования к которому (опыт и деловая репутация) в 44-ФЗ заведены, но безнадежно размыты. Представителей строительного бизнес-сообщества - СРО - по-прежнему не включают в состав конкурсных комиссий, однако кто лучше них знает участников строительного рынка, их квалификацию, финансовое состояние, возможности и репутацию?
Когда норма закона и практика правоприменения в отрыве друг от друга
В последнее время профессиональное сообщество демонстрирует высокую активность и вносит большое количество предложений по развитию контрактной системы. Москва, к примеру, готовит поправки в закон об ужесточении правил участия в торгах и конкурсах на проведение строительных работ по госзаказу.
«По нашему мнению, недопустимо, чтобы в торгах на строительство крупных и знаковых объектов могли принимать участие компании, до этого ничего существенного не построившие. Попав в больницу, мы выберем опытного хирурга, а не практиканта. Так и здесь», - считает Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства Москвы. - Во всем мире законодательство, регламентирующее торги и конкурсы в строительной сфере, намного более жесткое, чем в России. Именно поэтому у нас иногда в конкурсах участвуют и даже побеждают компании, не имеющие достаточной квалификации», - добавил руководитель департамента.
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) предлагает пойти по пути разработки отдельного закона о стройподряде в сфере закупок (проект закона размещен на официальном портале НОСТРОЙ). Документ предусматривает особенности планирования закупок и определения поставщика, порядок проведения процедуры предквалификации и антидемпинговые меры при проведении процедуры закупки, а также дает ответы на вопросы по обеспечению эффективного исполнения контракта, ответственности СРО, аудита и контроля в сфере госзаказа.
Активное участие в подготовке предложений в Концепцию принимает саморегулируемая организация «Строительный ресурс». Понимая, что СРО сегодня необходимо вовлекать в процедуру определения подрядчика на этапе предквалификационного отбора, партнерство разработало проект «квалификационного сертификата СРО».
В этот документ «зашиты» такие критерии, как оценка опыта, деловая репутация, история компании, ее материальные и финансовые ресурсы, кадровый состав. Оценку деловой репутации, например, предлагается проводить в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительной организации». Национальный стандарт разработан ТК Росстандарта 066 по заказу СРО «Строительный ресурс».
«Инструменты по определению требований к квалификации, опыту и репутации есть - вопрос в формализации этих процедур. Грамотный заказчик в состоянии оценить и проверить квалификацию. Вопрос, как это описать в законе, чтобы это было вменяемо, проверяемо, контролируемо, - полагает Павел Колыхалов, директор Международного института развития контрактной системы. - Но технологии определения опыта и деловой репутации - не у заказчика, они у тех, кто работает в сфере строительства».
Такого же мнения придерживаются и в Росстандарте, призывая бизнес-сообщество активнее разрабатывать отраслевые стандарты, которые в статусе национального будут рекомендованы к использованию регулятором в законотворческом процессе.
На практике это будет выглядеть так: прямая ссылка на стандарт может содержаться в профильном регулирующем нормативном акте - эта норма может заработать уже в ближайшее время, с принятием нового закона о стандартизации (законопроект «О стандартизации в РФ» готовится к рассмотрению ко второму чтению в Госдуме). Таким образом, национальный стандарт ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительной организации», направленный на создание качественной деловой атмосферы на российском рынке строительных услуг, имеет все шансы закрепиться в законодательном поле и положить конец разговорам о выборе инструментов определения критериев надежности поставщика строительных услуг.
«Мы считаем, что можно и нужно стандартизировать не только продукцию, но и различные нематериальные активы, включая деловую репутацию, - говорит Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. - Это очень важно с точки зрения дальнейшего применения на практике, с точки зрения восприятия участниками рынка результатов данной работы. Зная рейтинг компании, легче ориентироваться среди большого количества игроков на рынке. Заказчикам при осуществлении закупок на рынке это позволит сделать прозрачными отношения с большой группой компаний и выйти на те компании, которые наиболее эффективны».
Экспертное сообщество сегодня сходится во мнении, что без усиления роли стандартизации в экономике форсировать техническое переоснащение и модернизацию производства невозможно, а значит - и решить государственные задачи, в том числе по импортозамещению и обеспечению граждан доступным жильем, вовлечению в госзаказ малого и среднего бизнеса.
Совершенно очевидно, что стандарты нового поколения приведут к росту конкуренции внутри отраслей, но они также и откроют дорогу на рынок только репутационно ориентированному бизнесу, что обеспечит доверие потребителя к товарам и услугам отечественного производителя. Круг замкнулся.
«Базовые показатели законопроекта о стандартизации нам нужны завтра, - считает Владимир Шахов, председатель Технического комитета Росстандарта 066 “Оценка опыта и деловой репутации предприятий”. - Если они будут приняты Госдумой и введены в действие, мы быстрее разработаем свой собственный законопроект о государственном строительном подряде, потому что основа этого проекта - предквалификация, которая должна отпираться на понятную и внятную систему оценки, а такой системой оценки могут быть только стандарты».
Источник: http://rossk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5535:2015-02-24-11-39-04&catid=325:2014-01-08-16-15-57&Itemid=396