Новости. Северо-Западный федеральный округ
22 октября 2015
14 октября отмечался Всемирный день стандартов (World Standards Day). О том, как стандарты могут повышать качество исполнения строительных работ и снижать риски срыва контрактов, порталу «Нижний Новгород on-line» рассказали члены Технического комитета по стандартизации 066.
Под давлением негативных процессов в российской экономике, строительные компании предпринимают радикальные меры для сокращения издержек и оптимизации производства. На первое место при оценке будущих проектов выходят не объемы строительства, а показатели ожидаемой прибыли. В то же время заказчики и потребители строительных услуг все более внимательно относятся к рискам, связанным с качеством и сроками исполнения контрактов. В условиях сокращения бюджета, заказчик не может позволить себе издержки, связанные с неисполнением обязательств со стороны застройщиков. Одновременно органы государственной власти ищут пути повышения качества бюджетных строек.
Репутация по ГОСТу
В качестве инструмента, обеспечивающего качественное выполнение контрактов и снижающего риски заказчика может быть использован ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». За год его существования накоплен достаточный опыт его применения для определения показателей опыта и деловой репутации компаний. Стандарт получил положительные отзывы от самих участников рынка строительных услуг, поддержку законодателей и успешно прошел научную экспертизу. Требование о наличии оценки соответствия участников конкурса данному стандарту включается в конкурсную документацию уже в нескольких российских регионах. Таким образом, практика его применения при проведении конкурсов уже есть.
ГОСТ Р 56002-2014 разработан Техническим комитетом по стандартизации № 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий», который занимается разработкой стандартов оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при Федеральном агентстве по метрологии и стандартизации. Задачей ТК 066 является разработка стандартов, в которых выявлены и закреплены критерии оценки деловой репутации компаний, имеющие объективные и измеряемые числовые показатели. Первоначальная и основная идея разработки таких документов заключалась в том, чтобы дать участникам рынка инструмент для быстрой и надежной оценки своих контрагентов для принятия решений о совместной работе на рынке B2B. Ключевой задачей ТК 066 является снижение транзакционных издержек в экономике Российской Федерации. В этом году Росстандартом был утвержден ГОСТ Р 66.0.01-2015 (также разработанный ТК 066) закрепляющий методические основы оценки деловой репутации во всех сферах предпринимательской деятельности.
«Большой интерес к методике, используемой в российском стандарте оценки деловой репутации, проявляют европейские и китайские стандартизаторы, работающие в сфере оценки брендов, – Представить российскую методику оценки деловой репутации нас пригласили на заседание рабочей группы №1 «Процесс оценки брэнда», ТК 289 ИСО «Оценка брэнда». Заседание состоится в ноябре этого года в Шеньжень (КНДР) и предварительные переговоры убедили нас в перспективности этой встречи», – отметил рассказывает член ТК 066 Даниил Супрунчук.
Сама методика уже многократно была описана в различных источниках и вполне доступна. В результате оценки по ГОСТ Р 56002-2014 компании присваивается индекс деловой репутации в диапазоне от 0 до 1. При индексе ниже 0,5, сертификат соответствия организации не выдается, поскольку данное значение индекса является пороговым и свидетельствует о крайне низком уровне деловой репутации (в том числе, вследствие отсутствия опыта исполнения строительных работ) и наличии критического несоответствия стандарту. По отзывам экспертов, работающих в сфере оценки соответствия по данному ГОСТу, основные трудности компаний-сертификантов связаны с предоставлением доказательной базы, подтверждающей опыт работы компании в профессиональной сфере. «Согласно стандарту, опыт работы компании в сфере строительства должен быть подтвержден исполненными контрактами, – Некоторые компании с заявленным опытом работы в десять и более лет, не могут предоставить нам необходимые документы, и ссылаются на законодательство, предписывающее их хранение на протяжении всего пяти лет. Но стоит отметить, что у крупного бизнеса таких проблем нет», – пояснил руководитель ЦОС СДС «Оценка опыта и деловой репутации» Светлана Варюхина.
Другим нюансом оценки соответствия на данный ГОСТ являются жесткие требования к проведению выездной проверки компании, которая в обязательном порядке проводится группой экспертов по месту нахождения сертификанта и занимает время, прямо пропорциональное объему документов, подлежащих проверке. «У нас есть случаи отказа в проведении сертификации, если компания хочет получить оценку в срок, за который её провести невозможно. Если на проведение выездной проверки объективно требуется семь дней, мы не можем провести её за два. К сожалению, периодически нам приходится это объяснять, т.к. у некоторых руководителей сеть неверное представление о процедуре сертификации. Оценивая репутацию других мы очень дорожим собственной, и нам периодически это приходится доводить до наших клиентов», – рассказала Светлана Варюхина.
Гарантии от СРО
Вопросы качества и безопасности строительства в настоящее отнесены законодательством к компетенции саморегулируемых организаций. Точно так же как и обеспечение имущественной ответственности исполнителей строительных работ перед обществом и потребителями. Это позволяет Минстрою России активно поднимать тему повышения ответственности СРО, в том числе и за качество выполнения работ. Вопросы включения в систему саморегулирования компаний работающих в сфере малоэтажного строительства и в сфере капитального ремонта активно обсуждаются на федеральном уровне. При чем, в данном случае, речь идет не об ответственности, как таковой (принципиально этот вопрос уже решен), а о конкретных механизмах, через которые эта ответственность может быть реализована на рынке. «Саморегулируемые организации обладают всеми юридическими возможностями для аудита своих членов и осуществления контроля полного цикла производства строительных работ. Вопрос в том, кто это будет оплачивать? В Европе финансовая нагрузка за все виды проверок и аудита деятельности строителей также возложена на инвестора. Именно заказчик диктует параметры качества и платит за дополнительный контроль, который гарантирует надлежащее исполнение контракта», – подчеркнул президент союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок.
Нужно четко понимать, что в случае со строительными компаниями речь идет об услугах. Строители оказывают услуги по капитальному строительству, а не продают готовый товар, поэтому риски срыва сроков, удорожания в силу объективных причин или снижения качества есть всегда. Разумеется, заказчик проверяет наличие у исполнителя свидетельства о допуске СРО, которое гарантирует соблюдение минимальных квалификационных требований, потом наводит справки об опыте и репутации. Но если заказчик хочет получить гарантии качества исполнения контракта, этих мер недостаточно. Для получения таких гарантий, во-первых, нужна предварительная оценка производственного и кадрового потенциала компании, который потребуется для строительства конкретного объекта с привязкой к его метаположению. А во-вторых, контроль на всех этапах выполнения работ. «Одним из инструментов добровольного применения может стать Квалификационная гарантия СРО. Саморегулируемая организация, как центр профессиональной компетенции вполне в состоянии сопоставить потенциал компании с ПСД будущего объекта. Более того, если СРО выдала такую гарантию, то она сама будет заинтересована и в организации соответствующего контроля», – считает Виктор Кривошонок.
По большому счету, для того, чтобы этот механизм заработал на практике, требуется только волеизъявление заказчика. Можно смело предположить, что добросовестные участники рынка не будут возражать против такого дополнительного аудита, т.к. для них получение гарантии СРО не составит большого труда, но при этом может стать серьезным конкурентным преимуществом. «Применение стандартов обязательного и добровольного применения является основным инструментом в вопросах регулирования качества предоставляемых услуг. Действующее законодательство дает заказчику все необходимые инструменты для установления необходимых требований», – уверен генеральный директор Национального центра «Специальный ресурс» Владимир Шахов.
Например, в случае невыполнении застройщиком своих обязательств перед дольщиками, субъекту РФ приходится искать нового застройщика, который будет готов достроить объект. В текущей экономической ситуации, крайне важно, как для субъекта РФ, так и для претендента на включение в механизм поддержки дольщиков – получить детальную картину по поводу способностей компании и её текущего реального состояния.
Привлечение сторонней экспертной организации, будь то орган по сертификации или саморегулируемая организация позволяет с одной стороны получить качественный аудит и объективную оценку потенциала строительной компании, а с другой защитить интересы этой компании в части конфиденциальности внутренних данных.
Источник: http://tybet.ru/content/articles/index.php?SECTION_ID=371&ELEMENT_ID=69957