Новости. Санкт-Петербург
Самыми востребованными остаются каменщики и плотники
Работать с новыми стройматериалами и архитектурными решениями способны только профессионалы, обладающие современными знаниями, уверены в Минстрое. Но при этом одними из самых востребованных специалистов на стройке остаются представители исконных профессий – каменщики и плотники.
Диспропорция на стройке
По статистике, студенты профильных вузов чаще всего предпочитают специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». По данным Минстроя, среди наиболее популярных направлений подготовки: «Строительство», «Архитектура», «Градостроительство», «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Ежегодно из вузов выпускают более 44 тыс. «инженеров-строителей». А по программам среднего специального образования – всего около 80 тыс. специалистов. То есть на одного инженера приходится менее двух профессиональных рабочих.
Тем не менее в Минстрое признают, что подготовка специалистов и формирование кадрового потенциала – основа любой отрасли. «Сегодня перед стройкомплексом стоит множество задач, для решения которых необходимы квалифицированные кадры. Современное строительство требует не только использования новых материалов, но и применения свежих архитектурных решений, которые будут воплощать специалисты, обладающие актуальными знаниями, навыками и компетенциями», – считает глава ведомства Ирек Файзуллин. Недавно ректор НИУ МГСУ Павел Акимов заявил, что разработан проект Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года – первый вариант этой «дорожной карты» обещают опубликовать в ближайшее время.
По данным Кадрового центра Минстроя, самые востребованные специальности в строительстве – это монтажник технологических трубопроводов, электрогазосварщик, арматурщик, бетонщик, каменщик, плотник. А в системе ЖКХ – слесарь аварийно-восстановительных работ, дорожный рабочий, инженер-энергетик, слесарь-сантехник. На базе цифровой отраслевой платформы Кадрового центра есть электронная биржа труда. Летом здесь было зарегистрировано более 16 тыс. вакансий.
Так что сложности с профессиональными рабочими не менее актуальны, чем рост стоимости стройматериалов или их дефицит из-за санкций.
Мастерская конкуренция
Чиновники и участники рынка уверены, что для привлечения большего числа рабочих в строительные профессии необходимо поднимать их престиж. А в этом в том числе помогают конкурсы профессионального мастерства, например, WorldSkills или «Строймастер». Последний конкурс родом из Петербурга, хотя уже давно стал всероссийским и проводится при поддержке Национального объединения строителей.
В 2022 году в Петербурге в рамках этого состязания уже выбрали лучшего специалиста по организации строительства, монтажника каркасно-обшивных конструкций (Александр Фадейчев, ИП «Баженов»), штукатура (Андрей Пильгун, ИСК «НКС»), каменщика (Олег Жизневский, «СТ-Строй») и сварщика (Умарбек Музаффаров, «Северная компания»). При этом в каждой номинации, помимо профессионалов, соревновались и учащиеся профильных колледжей и лицеев – среди них также определили лучших в своем деле. Победители будут участвовать во всероссийском туре конкурса, который состоится в рамках II Международного строительного чемпионата, который пройдет в начале октября в Казани.
Кроме того, в Москве уже подведены итоги и награждены победители всероссийского этапа отраслевого конкурса профессионального мастерства для инженерно-технических работников. Так, в номинации «Лучший специалист по охране труда» победил Алексей Киселёв из Соснового Бора (АО «Монтажно-строительное управление № 90», Ассоциация «СРО «Строители Ленинградской области»).
Второе место получила Оксана Здорная из Хабаровска (ООО «РН-Комсомольский НПЗ», Ассоциация СРО «Дальневосточное объединение строителей»), а третьим стал специалист из Петербурга Роман Анферов (ООО «Строительно-монтажное управление Северная долина», СРО А «Объединение строителей СПб»).
В номинации «Лучший специалист по ценообразованию» первое место заслужила Татьяна Алексеева (ООО «ВЭС», СРО А «Псковский строительный комплекс»), вторым стал Александр Полятинский (ФКП «Аэропорты Севера», Ассоциация СРО «Союз строителей Якутии»), а третье место заняла Александра Антонова (ООО «ГУДСР», Ассоциация СРО «Строители Свердловской области»).
Мнения экспертов
Александр Вахмистров, координатор НОСТРОЙ по Петербургу, президент СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
«Перед строительным сообществом Петербурга по-прежнему остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. Особенно востребованы представители таких профессий, как электрогазосварщики, бетонщики, монтажники-электрики. Низкоквалифицированные рабочие из числа мигрантов тоже нужны. Их количество после пандемии не восстановилось, хотя ситуация не критична, поскольку часть этих вакансий заняли российские рабочие.
Безусловно, Петербургу необходимо проводить более активную работу по повышению престижа строительных профессий среди собственного населения и в целом улучшать условия работы на стройках».
Андрей Паньков, заместитель генерального директора по производственным вопросам Объединение «Строительный трест»:
«Все наши объекты полностью укомплектованы необходимым персоналом, мы не наблюдаем существенных изменений, связанных, например, с трудовой миграцией из ближнего зарубежья. Существует сезонный режим въезда/выезда.
Довольно часто теория далека от практики, поэтому выпускникам профильных вузов приходится учиться и оттачивать знания непосредственно на строительных площадках. Это, на мой взгляд, самый быстрый и эффективный способ овладеть профессией.
Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов. Так, каменщики объединения «Строительный трест» из года в год занимают первые места на таких состязаниях, и этот год не стал исключением. Первое место в окружном этапе «Строймастера» заслужил Олег Сергеевич Жизневский, сотрудник ООО «СТ-Строй». Он семикратный обладатель почетного звания «Лучший каменщик» Петербурга, и с 2014 года ежегодно отстаивает звание лучшей строительной компании».
Анна Лях, директор по персоналу «Главстрой Санкт-Петербург»:
«Дефицит рабочих кадров сохраняется. Среди наиболее востребованных специальностей: сварщики, бетонщики-арматурщики, отделочники, монтажники, сантехники, механики. Ощущается нехватка инженерно-технического персонала. Если говорить о смежных областях, например, эксплуатации жилья, нужны слесари, электрики, маляры.
В настоящий момент многие строительные компании активно сотрудничают с профессиональными учебными заведениями: техникумами, колледжами. Сузы и вузы стали активно вовлекать в учебный процесс представителей бизнеса – будущих работодателей. Экспертов приглашают на лекции, защиту дипломных работ, просят познакомить студентов с практическими кейсами, чтобы молодые специалисты вовлекались в строительные процессы и решали реальные производственные задачи.
Мы отмечаем рост уровня образования выпускников рабочих специальностей, что во многом связано с тесным сотрудничеством нашей компании с профильными учебными заведениями. По возможности мы корректируем образовательные программы под свои профессиональные стандарты и требования. Участвуем в кейс-чемпионатах, где студенты могут проявить себя. Уделяем внимание прохождению практик. Стажировка дает возможность погрузиться в рабочую реальность, познакомиться с профессией. Такая практика сотрудничества помогает привлечь молодых специалистов. Порядка 30% студентов становятся работниками нашей компании».
Ирина Белинская, генеральный директор ЗАО «Петербургский строительный центр»:
«Основная проблема, о которой говорят строители, это дефицит рабочих кадров, который по итогам 2022 года может возрасти до 60% (в сравнении с 35% по итогам 2021-го). Кроме того, беспокоит отток трудовых мигрантов, повышение себестоимости строительства и фонда оплаты труда, увеличение сроков сдачи объектов или даже приостановка работ.
Пока немногие строительные компании готовы заниматься профориентацией рабочих, хотя их и становится больше. Важно, чтобы руководство компаний выработало систему организации внутренних соревнований среди рабочих. Это метод мотивации и стимулирования к достижению лучших профессиональных навыков.
Необходимо повышать престиж рабочих профессий. Нужна система профориентации учащихся, начиная со школы. А также тесная связь учебных заведений со строительными компаниями (знакомство со стройкой, практика и обучение будущих специалистов, трудоустройство). Восполнять дефицит рабочих кадров в нынешних условиях возможно только в активном взаимодействии с учебными заведениями, готовящими подобных специалистов».
Владимир Палагин, директор Невского колледжа имени А. Г. Неболсина:
«В целом по стране число поступающих в колледжи увеличилось. Все больше ребят уходит из школ после 9-го класса. Строители говорят, что зарплаты повысились, но далеко не все хотят работать на стройке в дождь и мороз. Пока ребятам гораздо интереснее профессии повара, кондитера, связанные с автомобильным транспортом, IT-технологии.
Мы готовим сантехников, специалистов по монтажу и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, лифтов и т. д. Например, наш колледж единственный в Петербурге, который обучает специалистов по монтажу и эксплуатации оборудования и систем газоснабжения. Конкурсы профмастерства однозначно нужны, и наши студенты в них участвуют. Они помогают в профориентации, популяризации этих специальностей среди абитуриентов и школьников. Наши студенты знают: если в этих профессиях достичь хороших навыков и умений, сможешь хорошо зарабатывать и будешь востребован».
Анатолий Кривоносов, директор Академии управления городской средой, градостроительства и печати:
«Одна из основных проблем сейчас заключается в организации обучения и повышения квалификации персонала. А именно это способствует высокой рентабельности строительного производства. Необходимо тесное взаимодействие работодателей с профессиональными образовательными организациями, которые испытывают трудности с организацией практической подготовки обучающихся, стажировками преподавателей на предприятиях отрасли.
Сейчас в профессиональных образовательных организациях внедряются новые требования к образовательным программам, соответствующие профессиональным стандартам, требованиям «Ворлдскиллс Россия», «Топ-50», меняется качественный подход как к системе образования в целом, так и к поиску новых педагогических технологий, методик и средств. Наша Академия, например, в том числе за счет своих средств создает две оснащенные современной материально-технической базой мастерские по компетенциям: «Геопространственные технологии» и «Ландшафтный дизайн».
Система среднего профобразования переживает масштабное реформирование, чтобы приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка и сделать ее более гибкой. Например, реализуется эксперимент по внедрению новой технологии конструирования образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Она предусматривает совершенствование практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов. Продолжительность обучения составит не более двух лет для студентов, которые пришли в колледж после 11-го класса, и не более трех лет для тех, кто поступил после 9-го класса. Однако участие Петербурга в конкурсе на предоставление грантов в рамках этого федерального проекта пробуксовывает».
Источник: Недвижимость и строительство Петербурга