Новости. Санкт-Петербург
В этом году множество законопроектов рассмотрено в кратчайшие сроки
В этом году для противодействия санкциям в кратчайшие сроки рассматривалось и принималось множество законов и подзаконных актов.
Значительная их часть касалась строительной отрасли, земельных отношений, сферы ЖКХ. Чтобы дать правовую оценку многочисленным законопроектам, в ускоренном темпе пришлось работать и Экспертному совету НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.
Разменяли вторую сотню
Экспертный совет был создан в НОСТРОЙ в 2012 году, и недавно в Петербурге прошло его юбилейное 100-е заседание, где, в частности, рассмотрели ряд законопроектов в области земельных отношений. Первый посвящен жилым комплексам, состоящим из индивидуальных жилых домов, и управлению имуществом общего пользования. Документ устанавливает понятие жилого комплекса, особенности проведения общего собрания собственников и т. д. «В прошлом году в стране введено 92 млн кв. м жилья. И две трети из этого объема приходится именно на ИЖС. Так что этот законопроект очень важен. Помимо прочего он также устанавливает способы управления такими комплексами: общее собрание, управляющая компания или товарищество собственников. Определен также порядок использования имущества, не входящего в долевую собственность, описаны права граждан, не являющихся членами товарищества, установлен порядок взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. Одним из признаков таких комплексов называется наличие градостроительной документации, и документ дает время на создание проекта планировки территории», – пояснил председатель Экспертного совета, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. Дальнейшим анализом документа займется рабочая группа совета.
Заместитель председателя Экспертного совета Леонид Бандорин представил законопроект, касающийся перевода участков из одной категории в другую. По его словам, документ интересен с фискальной точки зрения. Он разрешает относить земли к определенной категории без согласия правообладателя участка. Наделов, которые не отнесены к какой-то категории земель, в стране хватает. Их нельзя предоставить для каких-то целей, нельзя провести кадастровую оценку таких участков, а значит, и рассчитать налог или плату за пользование. Для присвоения же конкретной категории, нужно согласие собственника, которого он может и не дать. Законопроект должен эту проблему решить.
Опасность и налоги
Несколько вопросов касались и института саморегулирования. Например, проекта постановления правительства РФ, утверждающего минимальные требования к членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Они должны вступить в силу с 1 марта 2023 года. Об основных новеллах рассказывала член Экспертного совета, представитель Ассоциации «Строительный комплекс Ленинградской области» Ирина Кузьма. По ее словам, удивление экспертов вызвало отсутствие в требованиях к специалистам компании наличия высшего образования по специальности в области строительства. Кроме того, снижен с пяти лет до трех минимальный стаж работы на инженерных должностях. Указаны также специальные наименования должностей, которые не соответствуют единому справочнику. Положения об аттестации содержат другие наименования. Есть и требования к «стажу работы по специальности», но такого понятия нет в трудовом законодательстве, и неясно, как этот стаж исчислять. «К документу у нас есть и другие замечания, в том числе юридико-технического характера, но в целом мы предлагаем утвердить положительное заключение», – пояснила Ирина Кузьма.
Экспертный совет одобрил законопроект, который позволяет СРО, использующим упрощенную систему налогообложения, платить налоги из средств, заработанных на размещении компенсационных фондов на депозитах в банках. «Это довольно «бородатый» законопроект. СРО уже пытались использовать такой способ, но все это до первой налоговой проверки. После нее мгновенно приходит требование Ростехнадзора вернуть деньги обратно. Рабочая группа, помимо заключения на законопроект, также должна привести статистику, сколько СРО находятся на «упрощенке» и сколько эта мера позволит сэкономить», – заявил Алексей Белоусов.
Рассмотрен и законопроект, который корректирует сразу несколько направлений в строительной сфере. Это и информирование банка надзорным органом о потере СРО своего статуса, правила включения строительных специалистов в Национальный реестр, исключение доверительного управления компенсационными фондами СРО, а также целый ряд изменений, касающихся долевого строительства: расширение оснований для прекращения договора об эскроу-счете, возможность Фонда развития территорий менять свое решение о завершении долгостроя или выплате компенсаций и многое другое. Рабочая группа Совета будет готовить подробное экспертное заключение.
Леонид Бандорин также представил законопроект, призванный привлечь частные инвестиции в строительство социальных объектов: «Документ очень важный и масштабный – 211 страниц. Но в нем есть ряд существенных недоработок. Одна из самых важных в том, что поправки в законы о концессионных соглашениях и о государственно-частном партнерстве не увязаны с Градостроительным кодексом и его относительно новыми нормами о комплексном развитии территорий».
Созданы еще две рабочие группы, которые должны оценить проект постановления правительства РФ, утверждающего новые правила проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции и капремонте. Этот порядок не менялся уже 12 лет и устарел. А также проект профессионального стандарта «Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности».
Мнения экспертов
Аркадий Чернецкий, вице-президент Национального объединения строителей:
«Экспертный совет вносит значительный вклад в формирование грамотного законодательства и правил игры в строительной сфере. Но у него еще есть потенциал. Надо позиционировать НОСТРОЙ как реальную силу, которая может отстаивать интересы строительной отрасли. Надо занимать более активную позицию, и интеллектуальный потенциал Экспертного совета может в этом помочь. Надо не только отвечать на законодательные тренды, но и формировать их самостоятельно. Сейчас авторитет НОСТРОЙ достаточно высок, нас слушают и понимают в кабинетах министерств, в Совете Федерации, в Госдуме. Используя эти связи, мы можем гораздо активнее формировать законодательную базу строительной отрасли, влияющую на ее повседневную жизнь».
Леонид Бандорин заместитель председателя Экспертного совета, первый заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ:
«Законодательная повестка меняется. И не только из-за антисанкционного законодательства, которое ворвалось в нашу жизнь. Хотя отмечу нашу непримиримую позицию относительно нормы, которая все же вошла в пакет антикризисных поправок. Речь о возможности субъектов РФ и муниципальных образований в 2022 году отменять публичные слушания по важным градостроительным документам, таким как Генплан, Правила землепользования и застройки и проекты планировки. Этой нормой воспользовались семь субъектов РФ из 85. То есть она не нашла отклика у большинства регионов. Но, к сожалению, субъекты РФ с наибольшим объемом строительства ее применяют, например, Москва, Московская область, Татарстан. Мы продолжаем настаивать, что удаление граждан из процесса принятия значимых решений не может быть обусловлено никакими антисанкционными мероприятиями.
Если говорить в целом, то законодательство перманентно меняется. У нас был 30-летний срок, когда оно развивалось по принципу «меню возможностей». Например, Градостроительный кодекс давал возможности принимать Генплан, ПЗЗ, создавать информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. А теперь законодательство становится инструментом реализации задач, поставленных государством. И это само по себе неплохо. Мы убедились, что не можем жить в таком поле возможностей – надо ставить задачи».
Ирина Кузьма, член Экспертного совета, председатель Комитета по цифровой трансформации строительной отрасли НОСТРОЙ:
«Почти каждый докладчик сегодня упоминал, учтено ли мнение Национального объединения строителей при обсуждении того или иного законопроекта. Мы видим, что весомость мнения НОСТРОЙ и Экспертного совета как органа, формирующего его юридико-технические замечания, совершенно очевидно растет. Из общих тенденций мы по-прежнему видим высокую скорость рассмотрения документов, а также упрощение и облегчение инвестиционно-строительного процесса. Целый ряд законов и подзаконных актов направлен на выстраивание стройной системы управления, не перегруженной бюрократическими процедурами. И оценка Экспертным советом важна, поскольку у нас есть специалисты, знающие процесс изнутри. Кроме того, Совет сформирован по региональному принципу, что дает понимание местных особенностей. Поэтому мы можем сформулировать наиболее концентрированное мнение всего сообщества.
Мы, как и законодатели, тоже два года работали нон-стоп – сначала коронавирус, потом санкции. На первых порах такие темпы несколько пугали, но теперь они превратились в привычный рабочий режим. Не рассмотреть эти законопроекты и не дать им оценку было бы неправильно».
Источник: Недвижимость и строительство Петербурга