Новости. Санкт-Петербург
Реформа набирает обороты
Строители просят законодательной передышки, но реформу отрасли не остановить. Ещё непонятно, как скажется на рынке переход застройщиков на работу с проектным финансированием; до сих пор не утверждена Стратегия развития отрасли до 2030 года, а чиновники уже работают над «регуляторной гильотиной». В скором времени предстоит проанализировать и переработать 183 нормативных акта.
Об этом, в частности, шла речь на XVIII Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций, который прошёл в Москве. Мероприятие организует Национальное объединение строителей. Его участников приветствовал глава Минстроя Владимир Якушев, который отметил, что с 2009 года, когда на добровольной основе объединились первые 54 СРО, саморегулирование уже перешло из стадии становления в стадию системного совершенствования. Он поблагодарил членов НОСТРОЙ за участие в подготовке Стратегии развития строительного комплекса до 2030 года. Министр рассчитывает, что итоговый документ поможет совершенствовать конкуренцию, комфорт и безопасность. Хотя он отметил, что Стратегия не догма и может меняться, но основным запросам отрасли она соответствует.
Говорил министр и о долгожданных поправках в Градостроительный кодекс, которые, впрочем, пока не работают, поскольку нет подзаконных актов. Чиновники обещают утвердить их до нового года. «Мы вместе обсуждали эти изменения, много спорили. Но в конечном варианте получили ответ на уже перезревшие вопросы. Например, применение BIM-технологий. Ведущие компании давно ими пользовались, но эти технологии не были легализованы – не были прописаны в федеральном законодательстве», – пояснил г-н Якушев.
Напряжение спадает
Не обошёл министр стороной и переход на проектное финансирование. На его взгляд, проблемы с получением кредитов возникают в основном у небольших компаний в регионах, где не очень высокий спрос, а разница между себестоимостью и продажной ценой невелика. «Мы работаем с субъектами РФ, банками, самими застройщиками. Задача реформы была в том, чтобы сохранить не только средства граждан, но и сами строительные компании. Не должно быть предпосылок для их ухода с рынка. Наша цель – максимально помочь компаниям, которые честно работали на рынке и исключительно из-за экономической ситуации не могут получить проектное финансирование», – заявил Владимир Якушев. По его словам, этому должен способствовать мягкий переходный период. К нему долго готовились, определяя, какие компании смогут завершить проекты по старым правилам. Потом была большая дискуссия о дате, на которую застройщики должны подтвердить готовность объектов. «В течение года рынок лихорадило. Все ждали, какие решения примут чиновники и законодатели. Теперь такого напряжения уже нет. Но сказать, что вся проблематика снята, мы не можем. Пока не будут завершены начатые по старым правилам дома, мы всё ещё в переходном периоде. При этом нас ждёт новый вызов – «регуляторная гильотина». Надо пересмотреть всю контрольно-надзорную деятельность, отсечь лишнее, убрать избыточные требования и выстроить отношения между строителями и властями. Предстоит переработать 183 нормативных документа, и мы рассчитываем на помощь НОСТРОЙ», – заявил Владимир Якушев.
Участников Съезда также приветствовали первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин.
Строители экономят
На Съезде общее собрание СРО утвердило ряд технических вопросов. Большинство из них уже обсуждалось на региональных конференциях и дискуссии на общероссийском собрании не вызвало. Например, в Совет НОСТРОЙ (по квоте Сибирского федерального округа) избрали Максима Федорченко. В Ревизионную комиссию доизбрали представителя Союза Саморегулируемая организация «Уральское жилищно-коммунальное строительство» Игоря Воронова.
Кроме того, делегаты утвердили приоритетные направления деятельности Национального объединения строителей на 2020 год. Впрочем, с прошлого года они не претерпели существенных изменений, поскольку остаются значимыми и актуальными. Это защита интересов СРО и их членов, потребителей строительной продукции; представление их интересов в органах госвласти, местного самоуправления, региональных операторах – фондах капитального ремонта; содействие повышению безопасности и качества строительства, а также повышение эффективности саморегулирования.
Утвердили и смету расходов на следующий год. По словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, правила рачительного хозяйства никто не отменяет: «Смета довольно экономичная. Последние три года мы использовали дополнительные средства, полученные от взноса на формирование реестра специалистов. Теперь все задачи надо уложить в суммы, собранные из членских взносов. В целом мы с этим справились и даже увеличили расходы на региональные этапы конкурса «Строймастер», выездные заседания Совета, затраты на мониторинг и реализацию нацпроектов, деятельность Технического совета».
Внесены изменения в Устав НОСТРОЙ. Например, появилось такое новшество, как «транзит инициатив»: когда одна из окружных конференций поднимает важную для отрасли тему, она должна обсуждаться и на других конференциях в остальных регионах.
Юбилейные итоги
Антон Глушков отчитывался о работе НОСТРОЙ в 2019 году, но поскольку Национальному объединению исполнилось 10 лет, президент вспомнил и про историю его создания. Так, первая строительная СРО была зарегистрирована в январе 2009 года. Затем на добровольных началах объединились 54 СРО, что и стало днём рождения НОСТРОЙ. В 2014-м ему передали полномочия вести единый реестр членов Объединения, а в 2015-м – единый реестр членов СРО. Летом 2016-го случилась большая реформа: был введён региональный принцип членства в СРО, появились новые инструменты контроля за членами организаций, разделились компенсационные фонды и т.д.
Сейчас в Национальное объединение входят 223 СРО, членами которых являются 91 875 компаний. Из государственного реестра за весь период исключены 79 СРО, в том числе четыре в 2019 году. По словам Антона Глушкова, 82% фирм имеют первый уровень ответственности – то есть выполняют контракты стоимостью до 60 млн рублей: «Большинство членов СРО – это небольшие организации малого и среднего бизнеса. Защита их интересов – наша основная задача. Например, сейчас для участия в торгах по госзаказу компаниям приходится вносить деньги в компенсационный фонд исполнения договорных обязательств, да ещё и предоставлять банковскую гарантию. То есть они платят дважды. Мы полагаем, что в этом случае в банковской гарантии нет необходимости, и подготовили поправки в законодательство», – говорит Антон Глушков.
Он также сообщил, что суммарный размер всех компенсационных фондов приблизился к 95 млрд рублей, то есть к историческому максимуму в 97 млрд рублей, зафиксированному в 2016 году. Поэтому НОСТРОЙ предлагает разрешить работать СРО, которые потеряли часть средств в банках с отозванной лицензией, но не имеют других нарушений.
Г-н Глушков привёл цифры, которые подтверждают, что компенсационные фонды работают. Сейчас требования к фондам возмещения вреда составляют 1,5 млрд рублей, уже произведены выплаты на 570 млн рублей (с учётом выплат страховых компаний). Компенсационный фонд исполнения договорных обязательств более «молодой», и практика выплат только формируется. Но первое такое дело в Белгородской области уже рассмотрено судом. Требования к местной СРО составили 450 млн рублей по шести контрактам. НОСТРОЙ выступил в суде третьей стороной и помог снизить претензии почти в восемь раз – до 60 млн рублей.
Кроме того НОСТРОЙ уже выплатил возмещение за ранее лишившиеся статуса СРО – 1,5 млрд рублей. «Мы должны сохранить систему компенсационных фондов. А то сегодня много предложений о перераспределении этих средств на другие цели – например, на выплаты пострадавшим дольщикам. Хотя есть и другая крайность, когда некоторые СРО незаконно пытаются избежать ответственности», – поясняет Антон Глушков.
Говорил он и о национальном реестре специалистов, в котором уже 204 000 записей. 85 000 компаний отчитались о наличии в штате двух (минимально необходимое число) специалистов. Теперь НОСТРОЙ намерен сместить внимание с наполнения реестра на контроль за тем, как специалисты задействованы непосредственно на стройплощадках.
Почётный президент Национального объединения строителей Ефим Басин полагает, что стоит вернуться к практике выдачи компаниям допусков на определённые виды работ. Тогда можно понять, какого именно профиля специалисты нужны предприятию, а пока это строители с высшим образованием и определённым стажем работы.
Не обошлось и без ложки дёгтя. На Съезде выступил гендиректор Ассоциации «Сахалинское Саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозалевский. Он указал на ряд проблем, о которых не говорилось. По его мнению, целью Стратегии должно быть не строительство 120 млн кв.м жилья в год, а прежде всего повышение производительности труда, которая в четыре раза ниже, чем за рубежом. А также повышение зарплат строителей, подготовка профессиональных кадров. «Сейчас все разговоры о застройщиках. А помогать надо не им, а подрядчикам. Есть обманутые дольщики, а сколько обманутых подрядчиков? Сколько из них обанкротились, сколько людей не получили зарплаты? И при этом в Стратегии есть главы об архитектуре, проектировании и т.д., но нет главы о подрядной деятельности. Например, подрядчикам очень помогло бы создание в регионах единого государственного заказчика. Такое поручение президент РФ дал ещё в 2015 году, но оно не исполнено».
Источник: НЕДВИЖИМОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА. 9 декабря 2019 №47 (1089). С. 16