Новости. Санкт-Петербург
Петербург предложил расширить полномочия Минстроя по регулированию конкурсных электронных закупок
«Думаю, что выражу уверенность всех участников этого совещания в том, что стройкомплекс Северо-Западного федерального округа под эгидой НОСТРОЙ и НОПРИЗ не останется в стороне и будет принимать активное участие в выработке конструктивных предложений по совершенствованию редакции Концепции в частности, и законодательства в целом», ‒ отметил при обсуждении проекта изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» на совещании, инициированном Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, член Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», вице-президент, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.
На том же совещании, прошедшем в Санкт-Петербурге, предложили расширить полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в части регулирования конкурсных электронных закупок в строительной отрасли, поскольку в июле 2019 года вводятся в действие положения №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, строителей затронут нормы ч.3.1 ст. 66, убирающие конкретные показатели значения «товар» в закупках на строительство и капремонт в проектах с проектно-сметной документацией.
Напомним, что значение «товар» появилось в нормативных актах, применительно к электронным аукционам в 2011 году, в рамках исполнения требований законодательства о защите прав конкурентов. Интерпретация данной нормы впервые была озвучена в сентябре 2011 года на пресс-конференции ФАС России. Спустя 8 лет данная, не актуализированная под нынешние реалии трактовка вводится в действие на уровне федерального законодательства, хотя нынешняя ситуация в корне отличается от той, которая была 2011 году, когда не существовало никакой контрактной системы, действовали нормы Закона «О размещении заказов» и процедурного Закона «О подборе подрядчика», а отношения «заказчик – подрядчик» регулировались Градостроительным кодексом. С появлением контрактной системы возник ряд нормативных ограничений, вынуждающих по каждому изменению в договорах подряда обращаться в суд.
С 1 июля 2019 года заказчик будет размещать проектно-сметную документацию (ПСД), прошедшую государственную экспертизу, на официальном сайте электронной торговой площадки, где компании, желающие принять участие в аукционе, в свою очередь размещают заявки. Однако, если ранее ФАС – как контролирующий орган – не вникала в ГОСТы, СНиПы и товары, указанные в ПСД, то со введением №71-ФЗ будет вынуждена это делать, следуя букве закона. В связи с этим далее возможно два варианта развития событий: либо подрядчики будут вынуждены сниматься с торгов, либо допущенные к аукциону участники не смогут внести в заключенные контракты никакие изменения, даже при выявлении необходимости поменять тот или иной товар (к примеру, введение санкций на указанный в ПСД продукт или изменение нормативно-технических требований).
Для выхода из этой ситуации, которая проявит себя в ближайшие полгода с момента начала действия №71-ФЗ, на предварительном рабочем совещании была представлена Концепция доработки законопроекта с учетом тенденций актуального блока изменений в Федеральный закон №44-ФЗ.
В ходе дискуссии в Петербурге было отмечено, что предложения, представленные в проекте Концепции, очень правильные. Но для создания качественно работающего норматива и внесения необходимых изменений в законодательство от строительного сообщества нужно профессиональное наполнение и дополнение указанных в Концепции поправок. Модератор совещания, вице-президент, член Совета НОПРИЗ от СЗФО, координатор нацобъединения по СФЗО Александр Гримитлин напомнил собравшимся, что среди приоритетных направлений деятельности НОПРИЗ были обозначены задачи по активному участию профсообщества в совершенствовании действующего законодательства: «У архитекторов, проектировщиков, изыскателей, строителей есть возможность начать реализовывать это направление незамедлительно. Предложения по внесению изменений в 44-ФЗ, полученные аппаратами нацобъединений, рекомендации и пожелания будут консолидированы и представлены на совместной встрече президентов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, а затем переданы в Министерство строительства и ЖКХ для дальнейшего внесения в проект поправок в 44-ФЗ».
Все участники совещания в Петербурге отметили необходимость ввести Минстрой России в качестве основного фигуранта моделирования процесса нормотворчества в строительной деятельности и консолидирования предложений от профсообщества.