Новости. г.Москва
Только 111 СРО будут операторами Нацреестра. За остальных заплатит НОСТРОЙ. Наверно
Полным хаосом в головах, документах, мнениях и решениях можно назвать обсуждение правил ведения Национального реестра специалистов строительной отрасли, которое состоялось на Совете НОСТРОя 15 марта.
Отметим сразу, что за месяц, с момента последнего заседания Совета НОСТРОя, ясности в этом вопросе не только не прибавилось, а, скорее, убавилось. При этом приказа Минстроя России о порядке ведения реестра как не было, так и нет, включая все приложения к нему, которые должны были хоть как-то систематизировать требования к кандидатам в Нацреестр. Представитель Минстроя в Совете НОСТРОя Олег Сперанский хранил по этому поводу олимпийское молчание.
Самым главным вопросом стали критерии отбора СРО в качестве оператора Нацреестра или, проще говоря, кому НОСТРОЙ может доверить проводить первичный сбор и отправку документов, а кому – нет. Президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов еще на прошлом заседании Совета откровенно заявил, что он не доверяет всем без разбору руководителям СРО, некоторых надо отлучить от этого процесса обязательно. На нынешнем заседании спор шел именно о том, кто же эти «некоторые».
Андрей Молчанов предложил дать функции оператора только тем СРО, которые полностью выполнили требования закона и перечислили весь компенсационный фонд на спецсчета в уполномоченных банках. При этом понятие «весь» подразумевало именно исторически максимальный объем, а не тот, что остался после отзыва у банков лицензий, в которых хранились средства компфондов. Таких СРО из 268 сейчас насчитывается 111, причем в Москве – всего 18. Вот они, по мнению президента НОСТРОя, и могут быть операторами. А все остальные, увы, это право теряют. Список 111 «счастливчиков» Молчанов поручил опубликовать на сайте НОСТРОя, чтобы все знали, кто имеет право собирать документы для Нацреестра.
Что же делать компаниям-членам СРО, которые не смогут подать документы через саморегулируемую организацию? Вариантов два: либо напрямую отправить документы соискателей в НОСТРОЙ, но при этом нет никакой гарантии, что все они будут оформлены правильно, поскольку компании будут формировать эти пакеты в меру своего понимания требований закона. Таким образом, почтовая переписка НОСТРОя со строителями довольно сильно оживится, не считая того, что при этом решении все документы пакета должны быть заверены нотариально, а это около 2000 рублей с человека.
Второй вариант: компания обращается в ту СРО, которая является оператором, и просит оформить пакеты документов на специалистов. В этой ситуации НОСТРОЙ доплатит за каждый пакет документов оператору по 500 рублей (опять же предложение А.Молчанова), а сама СРО может также назначить определенную плату за свои услуги, «но в пределах разумного». Таким образом, по мнению А.Молчанова, строительные компании на деле узнают, какая же у них в регионе надежная и правильная и, может быть, даже перейдут в нее в рамках своего региона.
Отметим, что сейчас Ростехнадзор и Минстрой России категорически против того, чтобы компании переходили в СРО в рамках одного региона, и члены Совета НОСТРОя резко запротестовали против такой идеи А.Молчанова. Это и понятно – 9 членов Совета представляют СРО, у которых частично утрачен компфонд в результате банкротства банков. Однако Молчанов заверил, что в ближайшие дни будет совещание у вице-премьера Дмитрия Козака, где этот вопрос, скорее всего, будет решен положительно. Таким образом, компании смогут из СРО-банкротов переходить с компенсационным фондом (если он, конечно, есть) в надежные, добросовестные СРО.
Нельзя не отметить, что таким решением НОСТРОЙ фактически потворствует тем коммерческим СРО, которые и компфонд где-то потеряли, и со своими членами не очень-то рвутся работать. То есть, НОСТРОЙ из своего бюджета собирается оплачивать негодную работу и «увод» многомиллиардных компфондов тому же ОБИНЖу, «РСА» и прочим «коммерсантам», которые будут только счастливы свалить с себя необходимость что-то делать.
С другой стороны, такое ограничение получения статуса операторов поставит строителей целых регионов перед необходимостью ЕХАТЬ в другой регион, и далеко не всегда соседний, в том случае, если их единственная СРО статуса оператора не получила. Но, похоже, члены Совета, в том числе, и от регионов, об этом даже не задумались, а походя поставили строителей перед очередными затратами. И хорошо, если это будет трата на бензин. А если на самолет? Нет ответа, да его и не искали. Странно, что в этой ситуации промолчали координаторы Сибири, Дальнего Востока и Урала – а ведь там расстояния меряются не километрами, а часами полета.
Еще один момент, который Андрей Молчанов назвал важнейшим, - это обучение операторов и разъяснение, как правильно проверять, заверять и отправлять документы в Нацреестр. Для этого необходима, как минимум, методичка, чтобы каждая СРО не начала все это делать в меру своего понимания. Методички такой нет, и ее пока никто не разрабатывает. Как, собственно, нет пока и программного обеспечения Нацреестра. На каких «кошках» будут тренироваться операторы, пока непонятно. Но совещания с ними уже намечены на 27-31 марта.
И последняя проблема, которая грозит выгнать со строительного рынка малый и средний бизнес, и которая пока так и не решена: требования к стажу и специальности кандидатов в реестр. По словам координатора по Югу России Батырбия Тутаришева, почти ни в одной компании малого бизнеса в округе нет специалистов с дипломом по специальности «строительство» и стажем по ней же 10 лет. То есть с рынка должно уйти от 30 до 60% компаний в зависимости от региона! О том, что это может спровоцировать социальный взрыв и протесты, на Совете не говорили, но хотя бы думать об этом надо! А если дело дойдет до открытых писем Президенту России, тут мало никому не покажется.
О том, что эти требования нужно менять, говорили на Совете еще месяц назад, но воз и поныне там, а до 1 июля осталось уже чуть больше 3 месяцев. До сих пор не решено, как будет учитываться образование и стаж военных строителей, подземщиков, энергетиков, монтажников инженерных систем. Минстрой приказ не выпустил, НОСТРОЙ разводит руками, под угрозой потери работы – десятки тысяч компаний.
Нужно отметить, что окончательное решение о том, как будет формироваться Нацреестр так пока и не принято. А.Молчанов попросил всех членов Совета и координаторов до 1 апреля представить свои предложения в письменном виде. Но самое главное – существуют такие проблемы, которые не решить никакими предложениями – хоть письменными, хоть устными. Жаль, что над ними начинают задумываться за три месяца до часа «Икс».
Источник: http://ancb.ru