Новости. г.Москва
ОПОРА России: у 55% компаний возникли трудности из-за реформы СРО
«Опора России» завершила первый мониторинг хода реализации реформы в сфере саморегулирования и применения 372-ФЗ. Как следует из отчета, реформа идет с большими трудностями, поскольку закон был принят без учета мнения профессионального сообщества.
В июне 2016 года Комитет по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» подготовил аргументированное заключение на проект федерального закона, который был призван реформировать институт саморегулирования в строительном комплексе России, и направил его направила главам Минстроя и Минэкономики. После рассмотрения руководство Министерства строительства и ЖКХ России выступили с инициативой провести совместное совещание с представителями «Опоры России» для урегулирования спорных моментов в тексте законопроекта.
Еще до принятия закона, по мнению экспертов Комитета по строительству ОПОРЫ РОССИИ, подготовленный пакет поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в целом, мог оказать неблагоприятное влияние на развитие рынка в целом. В случае принятия пакета поправок в том виде, в котором он был представлен на ОРВ, в регионах усилились бы тенденции монополизации строительного рынка, что, в свою очередь, привело бы к росту коррупции.
В открытом диалоге представителей власти и бизнеса был достигнут компромисс по целому ряду замечаний. В целях сохранения здоровой конкуренции на строительном рынке и положительного функционирования института СРО после проведения предстоящей реформы саморегулирования в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, Комитет по строительству выступал за внесение в проект закона всех представленных правок. Отсутствие компромисса по ряду пунктов между экспертами и Минстроем России привели стороны к Дмитрию Козаку. По итогам расширенного совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ, «Опора России» получила поручение осуществлять независимый мониторинг хода реализации реформы на территории всей страны.
В соответствие с поручениями Дмитрия Козака, результаты первого мониторинга должны были быть представлены до 1 марта 2017 года.
Комитет по строительству «Опоры России» провел собственное исследование рынка. Результаты отражены в общем Докладе в Правительство Российской Федерации об итогах мониторинга практики применения Федерального закона от 3 июля 2016 года №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Итоги мониторинга ООО МСП «ОПОРА РОССИИ»
В период с 20 декабря 2016 года по 5 февраля 2017 года профильным Комитетом по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» был проведен мониторинг практики применения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ. Целевой аудиторией исследования стали субъекты предпринимательства, основной хозяйственной деятельностью которых является строительство, проектирование и/или изыскательская деятельность.
В исследовании приняли участие члены ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», предприниматели – представители отрасли более чем из половины субъектов Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность по указанным направлениям как в одном субъекте, так и на территории всего государства.
Самая большая проблема сегодняшнего дня – неперечисление компфонда.
Ряд саморегулируемых организаций не перечисляет или перечисляет не в полном объеме средства компенсационного фонда, внесенные переходящими в рамках регионализации членами. При анализе поступивших жалоб выявлены следующие формы неисполнения обязанности саморегулируемыми организациями:
– понуждение своих членов написать заявление о добровольном выходе из саморегулируемой организации вместо уведомления о переходе;
– отказ в приеме уведомления;
– не исключение из членов саморегулируемой организации в указанную в уведомлении дату о выходе с дальнейшим переходом;
– требование предоставить выписку из реестра членов новой саморегулируемой организации;
– отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи с отсутствием таких средств;
– отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи c непредоставлением документов, не предусмотренных Кодексом;
– исключение из членов саморегулируемой организации за неуплату членских взносов (2 месяца) или в связи с прекращением действия свидетельства о допуске без проведения проверок результатов устранения выявленных нарушений и без уведомления о предстоящем исключении.
В результате мониторинга экспертами Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» был выявлен дополнительный ряд проблем применения 372-ФЗ.
1. Запрет на переход в другую СРО в рамках одного субъекта Российской Федерации с переводом средств, внесенных в компенсационный фонд, на счет в новую СРО.
В настоящее время компании, которые хотели бы осуществить такой переход, получают отказ в перечислении средств компенсационного фонда в своей СРО на основании разъяснения Министерства строительства и ЖКХ РФ, где указано, что взнос в компенсационный фонд остается на счету предыдущей СРО, а в новое необходимо вносить новый взнос. При этом 372-ФЗ не содержит подобного запрета переходить внутри субъекта вместе с взносом.
Необходимо проработать данный вопрос. Сейчас есть СРО, которые при всех обстоятельствах не наберут необходимое количество членов и не продолжат свою деятельность после 1 июля 2017 года. Также существуют недобросовестные СРО, а ее члены – юридические лица и ИП не имеют правовой возможности уже сейчас стать членом добросовестной организации. При существующем подходе таким предпринимателям нужно ждать 1 октября 2017 года, после чего Ростехнадзор сможет исключать такие СРО из общего реестра. Средства компенсационных фондов будут переводиться на счет НОСТРОЙ, и только потом вернуться к предпринимателю. Вся процедура займет приблизительно 1 год, что недопустимо, ведь работать компании должны каждый день. Для исправления данной ситуации не требуется вносить изменения в законодательство, проблему можно урегулировать путем разъяснений со стороны Министерства строительства и ЖКХ РФ.
2.Отсутствие альтернативных решений оспаривания решения СРО о невозврате средств компенсационного фонда.
В настоящее время законом предусмотрен только судебный порядок, который может длиться несколько месяцев, а также является дополнительной финансовой нагрузкой для предпринимателей.
Необходимо разработать дополнительные механизмы внесудебного разрешения подобных споров. Данные механизмы могут быть предусмотрены развитием института третейских судов в сфере разрешения споров между саморегулируемыми организациями и их членами, а также путем расширения полномочий национальных объединений.
3. Недобросовестные СРО или СРО, утратившие компенсационные фонды, продолжают свою деятельность на рынке.
Срок реализации положений реформы, касающихся исключения недобросовестных СРО из реестра, слишком велик. В настоящее время существует досудебный механизм исключения СРО из реестра Ростехнадзором. Но в отдельных случаях необходимо оптимизировать сроки исключения сведений из реестра саморегулируемых организаций, а также право накладывать ограничения на прием новых членов и ограничивать доступ к средствам компенсационных фондов на период проведения проверки.
Национальные объединения к настоящему моменту уже провели полный анализ всех работающих на рынке саморегулируемых организаций. Они владеют самой полной и объективной информацией по каждой СРО. Необходимо начинать «очищать» институт саморегулирования в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности уже сегодня. В этой части предлагается обязать Ростехнадзор проводить проверки СРО по рекомендации Национального объединения, а также уточнить сроки проведения такой проверки и вынесения заключения.
4.Открытый перечень оснований для отказа в приеме нового члена СРО.
Эксперты Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» обращали внимание на риски, которые несет положение об открытом перечне оснований для отказа в членстве в СРО. По нашему мнению, введение данной меры приведет к многократным злоупотреблениям данным пробелом в 372-ФЗ. Перечень оснований для отказа в приеме должен быть полным и исчерпывающим.
5.Технический заказчик должен иметь допуски СРО на все виды работ.
Гражданский кодекс Российской Федерации дает следующее определение понятию «технический заказчик»: технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Также из положений 372-ФЗ следует, что технический заказчик обязан иметь все допуски, а это означает отчисления взносов сразу в три саморегулируемые организации, что является огромной финансовой нагрузкой.
Также вновь обращаем внимание на то, что только в 11 субъектах РФ присутствует все три СРО на три вида деятельности.
Предлагаем проработать отдельный механизм о взносах в компенсационные фонды саморегулируемых организаций компаниями – техническими заказчиками с целью снижения финансовой нагрузки.
6. Использование средств компенсационных фондов.
Предлагаем внести следующие изменения в законодательство:
- исключить средства компенсационных фондов СРО из конкурсной массы кредитной организации при ее банкротстве,
- рассмотреть на заседании Координационного совета вопрос об отмене ответственности членов СРО за сохранность средств компенсационных фондов в случае их уменьшения при инвестировании,
- предусмотреть возможность перевода средств компенсационного фонда исключенного члена СРО в фонд договорных обязательств этого СРО,
- необходимы разъяснения по возможности распределения ранее внесенного взноса в компенсационный фонд, на взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств,
- необходимы разъяснения по вопросу распределения средств, полученных в результате инвестирования средств и средств, оставшихся от ранее исключенных членов СРО по распределению в компенсационный фонд договорных обязательств,
- рассмотреть право саморегулируемой организации страховать риски утраты средств компенсационных фондов.
Все предложения «Опоры России» были приняты Министерством строительства и ЖКХ, большинство из которых вошли в итоговый Доклад Д.Н. Козаку. Не вошедшие предложения будут рассмотрены и проработаны Минстроем независимо от проводимого мониторинга.
Принимая во внимание, что основные положения Федерального закона от 3 июля 2017 года № 372-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2017 года, Минстроем России, Ростехнадзором, национальными объединениями саморегулируемых организаций и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» будет продолжено проведение мониторинга практики его применения.
Очередной доклад в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 9 июня 2016 года № ДК-П9-127пр будет представлен в Правительство Российской Федерации до 1 ноября 2017 года, в котором будут сделаны окончательные выводы об успешности реализации мероприятий по реформированию системы саморегулирования в строительстве, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2017 года № 372-ФЗ, и предложены согласованные варианты решения возникающих проблем практики его применения.
Источник: http://www.ancb.ru