Новости. г.Москва
Из оставшихся 79 СРО Москвы 16 — проблемные
В столице 16 марта прошла Окружная конференция саморегулируемых организаций Москвы, входящих в Национальное объединение строителей. В ней приняли участие представители 54 СРО из 79.
Мероприятие прошло в одном из конференц-залов Центрального дома художников на Крымском валу.
Спикерами конференции были исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, его заместитель Герман Хасханов, финансовый директор Нацобъединения Светлана Кузнецова, директор Департамента профессионального образования НОСТРОЙ Надежда Прокопьева, заместитель координатора НОСТРОЙ по г. Москве Иван Дьяков. Вел конференцию координатор Ассоциации НОСТРОЙ по г. Москве Александр Ишин.
В повестку дня конференции были включены отчет координатора по Москве о проделанной работе, утверждение плана координационной работы и сметы расходов на обеспечение координационной работы, рассмотрение сметы расходов на содержание Ассоциации на 2017 год и ряд других, связанных с выдвижением членов Ассоциации по г. Москве в состав рабочих органов XIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, а также с выдвижением кандидатов для избрания в состав ревизионной комиссии Ассоциации НОСТРОЙ. Кроме того, рассмотрели вопрос о внесении изменений в состав координационного совета при координаторе Ассоциации по Москве.
Однако наиболее ярким стало обсуждение вопроса «О проблемах реализации реформы саморегулирования в строительной отрасли».
Коротко характеризуя ситуацию с реформированием московских СРО, Александр Ишин сообщил, что на момент конференции в Москве осталось 79 СРО. За период, прошедший с начала реализации закона 372 ФЗ, 17 организаций перешли в другие регионы, три организации заявили, что они тоже перейдут в другие субъекты РФ. За последнее время одна организация исключена из реестра СРО, еще одна перешла в Москву из Санкт-Петербурга. Еще несколько организаций приняли решение о присоединении к другим саморегулируемым организациям.
Как отметил координатор, одна из самых больших проблем по Москве сегодня состоит в том, что 11 саморегулируемых организаций открыли специальные счета для перечисления компенсационных фондов в уполномоченных банках, но на этих счетах — ноль! А пять СРО на сегодняшний день вообще не открыли спецсчетов. Иначе говоря, из 79 организаций 16 — проблемные.
Ряд вопросов участники конференции задали о возможности перехода организаций из одной СРО в другую в рамках региона. Один из участников даже усомнился, не являются ли некоторые действия НОСТРОя в этом направлении противоречащими действующему законодательству. Однако спикеры успокоили — никаких противозаконных действий НОСТРОЙ не совершает. Действующее законодательство без проблем разрешает такие переходы.
Разговор о проблемах реализации реформы быстро переключился на вопросы создания Национального реестра специалистов строительной отрасли. Тревогу вызывает то, что очень мало времени остается до «часа икс», к которому этот реестр должен быть сформирован — а это, напомним, 1 июля нынешнего года. И эти опасения, как показала дискуссия, не безосновательны.
Как отметил Сергей Афанасьев, процесс приемки документов в нацреестр весьма трудоемкий. Он сообщил, что его сотрудники посчитали (с учетом того, что, как обычно, основной вал документов придется на последний месяц, а может, и на последнюю неделю), что если на приеме документов будет работать одни сотрудник НОСТРОя, то на обработку одного пакета документов он должен тратить 7 секунд, что нереально. А если 10 сотрудников — то 70 секунд (что тоже малореально). За месяц с валом документов от 180-200 тысяч кандидатов можно справиться, если только будет работать тысяча специалистов НОСТРОя, что, разумеется, тоже нереально.
При этом само заявление содержит 37 пунктов, то есть, принимающей стороне придется проверять 37 видов информации… Поэтому вывод напрашивается сам собой: нужно четко организовать этот процесс.
Александр Ишин в ответ сообщил, что планируется выделить в Национальном объединении целый этаж, где специалисты будут заниматься приемом документов. При этом определенная часть документов поступит по почте.
Кроме того, главное — до 1 июля принять документы, чтобы они соответствовали требованиям закона. А проверка проверка подлинности сведений будет осуществляться уже после 1 июля, поскольку она займет немало времени. Например, если послать запрос в вуз о проверке подлинности диплома, то на ответ потребуется несколько недель. А из каких-то вузов ответов и вовсе не придет. Например, из Киевского инженерно-строительного института…
Это действительно сложная работа, и поэтому около 40 человек должны будут за месяц не то что проверить, а хотя бы просканировать и ввести в реестр эти документы, — считает Александр Ишин.
С подробным докладом о Национальном реестре специалистов в области строительства (НРС) выступила директор Департамента профессионального образования НОСТРОЙ Надежда Прокопьева. Она назвала 19 московских саморегулируемых организаций, к которым сегодня нет никаких претензий и которые могут обратиться в НОСРОЙ с заявлением о предоставлении статуса оператора, получающего право вносить данные в НРС.
Надежда Прокопьева отметила, что необходимо в заявлениях оператора прописывать готовность работать со специалистами, которые являются сотрудниками строительных компаний — членов других СРО. Сейчас решается вопрос, в какой форме будут возмещаться затраты на это — 500 руб. за оформление одного пакета (если это не сотрудник данной членской организации) предполагается выплачивать из бюджета НОСТРОя.
Сейчас ведутся переговоры с рядом организаций, в частности, с МГСУ, чтобы привлечь в качестве волонтеров студентов, которые будут помогать забивать информацию в программную базу нацреестра. Разрабатывается и порядок ведения Национального реестра специалистов.
Надежда Прокопьева подчеркнула, что к специалистам по организации строительства предъявляется ряд серьезных требований, которые должны быть учтены при включении его в нацреестр. Самые серьезное из них — это высшее образование по специальности (в области строительства) и общий стаж работы в строительстве не менее 10 лет. Именно последнее вызывает много вопросов. В частности, идут споры, включать ли в этот стаж время работы специалиста на рабочих должностях. Потому что многие нынешние руководители начинали свой трудовой стаж именно с рабочих профессий. В Градостроительном кодексе пояснений по этому вопросу нет, поэтому был отправлен соответствующий запрос в Минтруд России. Мнение специалистов НОСТРОЯ — стаж деятельности по рабочим профессиям должен входить в общий стаж работы специалиста в строительстве при включении в НРС.
Подробно остановилась Надежда Прокопьева на регламенте направления документов в НРС. Безусловно, приоритетный вариант — направлять через СРО-оператора, потому что сокращается время на обработку одного заявления в Национальном объединении. При этом СРО должны консультировать тех, кто обращается, проверять, чтобы все документы были правильно заполнены. Они же берут на себя сканирование документов и внесение данных в программное обеспечение.
Другой путь подачи документов в реестр — по почте. Он более долгий, особенно если кто-то отправит документы 15 июня — ясно, что их уже не успеют обработать в срок до 1 июля.
При этом надо помнить, что если комплект отправляется по почте, требуется нотариальное заверение всех документов — заявления, диплома о высшем образовании, свидетельства СНИЛС и т.д. Все это требуется делать для того, чтобы информация, которая попадет в реестр, была достоверной.
Обсуждался и третий путь подачи документов — по инициативе Валерия Мозолевского. Он предложил пересылать в Национальное объединение документы в электронном виде непосредственно от нотариуса с заверением их его электронно-цифровой подписью.
Надежда Прокопьева сообщила, что решила проверить этот метод на себе. Заверить у нотариуса заявление, диплом, СНИЛС проблем не составило. Обошлось это в 1 360 рублей. Однако нотариус не может отправить полностью пакет за своей ЭЦП, потому что он не имеет права заверять те документы, которые не предоставляются ему в подлиннике. В частности, это трудовая книжка, которая находится у работодателя и который вряд ли ее выдаст, пока сотрудник у него работает. Да и отправить весь пакет через нотариуса с его ЭЦП стоило бы от 5 500 рублей — что отнюдь не дешево
Еще одна препона — получение справки об отсутствии судимости. Как сообщила Надежда Прокопьева, ее готовят очень долго. Но самое интересное, что в списке необходимых документов ее нет. Однако при принятии решения о включении в реестр Национальное объединение должно удостовериться, что у лица, которое претендует на включение в нацреестр, судимости нет. А другим способом, кроме как представлением справки, убедиться в этом нельзя.
Правда, пункт о наличии-отсутствии судимости есть в заявлении, и вероятно, если человек не будет успевать получить официальную справку, придется первоначально ориентироваться на его собственное указание на отсутствие судимости, предоставив отсрочку для документального подтверждения этого факта. В первую очередь такая ситуация может сложиться на удаленных территориях, где не хватает центров МФЦ и где получить нужную справку весьма проблематично.
Есть и еще одна сложность — подтверждение достоверности сведений о военных дипломах. Это связано с секретностью военных специальностей — засекречен приказ Министерства обороны, которым устанавливаются направления подготовки военных специалистов.
Надежда Прокопьева также заметила, что есть необходимость внести поправки в Градостроительный кодекс, которые предоставили бы право исключать информацию из Национального реестра специалистов в случае, если выявятся факты недостоверности информации в предоставленных документах.
Источник:http://www.ancb.ru