Комитет ГД по земельным отношениям и строительству провел парламентские слушания по вопросу совершенствования законодательства в области территориального планирования и градостроительного зонирования
15 мая 2014 года Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству провел парламентские слушания на тему «О ходе разработки, утверждения и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории: проблемы и основные направления совершенствования законодательства».
В заседании участвовали депутаты Государственной Думы, представители Министерства регионального развития, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Вел заседание председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. В своем вступительном слове он отметил: «В Градостроительном кодексе РФ закреплен принцип устойчивого развития территорий, что подразумевает последовательное и системное развитие всей территории Российской Федерации на основании утвержденных градостроительных документов. Создание полноценной системы территориального планирования и градостроительного зонирования позволит решить множество насущных проблем, начиная с повышения уровня инвестиционной привлекательности России, до обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания каждого гражданина, создаст для всех понятные «правила игры» на данной территории, позволит определить параметры развития территорий с учетом мнения населения.
В заседании участвовали депутаты Государственной Думы, представители Министерства регионального развития, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Вел заседание председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. В своем вступительном слове он отметил: «В Градостроительном кодексе РФ закреплен принцип устойчивого развития территорий, что подразумевает последовательное и системное развитие всей территории Российской Федерации на основании утвержденных градостроительных документов. Создание полноценной системы территориального планирования и градостроительного зонирования позволит решить множество насущных проблем, начиная с повышения уровня инвестиционной привлекательности России, до обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания каждого гражданина, создаст для всех понятные «правила игры» на данной территории, позволит определить параметры развития территорий с учетом мнения населения.
По информации Минрегиона по состоянию на март 2014 года на региональном уровне схемы территориального планирования утверждены в 83 субъектах Российской Федерации. Степень утверждения документов территориального планирования у муниципальных, районных и городских округов составляет около 90%, поселений – более 80%. В целом по России правила землепользования и застройки утверждены более чем на 70%. В Московской области процент утвержденных документов составляет около 19%. Мы привыкли все оценивать цифрами, но не менее важный вопрос – качество документов.
Анализ правоприменительной практики выявил целый ряд проблем в разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территорий. Это: недостаточное урегулирование порядка внесения изменений в такие документы; отсутствие требований к лицам, осуществляющим подготовку таких документов; отсутствие единой картографической основы для подготовки таких документов и требований к ней; отсутствие информации о границах зон с особыми условиями использования территорий; отсутствие требований о разработке документации по планировке территорий в соответствии с результатами инженерных изысканий. Кроме того, не урегулирован порядок разработки документации по планировке территорий по инициативе граждан и юридических лиц. В результате мы вынуждены постоянно продлять срок выдачи градостроительных планов в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции линейных объектов.
Указанные направления сегодняшнего обсуждения, конечно, не являются «закрытым перечнем». Думаю, участники публичных слушаний, непосредственно занимающиеся данной темой, осветят проблемы, с которыми сталкиваются на практике.
Надеюсь, что настоящие парламентские слушания станут хорошей площадкой для обмена опытом и выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области».
В ходе слушаний было отмечено, что с 1 января 2013 года запрещено изъятие и выкуп земель государственной или муниципальной собственности. Однако, на ряду с запретами предусмотрены меры стимулирующие принятие документов территориального планирования. Так в марте этого года Государственной Думой были приняты поправки в Земельный кодекс, предусматривающие передачу земель из федеральной в муниципальную собственность только органам местного самоуправления, утвердившим генеральные планы и правила землепользования и застройки. Были также отмечены и другие законодательные новеллы.
В апреле 2014 года, в первом чтении, был принят законопроект, устанавливающий определения транспортной и социальной инфраструктурам поселения и городского округа. Директор департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Елена Чугуевская отметила недостаточно высокое качество оформления документов территориального планирования в регионах. В своей презентации: «Перспективные направления развития территориального планирования» она сообщила о подходах Министерства к решению задач по подготовке территориального планирования и по подготовке подходов к комплексному пространственному видению развития территорий.
В частности она сообщила, что для совершенствования инструментов территориального планирования, Министерство подготовило законопроект «Схема планировочной структуры с выделением элементов (кварталов, микрорайонов) подлежащих комплексному освоению, развитию с подготовкой документов территориального планирования (ДТП)», планы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры, ДТП на основании региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования.
Министерство рассматривает ДТП как инструмент интеграции двух и более субъектов РФ, приграничных территорий, городских агломераций, стратегически важных территорий: Дальний Восток, Сибирь, Арктическая зона РФ. Министерство подготовлены соответствующие документы.
Министерство планирует введение института пространственного планирования:
- на уровне РФ – Стратегия пространственного развития РФ как реализация государственной политики регионального развития (включая предложения по совершенствованию сложившейся Системы расселения и Системы размещения производительных сил;
- на уровне субъектов РФ – Схемы в составе региональных стратегий;
- на уровне муниципальных округов – «Стратегическая урбанистика», пространственная концепция развития территорий МО в составе стратегии МО.
В конце своего выступления Е. Чугуевская отметила, что, к сожалению, качество ДТП не всегда соответствует, ожиданиям. Она выразила надежду, что блок документации, относящейся к сельским поселениям буде «подтянут».
О праве смены категории земель говорил заместитель министра экономического развития Павел Королёв. «Минэкономразвития были разработаны и Правительством РФ внесены в ГД два законопроекта, предусматривающие внесение масштабных изменений в земельное законодательство: проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» и «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и целый ряд законов в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
Законопроект о территориальном зонировании направлен на совершенствование порядка изменения разрешенного использования земельных участков. Законопроектом исключается понятие «категория земли», упорядочивается положение об установлении территориальных зон, закрепляется прозрачный порядок закрепления видов разрешенного использования земельных участков.
Законопроект о предоставлении земельных участков направлен на создание четкого и прозрачного порядка распределения государственных земель и согласования его с градостроительной политикой. Законопроектом предусмотрена обязанность органов власти выставлять свободные участки на торги, если поступило заявление от граждан или юридических лиц, предусмотрена отмена Акта выбора земельного участка. Формирование участка и порядок его застройки будет осуществляться в соответствии с комплексными документами градостроительного зонирования и документацией по планировке территорий. Такой подход позволит уйти от непродуманной хаотичной застройки», - отметил в своем выступлении П. Королёв.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин обратил внимание на важность учета численности населения при градостроительном планировании. «Важно не только увеличивать количество градостроительных документов, но и работать над их реализацией», – сказал он.
На вопрос «Суммировались ли представленные регионами планы территориального развития»? он ответил, что при сведении планов для их реализации может потребоваться население в 500 млн человек. Необходимо понять, что наработано, без этого бессмысленно дорабатывать следующие документы. Второе, нужно вернуть вопрос о реализации документов территориального планирования и планировки территории. Третье, действовать по принципу «не навредить». «Не навредил, значит, проект планировки согласован», - сказал В. Кузьмин.
Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Алексей Воронцов остановился на теме достоверности топографической информации, которая, по его мнению, имеет излишнюю засекреченность. Другой больной вопрос - нет единой схемы условных обозначений. В зависимости от качества копировальной техники цвет обозначений изменяется. Он считает, что условные обозначения должны быть в двух цветов: белого и черного.
Заместитель генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Светлана Кузнецова проинформировала собравшихся о деятельности Фонда и проблемах, с которыми он сталкивается при правопримененительной практике.
Руководитель Аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев отметил, что, по его мнению, на слушаниях обсуждаются частности: «Есть впечатление, что вся система территориального планирования выстроена и функционирует, но есть некоторые нюансы, которые необходимо подшлифовать. На самом деле ситуация прямо противоположная. Первична не земля, первична функция, которую эта земля реализовывает. Мы на сегодняшний день обсуждаем проблемы кадастра, геоподосновы, но не самого смыслового наполнения функций территориального планирования. Ценность произведенной землеустроительной документации нулевая, поскольку гипотеза, заложенная при ее реализации, в принципе не жизнеспособная.
Что такое территориальное планирование? Фиксация публичных прав. Кто у нас публичный бенефициар? Нигде, никак не прописано в законодательстве.
В России нет такого вида экономической деятельности, как разработка документов территориального планирования. В СССР право на разработку генеральных планов городов имело всего несколько крупнейших институтов, которые имели набор специалистов, которые могли разработать внятный генеральный план, сбалансировать суммы различных интересов. На сегодняшний день идеологическая основа не формализована, а мы пытаемся детально обсуждать технологические проблемы. Кто у нас может разрабатывать территориальные планы? Все желающие, даже профессионального критерия не требуется.
Эффективность не может быть достигнута, если она не заложена на старте. Не свести полученные результаты, а должны быть индикаторы, которые мы хотим увидеть.
Я бы вернулся к вопросам организации территориального планирования, как базы экономического развития страны».
Выступление И. Пономарева поддержал П. Королев: «Абсолютно, на мой взгляд, верные тезисы, и тот массив законопроектов в отношении землепользования, которые разрабатываются сегодня в Минэкономразвития, вызывает естественный вопрос: «А кто этим будет управлять»? Функция землеустройства, по сути, осталась бесхозной, нет органа, который может оперативно возразить на ошибку кадастрового инженера.
Территориальное планирование – это стратегический вызов. Необходимо его законодательное обеспечение».
Руководитель Аппарата НОП Антон Мороз предложил сократить сроки и ограничить круг участников публичных слушаний по территориальному признаку, либо по заявленной тематике.
По итогам парламентских слушаний Комитетом по земельным отношениям и строительству были выработаны рекомендации:
- Государственной Думе в приоритетном порядке рассмотреть законопроекты, касающиеся совершенствования законодательства в части документов территориального и градостроительного зонирования;
- Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, направленных на установление порядка осуществления мониторинга качества документов территориального планирования;
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить мониторинг качества документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
- для органов местного самоуправления участники слушаний считают важным ускорить завершение подготовки, согласования и принятия документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Источник: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, ИД "Строительная орбита"