Региональные новости
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
В течение 2015 года исполнительной дирекцией проведена 461 плановая проверка членов ССК УрСиб. При этом головным офисов было проведено 267 проверок, Магнитогорским филиалом — 76, Курганским филиалом — 56, Сибирским филиалом — 62 проверки.
Проведение плановых проверок строительных компаний, входящих в ССК УрСиб является составной частью системы контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, отраженной в Правилах контроля, принятых решением общего собрания партнёрства.
Предметом контроля при проведении выездных плановых проверок является соблюдение членами Союза:
-
требований к выдаче свидетельств о допуске;
-
требований стандартов партнерства;
-
правил саморегулирования;
-
технических регламентов.
Анализ проведённых исполнительной дирекцией проверок 461 юридического лица и индивидуальных предпринимателей показал, что 120 из них (26% от проверенных организаций) на момент проверки не осуществляли деятельность, отнесённую к сфере компетенции СРО. При этом 22% проверенных организаций уверены в том, что этой деятельностью в ближайшее время заниматься не будут. Из числа проверенных организаций около половины выполняют работы, не требующие допуска СРО (это говорит, скорее всего, о несовершенстве приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).
Имея за плечами солидный опыт контроля за строительством Союз строительных компаний Урала и Сибири сформировал собственное мнение в отношении Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На сегодняшний день в строительстве есть большое количество проблем, связанных с некачественным производством строительных материалов. Причиной тому является, в том числе и работа недобросовестных компаний на данном рынке. Институт государственного надзора не эффективен в борьбе с некачественными строительными материалами. Выход из сложившейся ситуации, по мнению строительного сообщества, есть. Необходимо включить область производства строительных материалов, изделий и конструкций в систему строительного саморегулирования. По мнению ряда экспертов, только так можно повысить качество строительных материалов и соответственно строительно-монтажных и специальных работ, очистить рынок от сомнительной промышленной продукции и неподготовленных участников строительного рынка, обеспечить ответственность субъектов производственной деятельности перед потребителями.
Наиболее целесообразным является включение данного сегмента в состав деятельности уже существующих территориальных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Такая позиция основана на необходимости минимизирования усилий и затрат при внедрении механизма регулирования в отрасли.
Кроме того, необходимо отдельно отметить особую значимость вопроса о деятельности застройщика и заказчика, которая осталась за пределами Перечня.
В связи с этим ССК УрСиб уже не первый год выходит с инициативой в Министерство строительства и ЖКХ РФ, Национальное объединение строителей, ТПП РФ о дополнении текста приказа № 624 от 30.12.2009 работами:
-
по осуществлению строительного контроля застройщиком, заказчиком или привлекаемым на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
-
по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
-
по осуществлению лабораторного контроля.
Кроме этого назрела необходимость исключения из текста преамбулы приказа всех ограничений (льгот) по оформлению допуска к работам, а из текста приказа астерисков (звёздочек).
В период с 2009 по 2015 год из состава Союза вышло 436 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Половина из них осталась в строительном бизнесе, в том секторе, где выполнение работ не требует оформления допуска в саморегулируемой организации.
Возвращаясь к анализу деятельности строительных организаций следует отметить, что из 373 организаций имеющих допуск к работам по организации строительства 80 указанные работы не ведут, из 183 организаций, имеющих допуск на выполнение работ по строительному контролю заказчика (застройщика) почти поло- вина указанные работы не ведут.
Ежегодно около 50-ти организаций не регулярно перечисляют членские взносы, 139 организаций за прошедший год допустили несоответствия при оформлении документов по страхованию гражданской ответственности, 30 организаций сформировали систему контроля качества не отвечающую требованиям стандарта СРО, 143 организации не представила отчётность за 2014 год.
Наиболее часто встречающиеся нарушения, выявленные при проверке в офисах и на строительных площадках:
-
Работа мастеров, прорабов в ряде случаев осуществляется не поверенными геодезическими приборами (выявлено у 47 организаций);
-
Ряд работ выполняется без необходимого лабораторного контроля (выявлено у 38 организаций);
-
60 организаций не имеют лицензионного информационного обеспечения;
-
Действие «Положения о системе контроля качества» не подтверждается документированными записями в журналах работ, протоколах.
-
В общих журналах работ не отражаются результаты операционного контроля, отдельные записи свидетельствуют о нерегулярности инспекционного контроля.
-
На рабочей площадке отсутствует ППР (есть в ПТО и пере- дан заказчику; выявлено у 40 организаций).
-
На рабочей площадке отсутствуют инструкции по охране труда (выявлено у 33 организаций).
-
На 70 объектах выявлены нарушения правил охраны труда.
Ещё хуже обстоит дело с соблюдением требований стандартов саморегулируемой организации, только 490 организаций имеют приказ о введении в действие стандартов СРО. Уровень же соблюдения требований СТО сопоставим с уровнем соблюдения требований технических регламентов.
Вместе с этим практика внедрения стандартов НОСТРОЙ на территории Челябинской области показала следующее.
В регионе не реализуется ни один проект, в котором бы были ссылки на стандарты НОСТРОЙ.
Проектные организации не используют стандарты НОСТРОЙ при подготовке проектной документации, а проектные СРО не признают стандарты НОСТРОЙ, если они не согласованы с НОПРИЗ.
Органы государственной и негосударственной экспертизы, управление территориального государственного надзора не признают требования стандартов НОСТРОЙ.
На территории региона не подготовлено ни одного проекта производства работ (включая и ППРК), проекта производства геодезических работ, акта освидетельствовании скрытых работ или приемки ответственных конструкций, в которых была бы ссылка на стандарты НОСТРОЙ.
Неизвестны также случаи расследования несчастных случаев или аварий, привлечения к административной и иной ответственности, в документах и материалах которых содержались бы ссылки на стандарты НОСТРОЙ.
При опросе строительной общественности выявлены основные претензии, высказанные по содержанию и условиям применения стандартов НОСТРОЙ:
-
стандарты имеют недостаточный статус для использования их в проектной, рабочей, производственной и исполнительной документации, а также при проведении экспертиз и рассмотрения дел о правонарушениях в области строительства (предпринимаемые меры по популяризации стандартов не эффективны);
-
часть стандартов разработана для видов работ, не отнесенных к сфере деятельности саморегулируемых организаций;
-
стандарты слишком велики по объёму, содержат много справочных данных и практически не содержат новелл.
Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что действующая система разработки стандартов НОСТРОЙ требует коренной перестройки.
В заключении стоит добавить, что СТО на строительных площадках просто отсутствуют
Строительный вестник (корпоративное издание ССК УрСиб) №1 (40) 29 февраля 2016 г.