Региональные новости
28 сентября 2015
Алексей Герасимов: «Нас ждет сокращение количества саморегулируемых организаций»
– Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин призвал профсообщество подготовить свои предложения по реформированию отрасли к мартовскому Госсовету РФ. О чем, на ваш взгляд, президенту нужно докладывать в первую очередь?
– Зависит от того, в каком ключе будет проходить дискуссия и кто будет докладывать о проблемах в отрасли. Разумеется, социально направленное государство будет говорить о наболевшем: о проблемах в долевом строительстве и об обманутых дольщиках. Что касается непосредственно участников рынка, то повестка тут будет иная – несмотря на внешнее благополучие, кризис достаточно ощутимо прошелся по стройкомплексу. Многим крупным компаниям удалось остаться на плаву только за счет активов, которые были накоплены в предыдущие годы. Сказывается на отрасли и политический фактор. Сейчас на внешнеполитической арене по-прежнему сохраняется некая неопределенность, и многие опасаются развивать долгосрочные проекты. Что касается саморегулирования, то нам удалось сделать очень важный шаг в деле развития института, а именно запустить Единый реестр СРО и их членов. Этот реестр уже работает, и любой заказчик может посмотреть данные интересующей его строительной компании – есть ли у нее свидетельство о допуске, его сроки, проводились ли проверки этой компании и т. д.
– Сейчас в НОСТРОЙ вынашивают идею введения предквалификационного отбора на базе СРО. Идея удачна?
– Предквалификационный отбор – вещь замечательная, и думаю, что саморегуляторы эту инициативу только поприветствуют. Но чтобы СРО реально смогли использовать инструмент отбора, нужно внести изменения в ряд законов и наделить саморегулирование такими полномочиями. На сегодняшний день у СРО нет права запрашивать Пенсионный фонд РФ о том, производит ли строительная компания отчисления за своих сотрудников, оформлены ли они в штат. У нас нет права запрашивать у вузов подтверждение дипломов выпускников – диплом сегодня относится к персональным данным. Как мы можем осуществлять предквалификацию, если строители приносят нам пачку документов, но для нас они неверифицируемы? Сегодня у СРО нет инструментов, чтобы реально быть тем механизмом регулирования рынка, каковым его задумывали пять лет назад. Наличие у СРО такого инструмента – замечательное подспорье для госзаказчика. Насколько я знаю, Минэкономразвития РФ уже внесло проект изменений в наш базовый 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях…». Там есть ряд интересных новелл, которые, в том числе, наделяют СРО большим объемом полномочий по контролю своих членов. Если раньше СРО только проверяли соответствие работы строителей техрегламентам и стандартам СРО, то после внесения поправок саморегулируемые организации смогут вести контроль предпринимательской деятельности организаций.
– А какие шансы у саморегулирования получить дополнительные полномочия в ситуации утраты доверия со стороны федерального центра?
– На мой взгляд, вопрос доверия касается не системы саморегулирования в целом, а конкретных организаций. Я вполне допускаю, что в скором времени произойдет сокращение рынка саморегулирования, работать оставят только те СРО, которые заслужили доверие добросовестной работой.
– Петербургский рынок госзаказа последние полгода изрядно лихорадит – контрактов лишились несколько крупных компаний, и в будущем условия к строителям будут ужесточаться. Какие перспективы видите на рынке?
– Свято место, как известно, пусто не бывает. Обязательно найдутся те молодые львы, которые захотят подвинуть старожилов рынка. Да и в Ленобласти все сейчас оптимистично смотрят на рынок госзаказа, Александр Дрозденко очень популярен. Надеюсь, что область еще покажет нам положительный пример взаимоотношений госзаказчика и строителей.
– Правительство предлагает зафиксировать перечень банков, в которых можно будет хранить на депозитах компфонды СРО. Обезопасит ли эта мера деньги строителей?
– Действительно, сейчас перечень рекомендуемых для СРО банков предлагается закреплять постановлением правительства, и я с таким подходом не согласен в корне. Вместе с депутатом Госдумы РФ Дмит¬рием Ушаковым мы подготовили поправки к этому законопроекту к осенней сессии. Мы считаем неприемлемым сам формат. Постановление – это не закон, его можно выпускать хоть каждый месяц, меняя этот перечень финансовых организаций. Мы же в своей поправке говорим о том, что нужно сформулировать критерии отнесения банков к рекомендуемым, чтобы это определялось именно нормой закона. У нас перед глазами был пример из смежной отрасли – ЖКХ. Для выбора банка-аккумулятора взносов на капремонт законодатели определили ценз по наличию собственных средств у банка – не менее 20 млрд рублей. Финансовая организация сама подает заявку о готовности размещения взносов на специальных депозитных счетах, после чего Центробанк вносит его в официальный список на своем сайте. Мы предлагаем аналогичную схему.
– Есть ли смысл сегодня вовлекать компенсационные фонды в оборот?
– Задействовать средства можно, но хотелось бы понимать, что они пошли на дело. Хорошее предложение по гособлигациям АИЖК – 20% компфонда разместить можно, больше – уже рискованно, вдруг возникнет реальная необходимость производить выплаты. А такой риск более чем реален. В этом году пошли достаточно серьезные выплаты. Не исключаю, что в дальнейшем количество и объем выплат из компенсационных фондов будут возрастать.
Источник: http://asninfo.ru