Новости
НОСТРОЙ представил Совету Федерации предложения по совершенствованию системы ценообразования в строительстве
Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин провел совещание, посвященное совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли. В нем приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Павел Малахов, а также представители региональных органов власти, саморегулируемых организаций (СРО) и отраслевые эксперты.
Сергей Лукин отметил, что от точного определения цены контракта на строительство инвестиционных объектов зависит эффективное выполнение проектов и соблюдение сроков строительства. Он напомнил, что с 2023 года регионы поэтапно перешли на ресурсно-индексный метод (РИМ) расчета сметной стоимости строительства. Основное условие реализации РИМ – количественное и качественное наполнение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) данными о стройресурсах.
«К нашему совещанию мы провели опрос регионов, и фактически все они отметили проблему невысокого уровня наполняемости системы. Количество текущих сметных цен, размещенных во ФГИ ЦС, крайне мало. Сметная стоимость строительных ресурсов, определенная с применением индексов по группам однородных ресурсов, не всегда отражает их фактическую стоимость», – отметил парламентарий.
Как считает Сергей Лукин, основная сложность в том, что предприниматели, поставщики и производители не понимают необходимости размещения актуальных данных. В настоящее время независимо от того, разместили они эту информацию или нет, на сбыт их продукции это не влияет. Ранее на это неоднократно обращал внимание президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
«Для стимулирования хозяйствующих субъектов к внесению сведений о ценах в ФГИС ЦС регионами предлагается ввести систему административных штрафов за непредставление информации или за представление недостоверных данных», – сообщил парламентарий.
Кроме того, добавил он, нужно рассмотреть вопросы о включении в перечень лиц, которые должны предоставлять сведения в ФГИС ЦС, организаций, которые включены в Реестр НОСТРОЙ в качестве добросовестных производителей и поставщиков строительных ресурсов. В свою очередь, одним из главных критериев для включения юридических лиц в такой Реестр надо определить регулярную подачу ими достоверных данных о стоимости материалов в систему, добавил Сергей Лукин.
Павел Малахов подчеркнул, что вопросы ценообразования и связанные с этим проблемы выполнения программ капитального строительства и реализации госконтрактов стали ключевой темой круглых столов и дискуссий на Сибирской строительной неделе, и важно, что этот разговор продолжен в Совете Федерации.
Индикатором того, как себя чувствует стройка, является информация о том, как проходят торги, удается ли найти подрядчиков. Например, по данным за 2024 год, в части капремонта МКД 84,5% торгов не состоялось, а это означает что подрядчики не согласны с выставляемыми условиями. Основной причиной отсутствия интереса с их стороны является несоответствие предлагаемых цен рыночным реалиям. А значит система ценообразования требует донастройки.
Еще одной серьезной проблемой, сообщил Павел Малахов, являются сроки оплаты выполненных работ – в 30% регионов страны подрядчики получают оплату только через три года после завершения работ по капитальному ремонту МКД, при этом без какой-либо компенсации за использование их средств. Это создает дополнительные финансовые риски для подрядчиков, которые вынуждены фактически кредитовать заказчиков.
«По данному направлению [капремонту МКД] ситуация еще плачевнее, чем в «большой стройке», и здесь срочно нужно принимать меры на законодательном уровне, в том числе нужны четкие сроки по оплате работ – до 7 дней как по 44-ФЗ», – добавил спикер.
Также существуют недостатки в работе региональных центров ценообразования – только треть регионов обладают квалифицированными центрами, способными эффективно собирать и анализировать данные о ценах на стройресурсы, а это, в свою очередь, приводит к проблемам с наполнением ФГИС ЦС и затрудняет расчет реальной стоимости строительных работ.
Одним из возможных решений получить более прозрачные данные о ценах предлагается внедрение биржевых торгов стройматериалами. Однако и здесь есть сложности, связанные с казначейским сопровождением контрактов и условиями поставки, которые не всегда удобны для небольших подрядчиков, отметил Павел Малахов.
Угрозу объективному ценообразованию, в результате чего возникает недофинансирование проектов и увеличиваются риски появления недостроев, представляет и использование заказчиками при проверке сметной документации так называемого «коэффициента приведения к лимитным обязательствам». Это позволяет искусственно занижать стоимость контрактов, что в итоге ложится на плечи подрядчиков. Например, сообщил спикер, в Сахалинской области 5% контрактов заключены с использованием такого подхода.
«Мы считаем, что необходимо законодательно запретить применение любых понижающих коэффициентов, кроме тех, которые связаны с тендерным снижением цены в рамках конкурсов. Если экспертиза подтвердила, что перерасхода средств нет, то зачем подрядчик должен компенсировать ошибки заказчика? Это несправедливо и нелогично», – сказал Павел Малахов.
Переход на ресурсный метод ценообразования и необходимость активного вовлечения СРО в процесс наполнения ФГИС ЦС, выделение строительной отрасли в отдельное законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров и работ, пересмотр методологии расчета заработной платы рабочего первого разряда, занятого в строительстве позволят исправить несовершенства действующего законодательства, повысить прозрачность и эффективность использования государственных средств в стройотрасли, резюмировал заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ.