Новости
Кадровый вопрос, часть I: зачем недвижимому бизнесу школьники
Недавно заместитель председателя правительства Хабаровского края по строительству Керим Сунгуров, мэр Хабаровска Сергей Кравчук, президент АСРО «РОС «Союз», член совета НОСТРОЙ Светлана Дианова, ректоры вузов и директора школ подписали соглашение об открытии в хабаровских школах и лицеях инженерных классов
С 1 сентября 2024 года в лицее «Вектор» и гимназии № 8 Хабаровска стартует профильное инженерное обучение по специальной образовательной программе: ученики 10-11 классов смогут углубленно познакомиться со строительными специальностями.
«Сегодня в строительной сфере большой дефицит кадров как рабочих специальностей, так и инженерного направления. Мы как отраслевая организация подняли этот вопрос еще два года назад, изучили опыт других регионов России и увидели, что многие субъекты организуют именно инженерные классы. Эта инициатива была доведена мною до министерства строительства и министерства образования Хабаровского края, и отрадно, что в правительстве региона идею поддержали. Проделана большая совместная работа. Мы определили опорные школы и вузы, с которыми вместе будем развивать это образовательное направление в Хабаровске», — рассказывает Светлана Дианова.
Представители вузов (прежде всего, речь идет о Дальневосточном государственном университете путей сообщения и Тихоокеанском государственном университете) готовы обучать детей в профильных классах, наиболее успешным ученикам будут начислены дополнительные баллы при поступлении. В свою очередь, потенциальные работодатели (строительные организации — члены СРО) будут проводить встречи в стенах школы, выезды и экскурсии на свои предприятия, где старшеклассники смогут детально познакомиться с различными строительными профессиями.
Конечно, вряд ли каждый выпускник инженерного класса решит остаться в строительстве, но делать-то что-то надо.
По данным HeadHunter, в числе требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики (40%), за ними следуют специалисты по отделочным работам (20%), сварщики и каменщики (по 12%), дорожные рабочие (5%). И даже подсобные рабочие на данный момент являются дефицитными. «По данным Минстроя, в строительстве, ЖКХ и смежных отраслях сейчас занято 12 млн человек. При этом на портале «Работа в России» размещено 185 472 вакансии в строительной отрасли. До 2030 года в отрасль планируется привлечь до 400 тысяч человек, отметили в пресс-службе ведомства», — писала «Российская газета» в марте этого года.«Сейчас строительная отрасль входит в топ-5 отраслей с самым высоким кадровым дефицитом», — говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Число вакансий по сравнению с 2022 годом выросло на 31%.
О том, что удовлетворять кадровый голод надо не только за счет трудовых мигрантов, говорят и с высоких трибун, и в министерских кабинетах, и в HR-отделах девелоперских и строительных компаний — везде. Вопрос: как удовлетворять? Как привлечь своих на стройки, на заводы строительного профиля, в строительные и девелоперские компании? Поднять отраслевой престиж — легко сказать, наращивать зарплаты до бесконечности невозможно, да и на каком-то этапе это просто перестает работать — как подчеркивает советник президента союза директоров СПО, член общественной палаты Московской области Мария Большакова, не всегда деньги решают все.
Хабаровские инженерные классы — далеко не единственный в России пример такого рода и еще одно доказательство: игроки рынка недвижимости признали, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если раньше компании в основном принимали участие в подготовке для себя студентов вузов и даже открывали для этого собственные кафедры, то теперь в зоне их самого пристального внимания — школы и колледжи. Причем, как подчеркивает руководитель технической службы компании «Технониколь» Валерия Лычиц, «многие компании сегодня активно работают с учащимися средних специальных заведений. В итоге студенты выпускных курсов если еще не устроены, то уже вполне четко представляют будущее место работы. А вот со школьниками все сложнее и интереснее».«Важно понимать, что нынешнее поколение сильно отличается от поколения работодателей. Молодым людям критично важны соблюдение трудового законодательства, уважительное взаимодействие и профессиональное признание. Сейчас более 65% ребят после 9-го класса выбирают учебу в колледжах. Причем рабочие специальности (профессионалитет) весьма востребованы. С другой стороны, все крупные компании критично заинтересованы в качественных вовлеченных кадрах. Абсолютно все системообразующие структуры организовывают у себя модели профессионального вовлечения студентов колледжей. Хотелось бы, чтобы компании рынка недвижимости также проработали эту win-win-модель, при которой выпускники будут знать, что их ждут, что есть соцпакет и корпоративная культура соблюдается на всех уровнях, а не только в офисе», - сообщила советник президента союза директоров СПО, член общественной палаты Московской области Мария Большакова.
С одной стороны, школьники живут в век абсолютной доступности информации, с другой стороны, в подростковом возрасте сталкиваются с серьезными барьерами на пути выбора будущей профессии.
«Неопределенность, непонимание того, как устроены многие вещи в промышленности, приводят к тому, что детям проще выбрать специальности, о которых громче и чаще говорят. Поэтому IT в представлении не нуждается, а вот кто такой инженер, проектировщик или технолог, мало кто понимает. Со школьниками не просто важно, с ними нужно работать, если мы хотим, чтобы в профессию приходили заряженные и вовлеченные специалисты. Заряжать их должен именно бизнес», — считает эксперт, объясняя, почему компания «Технониколь», которая раньше, как и многие, всего лишь приглашала школьников к себе на производство, в этом году решила построить работу по-новому.
Вместе с отделом маркетинга была подготовлена тематика обучающих встреч «Дом, в котором мы живем», придуман околоигровой формат. Оказывается, даже про экструзионный пенополистирол можно рассказать весело, интересно и продемонстрировать наглядно. В этом году Валерия Лычиц работала с учениками начальной школы — с третьим классом, в планах на следующий год включить в программу серию выступлений, посвященных профессиям и примерам самореализации, а также лекции с акцентом на профориентацию: компания планирует работать со старшеклассниками, причем не только в Москве.«Школьники обладают одной сверхспособностью: если их заинтересовать какой-либо темой, они горы свернут, чтобы узнать все и даже больше. Но есть и сложность: заинтересовать ребят не так просто, скучная лекция про продукцию и рассказ про перспективы работы на заводе тут точно не годятся. В моем случае я сама вышла с инициативой: обратилась к своей знакомой, директору школы, и предложила себя в качестве ведущего. У меня был опыт работы с детьми, более того, несколько лет назад я даже разрабатывала учебные пособия для детей. Поэтому лайфхак: отправляйте в школы только специалистов, готовых говорить с детьми, находить к ним подходы. В этом уже скрыта половина успеха», — делится своими выводами Валерия Лычиц.
Конечно, работа со школьниками — это, во-первых, дополнительная нагрузка, а во-вторых, не всегда очевидный бизнесу результат: гарантий-то, что вложения окупятся, никаких. В «Технониколи» думают иначе.«Мы не говорили о своем опыте публично, но информация расходится, и сегодня мы получили заявку на лекцию от школ Казани и Санкт-Петербурга. В современном мире дети взрослеют рано, рано задумываются о будущем, в 12 лет многие уже начинают поиск направления. Но многие склонны романтизировать профессии. И бизнес в этом смысле помогает школьникам выстроить более реальную связь: наша задача — рассказать о возможностях, которые дает профессия, причем раскрыть обе стороны, включая скрытую», — уверена Валерия Лычиц.
© БФМ.РУ«Решая кадровые вопросы, бизнес уже давно работает с учебным заведениями, чаще всего это вузы или ссузы. А в школы почти никто не ходил, максимум приглашали ребят на производство. Но для того чтобы помочь детям с профессиональной ориентацией, зарядить их атмосферой, погрузить в профессию и заинтересовать, одних экскурсий мало. Есть устойчивый стереотип о том, что работать на заводе не престижно. Поэтому так важно детям показать, что такая работа дает стабильность, безопасность, хороший доход и возможности для раскрытия потенциала. Мы решили начать работу со школьниками в системном формате, к моменту окончания школы они смогут получить более широкое представление не только о том, где хотят учиться, но и где работать после окончания вуза или ссуза. Компания им будет хорошо знакома. Добавим сюда производственную практику в ходе обучения, и к моменту устройства на работу мы получим специалиста, которому потребуется меньше времени на адаптацию», - поделился операционный директор направления «Полимерная изоляция» компании «Технониколь» Дмитрий Рындин.