Новости
Три результата и три проблемы – на что нужно обратить внимание при реализации комплексной программы «Строительство»
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков проанализировал в Совете Федерации РФ вопросы реализации мероприятий комплексной программы «Строительство» с точки зрения подрядных организаций, профессиональных участников рынка, которые непосредственно принимают участие в реализации объектов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Обсуждение темы прошло в ходе круглого стола накануне, 21 марта в Совете Федерации. В мероприятии, которое провел председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко приняли участие заместитель главы Минстроя России Юрий Гордеев, аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, сенаторы РФ, представители Минздрава и Минтранса Федерального казначейства, представители субъектов РФ.
Прежде всего глава нацобъединения отметил эффективность штабной работы Минстроя России, который проводит еженедельные совместные совещания с главными распорядителями и регионами, где рассматривается ход реализации объектов. Антон Глушков подчеркнул, что такая работа дала колоссальный результат.
«Когда с участием Министра в еженедельном формате проводятся совещания, выстроено взаимодействие и налажена дисциплина, ГРБС и региональные органы исполнительной власти быстро реагируют на все возникающие вопросы. И это очень позитивно складывается на взаимоотношениях между подрядчиком и заказчиком», – отметил Антон Глушков.
Важно, что сегодня не только органы государственной власти участвуют в контроле за освоением денежных средств. С прошлого года НОСТРОЙ совместно с Комитетом по строительству и ЖКХ Государственной думы РФ реализует проект по мониторингу всех школ страны, которые строятся и реконструируются [капитально ремонтируются] по национальному проекту. В ежедневном режиме отслеживаются сроки реализации и суммы, которые осваиваются по таким проектам и, в случае выявления отклонений со стороны подрядных организаций, профильные региональные саморегулируемые организации и муниципальный заказчик оперативно подключаются, чтобы не допускать простоев и срывов исполнения контрактов.
Третий момент, на который обратил внимание Антон Глушков, – существенное изменение структуры строительных материалов и оборудования, которые применяются при строительстве. Он напомнил, что для оперативной поддержки строителей НОСТРОЙ вместе с Минстроем и Минпромторгом России создал и ведет каталог импортозамещения, который сейчас нацобъединение трансформирует в Национальный реестр добросовестных производителей (НРДП), где помимо декларативных будет еще и лабораторное подтверждение тех параметров, которые непосредственно анонсирует производитель.
Среди проблем, которые необходимо решать, в том числе, с привлечением сенаторов, президент НОСТРОЙ назвал прежде всего недостаточность использования муниципальными и региональными заказчиками, а также региональными органами исполнительной власти уже имеющихся законодательных механизмов для формирования объективного ценообразования в строительстве.
«Очень часто муниципальные и региональные заказчики при определении начальной максимальной цены контракта не пользуются возможностью пересчета цены после экспертизы в уровень цен на момент объявления торгов, такое право им предоставляет законодательство. В последнее время ежеквартально очень сильно менялись индексы, и временной разрыв даже в пару кварталов между проведением экспертизы и непосредственным торгами выводит объекты [строительства] за грань рентабельности. Я бы призвал коллег-сенаторов всерьез подключиться к этой работе и настаивать, чтобы региональные органы исполнительной власти использовали при определении начальной максимальной цены контракта цену в текущем уровне цен с учетом того индекса, который действует в периоде проведения торгов», – подчеркнул Антон Глушков.
Второй проблемой глава НОСТРОЙ назвал низкое наполнение в регионах базы ФГИС ЦС информацией о стоимости стройресурсов в рамках перехода на ресурсный индексный метод. В среднем, сообщил Антон Глушков, она составляет 10%.
«Ответственными у нас за наполнение ФГИС ЦС помимо производителей и поставщиков строительных ресурсов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. И эту работу нужно точно усилить, потому что мы пришли к тому, что в результате перехода на ресурсный метод в ряде регионов стоимость объектов у нас не была приведена к факту, а даже уменьшилась», – сказал президент НОСТРОЙ.
В заключение спикер обратил внимание участников круглого стола и сенаторов на изменения структуры финансирования строительных объектов из средств федерального бюджета, в результате чего у субъектов существенно сократилась возможность строить социальные объекты (школы, детские сады и т.п). Прокуратура, при этом, внимательно следит за строительством объектов социальной инфраструктуры параллельно с возведением нового жилья, из-за чего в 41 субъекте Российской Федерации по требованию надзорного органа выдача новых разрешений на строительство жилищных объектов либо минимизирована, либо полностью приостановлена.
«Здесь нужно найти правильный баланс, потому что жилищное строительство и результаты, которых мы с вами совместно достигли по итогам трех лет, – это реальное улучшение жилищных условий граждан. И эту программу точно нельзя останавливать, тем более, что Президент Российской Федерации принял сложное, но, по-моему, для нас совершенно верное решение о продлении льготной семейной ипотеки до 2030 года» – резюмировал Антон Глушков.