Новости
Использование механизма рейтингования при выборе исполнителей госзаказа обсудили в преддверии XX Съезда строительных СРО
13 сентября 2021 года в рамках XX Всероссийского съезда строительных СРО прошла стратегическая секция, посвященная рейтингу деловой репутации строительных организаций, использованию механизма рейтингования при выборе исполнителей государственного (муниципального) заказа. В работе сессии принял участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.
Открывая мероприятие, его модератор - вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз напомнил об одном из самых важных изменений для строительной отрасли, произошедших в прошлом году, когда с 1 сентября заказчикам дано право проводить конкурентные процедуры как в форме электронного аукциона, так и в форме электронного конкурса.
«Такое изменение по своей сути позволяет сместить баланс при выборе подрядчиков от критерия «цена» к критерию «качество». Однако, действующее законодательство устанавливает только критерии оценки общего объема реализованных контрактов, что по большому счету не имеет отношения к оценке качества работы подрядных организаций. Национальное объединение строителей, в свою очередь, являясь крупнейшим строительным сообществом, объединяющим свыше 95 тысяч компаний, предлагает на базе реестра членов СРО разработать и внедрить систему рейтингования строительных организаций – членов саморегулируемых организаций с участием СРО и национальных объединений», - сказал Антон Мороз.
Такой рейтинг, считают в НОСТРОЙ, усилит роль саморегулирования в строительстве, сделает процедуру контроля СРО за деятельностью своих членов прозрачной и востребованной в системе государственного заказа.
В целом же, добавил Антон Мороз, механизм рейтингования актуален для всех участников строительного рынка, поскольку позволит заказчикам найти добросовестного подрядчика - для последнего такой механизм сработает как стимул к развитию, а конечный потребитель получит качественно построенный либо отремонтированный объект капитального строительства.
Вице-президент НОСТРОЙ также призвал собравшихся принять участие в определении ключевых подходов методологии процесса рейтингования, отвечая во время сессии на короткие вопросы для того, чтобы решить совместно, как построить будущий рейтинг строительных организаций.
Пока участники отвечали на вопросы о том, что является самым важным при оценке опыта компании и насколько важна специализация при выборе подрядной организации для конкретного вида работ на объекте строительства, Антон Мороз привел в пример опыт рейтингования, полученный в некоторых регионах, где власти были уверены, что у них настолько жесткая система распределения государственных и муниципальных заказов, которая не позволяет не исполнять либо исполнять плохо госконракт, еще и очень жестко регламентирует допуск на конкурс. Даже там обнаружили, что по ряду конкурентных процедур исполнителями стали компании, которые дали меньшую цену, но в последствии не смогли реализовать проект и расторгли контракт. По словам Антона Мороза, в этих регионах были удивлены, что, оказывается, на территории есть те, кто мог исполнить договор подряда хоть и с небольшим увеличением цены, но с большей гарантией качества, что подтверждается опытом, и штатом квалифицированных специалистов и техники, имеющейся у подрядчика. Вопрос лишь в том, как максимально наполнить систему оценки необходимым объемом информации.
«Напомню, что внедрение механизма рейтингования в процесс выбора исполнителя госконтракта должно было официально произойти уже в июне этого года – данная поправка должна была быть принята в рамках оптимизационного пакета поправок в 44-ФЗ, но уже перед третьим чтением ее, к сожалению, отклонили, мотивируя это тем, что методология пока не проработана и вводить новый механизм пока преждевременно», - отметил Антон Мороз.
Он сообщил, что в этой связи Технический комитет 066 приступил к работе над актуализацией текущего ГОСТа «Оценка рейтинга деловой репутации строительных организаций». По результатам первого обсуждения было принято решение не просто актуализировать существующий общий ГОСТ, а разработать 4 самостоятельных ГОСТа: общие положения; для проектных и изыскательских организаций; для подрядных организаций; для застройщиков жилья.
Подробнее об этой работе рассказал представитель ТК-066 Александр Исаев, выступив с презентацией по стандартизации подходов к методологии рейтинга деловой репутации при выборе исполнителей государственного (муниципального) заказа в области строительства и проектирования.
Он рассказал о создании и основных задачах ТК-066, которым за время существования с 2015 года было разработано 11 национальных стандартов, из которых на данный момент работает 8. Далее докладчик презентовал основополагающий стандарт системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации ГОСТ О 66.0.01. Стандарт устанавливает требования к порядку выполнения работ по оценке опыта и деловой репутации, состав объектов стандартизации, структуру системы стандартов и их обозначение, требования к разработке стандартов в системе стандартов, а также требования к экспертам, осуществляющим оценку опыта и деловой репутации. Кроме того, стандарты ООДР могут быть использованы всеми заинтересованными лицами как в качестве самооценки, а также в качестве оценки независимой и незаинтересованной третьей стороной. Они устанавливают требования, модели и критерии оценки деловой репутации организаций на основе истории и опыта их деятельности, помогают обеспечить объективный унифицированный подход при ранжировании заявок и выборе поставщика.
В завершение докладчик выразил надежду на активное участие НОСТРОЙ в работе Комитета и призывал всех заинтересованных лиц принять участвовать в публичных обсуждениях стандарта.
С успешным опытом применения механизма рейтингования компаний – застройщиков жилья, который, как подчеркнул Мороз, работает уже не первый год и признан, в том числе Единым институтом развития ДОМ.РФ, участников познакомил исполнительный директор НОЗА Кирилл Холопик. Он представил результаты опроса потребителей из регионов активного жилищного строительства, согласно которому рейтинг застройщика (77,2%) стал вторым по популярности после цены (80%) определяющим фактором при выборе квартиры в новостройке. За ним следуют транспортная доступность (66%), планировка квартиры (64,9%), близость детсада, школы поликлиники (57,6%) и т.д. Докладчик констатировал, что на момент начала выбора варианта покупки новостройки сформированное представление о репутации застройщика имеют всего 10% покупателей. В сознании 90% людей репутация застройщика формируется во время принятия решения о покупке. Основными источниками формирования репутации застройщика у покупателя являются СМИ, мессенджеры, форумы и соцсети, сайты девелопера и его страницы в соцсетях, рекомендации знакомых - поэтому застройщики заинтересованы в независимом подтверждении своих достижений.
Здесь Кирилл Холопик рассказал подробнее о методологии ранжирования застройщиков, которая строится на таких принципах, как невозможность «купить» первое место, поскольку построение ранжирования осуществляется компьютером по формуле, регулярное обновление (1 раз в месяц), открытость, когда можно проверить правильность расчета рейтинга, соучастие застройщиков в разработке методологии и постоянная её актуализация. Ко всему прочему, спикер объяснил разницу между ранжированием застройщиков и подрядчиков. Например, первым оно необходимо с целью представления ориентира покупателям новостроек, в то время как подрядчики используют ранжирование для применения в рамках процедуры торгов.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин представил концепцию и методологию механизма рейтинга деловой репутации строительных организаций – членов СРО, разработку которых Ассоциация ведёт уже третий месяц.
Он перечислил дополнительные требования к участникам госзакупок, в числе которых по 44-ФЗ - наличие финансовых и материальных ресурсов, в том числе оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и определенного уровня квалификации. В рамках ПП РФ 1085 по нестоимостному критерию оценки в документации устанавливается один или несколько таких показателей: общая стоимость и общее количество исполненных контрактов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов.
Говоря о стадии готовности механизма расчёта нестоимостных критериев к внедрению, Виктор Прядеин сообщил, что в настоящее время НОСТРОЙ подготовлены проекты полной и сокращённой версий методологии механизма, пилот его программного обеспечения и практическая апробация, проекты нормативных правовых актов в части внедрения механизма в систему закупок в сфере строительства. Кроме того, в сентябре запланированы публичные обсуждения с профсообществом методологии рейтингования и проектов новых ГОСТ, добавил он.
В продолжение темы заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Валерий Карпов презентовал участникам секции программный продукт «Рейтинг деловой репутации НОСТРОЙ», пилот которого разработан параллельно с разработкой методологии. Протестировать программу могли все желающие на специальном стенде на выставке, работающей в рамках Съезда.
«В ходе проведенных тестовых работ, мы увидели реальную эффективность использования механизма. Так, были проанализированы участники конкурентной процедуры по расторгнутым контрактам в рамках 44-ФЗ. В результате расчета показателей по сокращенной методологии можно сделать объективный вывод, что участник, заявивший самую низкую цену, является наименее квалифицированным и надежным исполнителей, чем компания, занявшая третье место только потому, что не стала существенно снижать цену», - рассказал Валерий Карпов.
О преимуществах применения механизма оценки рейтинга деловой репутации при выборе исполнителей государственного (муниципального) заказа для всех участников рынка рассказала директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Десятова. По ее словам, механизм поможет сделать систему госзаказа доступнее для субъектов малого бизнеса, поскольку более 90% строительных организаций относятся к МСП. Она отметила, что за счет этого механизма каждый субъект Российской Федерации сможет расширить пул потенциальных подрядчиков и привлечь частные инвестиции в процесс достижения целей Национальных проектов. Также с помощью механизма рейтинга в качестве предквалификационного отбора сама процедура расторговки сократиться до нескольких дней. Безусловно, считает она, это приведет и к обелению и повышению прозрачности отрасли. Что касается интереса членов СРО - подрядных организаций, то наличие у них хорошего рейтинга даст ряд преференций, например, мораторий на три года на проведение проверок, особые банковские условия и условия страхования.
Антон Мороз прокомментировал, что все эти вопросы как раз обсуждаются всегда на стыке двух ведомств - Минэкономразвития и Минстроя России, поэтому работать нужно внутри субъекта как с экономическим, так и со строительным блоком.
Он также добавил, что всеми цифровыми технологиями сейчас активно интересуется Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое оценивает глав субъектов и трансформацию делового климата в регионе. По его словам, при оценке им важны те вопросы, которые показывают степень профессионализма и могут консультировать малый бизнес. Но АСИ при этом нужен некий партнер: в регионе это СРО, на федеральном уровне - НОСТРОЙ, который в состоянии этим профессионалом быть и готовить методологию, распространяемую АСИ в качестве собственного инструмента.
«То есть они фактически используют наши с вами знания, распространяют их за свой счёт, получают для поддержки малого и среднего бизнеса бюджет, который используют на его обучение. Это то, что мы подхватили в качестве дополнительной функции и то, что нас не обременяет, а наоборот, даёт нам определённые плюсы», - подытожил он.
Затем состоялась живая дискуссия, в ходе которой участники обменялись мнениями по представленным докладам и выдвинули созревшие у них предложения.
С заключительным словом выступил Аркадий Чернецкий. Он резюмировал, что вопрос о том, нужно ли рейтингование, стоять не должен. По его мнению, наличие качественно и ответственно сделанных рейтингов подрядных организаций должно быть особо продумано.
«Это очень серьезный ориентир для заказчиков с точки зрения самосовершенствования самих подрядных организаций. Наличие качественно подготовленного рейтинга даёт возможность любому заказчику сориентироваться относительно профессионального состояния той организации, к которой он вынужден обращаться, в том числе, и в вопросах неких ценовых показателей. Поэтому я считаю, что начатая работа - чрезвычайно важное дело, его действительно нужно сегодня активно обсуждать непосредственно со строительными организациями, то есть с теми, кого это коснётся и кто может обозначить какие-то нюансы, на которых сегодня, может быть, не обращено должного внимания. Формирование такой мощной базы для десятков тысяч организаций и её поддержание в работоспособном состоянии - ответственный момент, потому что если база будет не актуальна, то все наши благие пожелания уйдут в песок. Поэтому очень хорошо, что эта тема сегодня звучит, ее надо доводить до конца», - резюмировал Аркадий Чернецкий.
Холопик К.В. Опыт применения механизма рейтингования компаний – застройщиков жилья
Исаев А.С. Стандартизация подходов к методике рейтингования