Новости
В Петербурге прошла XI Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство»
11 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге на площадке гостиницы «Park Inn by Radisson Прибалтийская» прошла XI Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство».
Строительная конференция, ставшая за 11 лет проведения значимым отраслевым событием федерального масштаба, позволила обсудить актуальные вопросы отрасли: меры поддержки строительного комплекса и преодоление экономических последствий пандемии, законодательные новеллы в строительной сфере, реформу жилищного строительства, реализацию нацпроектов с участием строительных компаний, сегодняшние приоритеты и перспективы развития отрасли.
Пленарное заседание состоялось по традиции в формате открытого диалога участников конференции, модератором которого выступила ведущая телеканала «Россия» Мария Ситтель.
Участниками стали крупнейшие застройщики Санкт-Петербурга, Ленобласти и других регионов России, представители среднего и малого строительного бизнеса, общественных организаций и объединений, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, ведущие эксперты, представители саморегулируемых организаций из разных регионов страны.
В состав президиума конференции вошли Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, его заместители Никита Стасишин и Дмитрий Волков, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, депутат Госдумы РФ, председатель Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенёв, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-президент НОСТРОЙ, руководитель Рабочей группы «Устойчивое развитие» партии «Единая Россия», ответственный за мониторинг реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» Антон Мороз, вице-президент НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин.
Открывая мероприятие, Владимир Якушев отметил, что поскольку пандемия внесла серьёзные коррективы в образ жизни людей, работа конференции ожидается интересной и насыщенной. Министр выразил свои ожидания по поводу того, какие вопросы хотел бы обсудить – происходящие в новое постпандемийное время процессы в строительной отрасли, большое число введённых законодательных новелл, реализацию нацпроектов, реализация которых теперь имеет более дальний горизонт – до 2030 года, а также изменённый облик нацпроекта «Жильё и городская среда» с его новыми показателями и целями. При этом он подчеркнул, что показатель нацпроекта – 120 млн кв. метров жилья в год – стал национальной целью, достижение которой запланировано на 2030 год.
«Мы хотим двигаться дальше для того, чтобы всё, что связано со строительством, было более понятным и прогнозируемым. Отрасли не всегда столь сильно нужна господдержка, сколько важно понимать, что будет происходить, как минимум, в долгосрочной перспективе. Сегодня в стенах правительства готовится документ первостепенной важности – Единый план мероприятий по достижению национальных целей, и очень важно, что сегодняшнее мероприятие происходит в преддверии таких важных решений», – сказал министр.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в своей приветственной речи акцентировал внимание на том, что вне зависимости от возникающих сложностей и проблем в стране, Петербург сегодня одним из первых принимает такое масштабное строительное мероприятие. Глава города отметил, что вызовы перед строительной отраслью были во все времена, но стройкомплекс с ними всегда стойко справлялся. Северная столица не стала исключением, ведь строительство здесь не останавливалось даже в самое сложное время ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. И что самое важное, город выполнил задачу по вводу социальных объектов. А за семь месяцев текущего года было введено 937 тысяч кв. метров жилья.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что строительная отрасль – драйвер экономки региона. Более того, область является одним из лидеров по строительству жилья в расчёте количества квадратных метров на человека. Он также рассказал об успешно действующих в регионе программах, в том числе, о программе «Стимул», в рамках которой строятся детские сады и школы. А программа «Формирование комфортной городской среды» и вовсе стала народной – жители активно выступают со своими предложениями по благоустройству общественных пространств, на что из регионального бюджета выделяются необходимые средства, и проекты в оперативные сроки реализуются. Александр Дрозденко также добавил, что Ленобласть выбрана в качестве пилотного региона для участия в программе комплексного развития социальной инфраструктуры. Отметил он и сотрудничество с Северной столицей: «Мы с Санкт-Петербургом успешно прошли пандемию, ни разу не поднимали вопрос о закрытии границ, о делении жителей на городских и областных. Мы совместно развиваем нашу агломерацию, в том числе, строительный комплекс. Я думаю, что, преодолев такие испытания, мы имеем очень хорошие перспективы, которые при поддержке Минстроя РФ мы реализуем еще лучше. Регионы в рамках интеграции намерены синхронизировать строительство социальных объектов, что очень важно для жителей Ленобласти и Петербурга».
После приветственных выступлений почётных лиц участники перешли к дискуссии по основным темам конференции.
В ходе обсуждения Общенационального плана восстановления экономики России после пандемии COVID-19, в который включён обширный блок по поддержке строительной отрасли, депутат Госдумы РФ Владимир Катенёв обратил внимание на то, что отрасль была одной из немногих, которая во время пандемии не останавливала работу в большинстве регионов, соблюдая меры противоэпидемической безопасности. В это время от представителей бизнеса в СПб ТПП поступали существенные предложения, которые удавалось доносить до законодательных органов власти.
Замглавы Минстроя России Никита Стасишин рассказал о принятых в весеннюю сессию Госдумы РФ изменениях, затронувших строительную отрасль, в том числе о самых важных их них – программе льготной ипотеки под 6,5% для первичного рынка жилья и программе субсидирования кредитов застройщиков. Отдельно Никита Стасишин напомнил, что Центральный Банк включил жилищное строительство в свой перечень пострадавших от коронавируса отраслей, а Правительством был сформирован перечень системообразующих предприятий, куда вошли 54 крупнейших девелопера и инфраструктурных подрядчика, а также строительные компании и организации. Кроме того, замглавы ведомства сообщил о запуске уже в этом году господдержки проектов с низкой маржинальностью.
«Всё это привело к тому, что мы не получили ни одного банкротства, не наблюдали снижения темпов строительства, а все дольщики получили свои объекты. Глобально это повлияло на достаточно низкое снижение объёмов ввода жилья по стране: за 8 месяцев в России введено 30,3 млн кв. метров жилья, что всего на 7% ниже показателя за тот же период прошлого года», – сообщил Никита Стасишин.
Член Совета Федерации ФС РФ Аркадий Чернецкий обратил внимание на то, что слова власти не расходились с действиями: вопросы поддержки отрасли трансформировались в реальные решения. «Безусловно, самая весомая мера, о которой мы все уже неоднократно сказали, это ставка льготной ипотеки под 6,5%. Однако стоит вопрос с разновекторностью действий: ставка по ипотеке снижается, а цена квадратного метра растёт, в связи с чем существует опасность потерять спрос», – выразил обеспокоенность спикер.
Отдельно он остановился на проблеме возведения социальных объектов, с чем у крупных агломераций, возможно, нет существенных сложностей, но в масштабах России это сейчас острая тема: застройщики в регионах попросту не берутся их строить.
В целом, резюмировал выступающий, принятые властью меры привели к тому, что отрасль не провалилась в пропасть и достойно вышла из периода пандемии.
Замглавы Минстроя России Дмитрий Волков рассказал о проделанной работе по снижению административных барьеров в строительстве, где движение идёт с удивительным ускорением, и помощником ведомству здесь стал, в том числе, НОСТРОЙ: «Впервые за пять лет мы смогли обновить утвержденный постановлением Правительства РФ № 985 важный перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он был значительно сокращен и актуализирован, переработано 90% документов. А число обязательных требований в строительстве снизилось с 10 тысяч до трёх, многие из них стали носить рекомендательный характер». Замминистра заверил, что работа по актуализации документов продолжается и следующие изменения будут уже более точечными.
Поддерживая принятые Правительством РФ и Минстроем России меры по снижению административных барьеров и совершенствованию нормативно-технического регулирования, президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что наряду с озвученными предыдущим оратором изменениями остаётся большое количество ведомственных актов, таких как СанПиНы, своды правил в области пожарной безопасности и другие, которые также содержат обязательные к применению требования. Зачастую эти требования не соотносятся с требованиями федерального законодательства.
«Так, например, в соответствии с федеральным законодательством, при осуществлении государственной экспертизы проектной документации применяются нормы, действующие на момент проведения такой экспертизы, а во многих ведомственных актах за основу для проведения экспертизы применяются нормы, действующие на момент приёмки объекта. Это создаёт существенные сложности для работы строительных организаций. Необходимо, чтобы в лице Минстроя России был создан единый центр нормативно-технического регулирования, и все ведомственные акты, касающиеся установления каких-либо требований при осуществлении строительства, проходили обязательное согласование с министерством. Кроме того, в настоящее время существует неопределённость в применении отдельных сводов правил в части обязательности их применения. Так, например, СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» имеет обязательный характер, тогда как приложение к нему, определяющее общее сейсмическое районирование территории России, носит добровольный характер. Необходимо подготовить чёткие разъяснения для заказчиков, проектных организаций о порядке применения указанного свода правил», – внёс свои предложения Глушков. Здесь Дмитрий Волков поддержал президента НОСТРОЙ.
Комментируя вопрос из зала о мерах по борьбе с «потребительским экстремизмом», Антон Глушков отметил, что в данном вопросе нужно найти баланс интересов между застройщиками и потребителями: «Сейчас застройщики очень жёстко конкурируют между собой за качество проектов жилищного строительства, поэтому в большинстве случаев действительно имеют место быть злоупотребления со стороны отдельных потребителей, которые за незначительные недоделки организуют судебные тяжбы и создают схемы по выкачиванию денег с застройщиков. Этому способствует тот факт, что отношения в сфере долевого строительства регулируются не только 214-ФЗ, но и законом «О защите прав потребителя». Именно коллизия этих двух законов и позволяет взыскивать в судах неоправданно высокие штрафные санкции с застройщиков. Поэтому нужно установить, чтобы все отношения между потребителями и застройщиками в части качества объектов долевого строительства регулировались исключительно 214-ФЗ».
Координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов выступил с рядом предложений, в частности, по запуску льготной ипотеки для сотрудников госкорпораций.
Вице-президент НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин предложил вооружить армию проектировщиков новыми знаниями и внедрить для них новые практики в виде нормативов, справочной литературы и других обучающих инструментов. «Мы должны предложить гражданам новые решения для комфортного проживания. Ведь хорошая квартира – это ещё и качество окружающей среды».
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз начал выступление со слов благодарности Минстрою России за то, что Северная столица была выбрана площадкой для обсуждения постпандемийной жизни строительного комплекса. Отдельно он остановился на вопросе обеспечения комфортности жилья, говоря об инфраструктуре. Антон Мороз подчеркнул, что Петербург и Ленобласть готовы строить столько жилья, сколько необходимо, но для развития сопутствующей инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью жилищного строительства, требуются очень большие бюджетные вливания.
«Эти два субъекта сейчас играют значительную роль в развитии жилищного строительства. И если Петербург – город многоэтажной застройки, то в Ленобласти удобно применять индивидуальное жилищное строительство. С этим мы сейчас, к сожалению, испытаем некоторые сложности: у ИЖС не так много возможностей для привлечения средств. В прошлом году мы с Минстроем России очень плотно работали в этом направлении, и ведомство подготовило специальную программу развития ИЖС, но утвердить её, к сожалению, не успели. Пандемия внесла свои коррективы в планы государства, которое вынуждено было взять вектор на спасение стройотрасли. И несмотря на то, что нам очень сложно находить понимание с финансовым блоком правительства по этому вопросу, мы надеемся, что сможем поднять тему развития индивидуального домостроения на новый уровень», – отметил Антон Мороз.
Следующее, на что обратил внимание спикер, это оперативно созданный во время пандемии Ситуационный центр НОСТРОЙ, работа которого позволила принять от регионов большое количество вопросов, связанных именно с проблематикой того или иного субъекта. Популярной темой была контрактная система. По словам Антона Мороза, «государство – один из основных заказчиков строительных работ, но при этом мы испытываем определённые проблемы с законом, который описывает взаимоотношения внутри контракта и заказчика, и генподрядчика, и подрядчика. Необходимо проработать с Минстроем вопрос, чтобы стройотрасль в контрактовании была выделена отдельно».
Последний аспект, на котором остановился вице-президент НОСТРОЙ – использование механизмов ГЧП. «У Санкт-Петербурга существует специальный закон об участии города в государственно-частных партнёрствах. Это такой шаблонный закон, который можно было бы применять на территории многих других российских субъектов. В Северной столице он работает, а вот за пределами петербургской агломерации найти такие проекты достаточно сложно. С этим законом нужно работать, расширять инструментарий, к которому он может быть применён. Одно только государство быть инвестором всё время не сможет, поэтому частные инвестиции нам крайне необходимы», – заключил Антон Мороз.
Следующий блок обсуждений касался корректировки нацпроектов.
Замглавы Минстроя Никита Стасишин обозначил направления, по которым будет корректироваться нацпроект «Жильё и городская среда». Это объём ввода жилья, количество выдаваемых ипотечных кредитов и заключаемых ДДУ, сроки расселения аварийного жилья, вовлечение в оборот земельных участков, доля городов с улучшающейся городской средой.
Глава Минстроя Владимир Якушев в свою очередь сообщил, что в рамках «переупаковки» нацпроекта по жилью и городской среде к 29 сентября будут обновлены паспорта четырёх входящих в него федеральных проектов и, собственно, паспорт самого нацпроекта. Главными теперь будут две национальные цели, которые необходимо выполнить к 2030 году: увеличение числа семей, которые могут улучшить жилищные условия за год, и выход на ввод 120 млн кв. метров жилья в год.
Переходя к обсуждению основных мер по достижению национальных целей, предлагаемых Минстроем России, Аркадий Чернецкий затронул программу расселения аварийного жилья, которая сейчас, по его словам, набирает силу и объём государственного финансирования. «Появление аварийного жилья – процесс неизбежный, и протекать будет всегда. Поэтому программа должна носить постоянный характер, а горизонт планирования по ней должен быть продлён, как минимум, до 2030 года», – сказал сенатор.
Поддержал данные тезисы и Антон Глушков. Говоря о расселении аварийного жилья, он также отметил, что необходимы долгосрочные горизонты планирования при реализации программ расселения аварийного и ветхого жилья. «В настоящее время муниципалитеты, не понимая источников финансирования, стараются сделать всё, чтобы не включать объекты в программы расселения, и под видом текущего или капитального ремонта «маскируют» указанные проблемы», – констатировал он.
Затем Владимир Якушев детально представил разработанный Минстроем факторный план достижения национальных целей. Министр осветил основные блоки мероприятий по достижению национальных целей от ведомства, дал к проекту документа свои комментарии и призвал участников конференции к обсуждению. При этом он подчеркнул, что корректировка нацпроекта «Жилье и городская среда» не потребует дополнительных средств федерального бюджета, однако для реализации ряда направлений представленного плана необходимо активно привлекать внебюджетные средства.
Замглавы Минстроя РФ Александр Козлов анонсировал запуск цифрового суперсервиса для застройщиков индустриального жилья, который призван сократить строительный цикл с сохранением качества и безопасности объектов. Протестируют сервис на проектах ИЖС.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко и заместитель Председателя Правительства Ленобласти по строительству Михаил Москвин рассказали о том, как протекает процесс цифровизации строительной отрасли в агломерации.
В частности, Николай Линченко сообщил, что буквально на днях, 8 сентября, именно Петербург выдал первое в России заключение на BIM-модель. В части предоставления госуслуг город перевёл на «цифру» в первую очередь деятельность СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы». Было создано «единое окно» для получения всех разрешений. Однако, заявил вице-губернатор, работать есть над чем, и сегодня ещё существует много вопросов по оптимизации этой информационной модели.
Михаил Москвин, в свою очередь, также отметил, что госуслуги в Ленинградской области оказываются в цифровом виде.
В ходе пленарного заседания в адрес президиума поступило много вопросов из зала, на которые были даны ответы и комментарии спикеров. Формат «открытого микрофона» также себя оправдал: участники активно задавали вопросы, рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются в регионах России, озвучивали свои предложения и просьбы в адрес Минстроя и НОСТРОЙ. Министр строительства и другие члены президиума охотно вступали в диалог с участниками конференции.
Мероприятие прошло с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологической безопасности, начиная с особой рассадки участников, дезинфекции помещений и заканчивая выдачей средств индивидуальной защиты каждому слушателю.