Новости
Антон Мороз на Форуме Северных муниципалитетов рассказал о реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» и об участии НОСТРОЙ в разработке Стратегии 2030
17 октября 2019 года в Сургуте в рамках Форума Северных муниципалитетов состоялся круглый стол «Государственная политика устойчивого развития территорий - муниципалитетам». Его участники обсудили опыт идей и лучших практик устойчивого развития в сфере экологии, АПК, строительства, а также вопросы консолидации общества, власти и бизнеса, доведения государственной политики в рамках национальных целей до муниципальных образований, предпринимателей, общественности.
Модераторами круглого стола выступили доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой устойчивого развития Кабардино – Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Мурат Уметов и сопредседатель Общероссийской общественной организации содействия привлечению инвестиций в Российскую Федерацию «Инвестиционная Россия» Алексей Сафиоллин.
В состав президиума вошли глава Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Андрей Трубецкой, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, Архимандрит Никон.
Открыл мероприятие Алексей Сафиоллин, рассказав о роли форума «Устойчивое развитие» и платформы «Стратегия РФ» в интеграции общества, власти и бизнеса.
Архимандрит Никон выступил с основным докладом о концепции «Устойчивого развития».
Андрей Трубецкой передал приветствие от организаторов Форума и рассказал об опыте устойчивого развития на примере Сургутского района ХМАО.
Об экологизации образования и бальной системе оценки экологической активности рассказал Мурат Уметов.
Заместитель начальника проектно – инновационного управления Кабардино – Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Илья Горбунов выступил с докладом на тему «Профессиональный диалог Эко-Онлайн. Создание системы быстрого реагирования для оперативного решения возникших экологических проблем и противодействия сообществам, стремящимся использовать экологию для социальной дестабилизации». Он рассказал о развитии «зелёной экономики» на примере Кабардино-Балкарской республики.
Ответственный исполнитель рабочей группы «Устойчивое развитие» направления «Развитие сельских территорий» Высшего Совета ПП «Единая Россия» Сергей Бондарь рассказал о развитии сельских территорий как стратегическом факторе устойчивого развития страны.
Далее прошло совещание с представителями строительного комплекса региона и северных территорий по вопросам реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и национального проекта «Жильё и городская среда».
В президиум вошли заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства РФ Александр Степанов, первый заместитель директора департамента строительства ХМАО Кирилл Мыскин, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Антон Мороз в начале своего выступления напомнил об уже прошедших в УФО, СКФО и СЗФО Форумах по устойчивому развитию, остановившись более подробно на Уральском.
«На этом Форуме я докладывал о результатах хода выполнения нацпроекта «Жилье и городская среда» и о переходе строительной отрасли на механизм проектного финансирования. В ходе мероприятия были выявлены основные проблемы строительного комплекса Уральского Федерального округа, которые сдерживают выполнение показателей нацпроекта, а также намечены основные меры поддержки строительной отрасли. В настоящее время планируется совещание у полномочного представителя Президента Российской Федерации в УФО Николая Цуканова. Все выявленные в регионах проблемы и предложения напрямую доводятся Национальным объединением строителей до Правительства РФ и ложатся в основу соответствующих поручений.
4 октября прошло очередное совещание у Заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко. На нем обсуждали проблемы застройщиков, которые строят небольшие объемы жилого фонда и не могут вписаться в систему проектного финансирования, предлагаемую банками. Таких застройщиков немало в северных районах страны, в том числе, в Сургутском районе, где они вводят по 5-7 тыс. кв. м. жилья. Отрадно, что судьба таких застройщиков небезразлична Правительству, и там понимают важность и значение сохранения и развития малого предпринимательства. Виталий Леонтьевич Мутко поручил Центральному Банку и ДОМ.РФ разработать специальные программы кредитования таких небольших застройщиков в рамках проектного финансирования. В проекте поручения также указано на необходимость провести дополнительный анализ проблем, возникающих при получении проектного финансирования застройщиками, осуществляющими строительство в малых городах. Думаю, что этот Форум как раз является прекрасной площадкой, на которой можно отработать проблемы строительства в малых городах с тем, чтобы довести эти проблемы до Правительства страны», - начал Мороз.
Затем он перешёл к основному докладу, в котором рассказал об условиях реализации нацпроекта «Жильё и городская среда», представив основные показатели по ХМАО и Сургутскому району. А именно — несоответствующую заявленному в проекте показателю 8,9% высокую ипотечную ставку, которая в настоящее время в среднем по России составляет 9,92 %, в Уральском Федеральном округе – 9,82%, в ХМАО – 9,97%; снижающееся количество выданных ипотечных кредитов для долевого строительства: всего в стране с начала года на первичном рынке было выдано 211 858 ипотечных кредитов, что на 8,1% меньше аналогичного показателя 2018 года. При этом в ХМАО, как и в других регионах, отмечается повышение количества выданных ипотечных кредитов на первичном рынке, — в округе было выдано 3017 кредитов, и это на 19% меньше, чем за аналогичный период прошлого года; рост средневзвешенной цены 1 кв. метра жилья на первичном рынке, которая в среднем по стране выросла на 15%, а в ХМАО - на 3% и составила 59,2 тыс. руб. за кв. м; сокращение количества действующих договоров долевого участия. По итогам I полугодия текущего года в стране заключено 448,3 тыс. ДДУ, что на 32,4% больше аналогичного периода прошлого года. По данным ЦБ на конец августа со счетами эскроу заключено 10 091 ДДУ, что составляет 29,6% годового показателя национального проекта.
Указал Антон Мороз и на недостаточное для выполнения заложенного в нацпроекте показателя (88 млн. кв. м) увеличение объема жилищного строительства.
«Ввод объектов в эксплуатацию хоть и вырос по сравнению с прошлым годом и составил 6 млн. кв. м., но всё равно даже с сохранением такого темпа к концу года будет введено не более 77 млн. кв. м. жилья. В Уральском федеральном округе за 8 месяцев введено 2,8 млн кв. м. жилья, что на 1,9% больше прошлогоднего показателя. В Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской области, Ямало-Ненецком автономном округе наблюдается спад объемов строительства. За 8 месяцев в ХМАО введено всего 220 тыс. кв. м., тогда как плановый показатель на 2019 года составляет 900 тыс. кв.м. Не выполняется план и в таких муниципалитетах ХМАО, как Сургут и Когалым. Одна из причин кроется в отсутствии достаточного количества предложений от застройщиков. И это очень нехорошая тенденция, которая может проявиться и в других регионах», — говорит он.
Также в своём выступлении Антон Мороз обратил внимание на тот факт, что в настоящее время застройщики не торопятся получать новые разрешения на строительство, а их выход на строительный рынок с новыми проектами в значительной степени сдерживается низкой рентабельностью проектов. Кроме того, растёт количество обанкротившихся застройщиков и, как следствие, они уходят с рынка.
«В ХМАО 8 застройщиков находятся в активных процедурах банкротства с объемом незавершенного строительства 27,5 тыс. кв.м. жилья. Это не очень плохие данные по сравнению с другими регионами. Так, например, в Московской области, 68 застройщиков находятся в активной стадии банкротства с объемом незавершенного строительства 2,2 млн. кв. м. жилья, что составляет 15% от текущего строительства в Московской области».
Одной из причин сложившейся ситуации спикер назвал недоступность проектного финансирования, с которой сегодня сталкиваются региональные застройщики.
Согласно организованному НОСТРОЙ опросу застройщиков о способах финансирования проектов строительства, по состоянию на 1 сентября 2019 года проектным финансированием охвачено только 6,7% процентов рынка, 12,9% надеются получить проектное финансирование в будущем. Таким образом, только около 20% рынка обеспечено или будет обеспечено проектным финансированием.
«По данным Центрального банка в рамках проектного финансирования выдано кредитов на сумму 306 млрд. рублей. 56,9% жилья (72 млн. кв. м.) строится по старой схеме. Наши данные, в целом, совпадают с данными ДОМ.РФ, которые озвучивал в своем выступлении в Государственной Думе Виталий Мутко 9 октября. То есть в итоге 20,7% текущего строительства или 24,2 млн. кв. метров не попали ни в одну из схем финансирования. По нашим данным, из них 12,9% (то есть 3 млн. кв. м.) будут строиться за счет собственных средств застройщиков, а судьба остальных 8,1% (1,4 млн. кв. м.) пока остается неизвестной. В целом, для такой масштабной реформы, результат неплохой. Однако анализируя региональный аспект, мы приходим к выводу, что для региональных, особенно небольших застройщиков, доступ к проектному финансированию существенно ограничен», - комментирует вице-президент НОСТРОЙ.
Подробнее Антон Мороз остановился на показателях в УФО, где по данным ЦБ было заключено 50 договоров проектного финансирования на сумму 15,3 млрд. руб. В ХМАО было заключено 5 договоров проектного финансирования на сумму 1,7 млрд. рублей, чего, конечно, недостаточно, чтобы достигнуть плановых показателей ввода жилья.
Такие низкие показатели объема проектного финансирования не позволяют застройщикам браться за новые проекты. Поэтому на данный момент наиважнейшей задачей является увеличение доступности проектного финансирования, для решения которой необходимо принять меры по увеличению финансовой устойчивости застройщиков при переходе на эскроу-счета.
«Мы неоднократно говорили о необходимости установления стандартов проектного финансирования и о том, что Рекомендации Минстроя, ДОМ.РФ и ЦБ от 15 апреля 2019г. не оказывают серьезного влияния на увеличение объемов проектного финансирования и на совершенствование взаимоотношений застройщиков и банков. Дело в том, что в них не отражены такие ключевые моменты, как критерии расчета ставок проектного финансирования, условия договора целевого кредита, требования к предмету залога и т.д. Пока этот вопрос никак не решается. По нашему мнению, сейчас нужно сделать важный шаг и внести в законодательство нормы, регулирующие отношения застройщика и банка при предоставлении проектного финансирования: запретить увеличение процентной ставки в ходе строительства, капитализацию процентной ставки и взимание дополнительных плат и комиссий. Кроме того, необходимо предоставить возможность застройщикам осуществлять приобретение земельных участков с использованием расчетов площадями в домах, строительство которых должно будет производиться на данном участке. Реформа долевого строительства привела к невозможности зачета встречных однородных требований и, по сути, к возложению на застройщика бремени 100%-й оплаты стоимости земли денежными средствами в момент покупки нового проекта. Это значительно увеличивает инвестиционные затраты застройщиков на предпроектной стадии, а в условиях ограниченности оборотных средств, делает проекты жилищного строительства нереализуемыми», - констатировал Мороз.
Ко всему прочему, нужно внести изменения в налоговое законодательство, принять меры по развитию института гарантирования ДОМ.РФ, которое позволит региональным застройщикам с низкой рентабельностью получить проектное финансирование, поскольку сейчас такое гарантирование в регионах пока не развито. Также необходимо применить к перешедшим на механизм эскроу-счетов застройщикам «регуляторную гильотину» в целях исключения избыточного контроля за их деятельностью. При выполнении всех перечисленных условий, по мнению Антона Мороза, проектное финансирование сможет заработать в больших объемах.
В завершение доклада он ещё раз напомнил о тех мерах, которые предлагает НОСТРОЙ для того, чтобы остановить уход застройщиков с рынка и достигнуть необходимых показателей национального проекта. Данные предложения были озвучены президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко, были одобрены, и в настоящее время по ним ожидается соответствующее поручение Правительства РФ. Большинство предложений уже вошли в проект поручения.
Это защита малого и среднего предпринимательства в строительной сфере; проведение индексации сметных нормативов; развитие индустрии строительных материалов и проектов индустриального домостроения в регионах; обеспечение жилищного строительства земельными ресурсами, обеспеченными необходимой градостроительной документацией и инфраструктурой; урегулирование правовых отношений в процессе устранения недостатков МКД; снижение связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения расходов, для чего нужно предоставить ресурсоснабжающим организациям льготное кредитование на длительный период с последующим возвратом средств за счет потребителей ресурсов.
«Кроме того, мы предлагаем создать систему государственной поддержки экспорта строительных услуг российскими компаниями, устранить избыточные технические требования при строительстве МКД и общественно-деловых зданий, стимулировать рост и развитие компетенций в строительстве на всех уровнях - от подрядчиков до заказчиков, в том числе путем введения обязательной независимой оценки квалификации и создать региональные Центры финансового консультирования застройщиков», — заключил Антон Мороз.
После этого он рассказал об участии НОСТРОЙ в разработке Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, сообщив о проведенном в феврале установочном совещании под руководством Минстроя России. На совещании был сформирован основной подход к разработке Стратегии – выбрана полицентрическая модель написания документа и определены базовые направления и участники разработки: 11 проектных команд и базовых организаций, осуществляющих подготовку документа. Далее были проведены множественные мероприятия, направленные на формирование проекта Стратегии – заседания проектных команд и рабочих групп в их составе, а также 4 Стратегические Сессии, направленные на решение отдельных задач Стратегии, в работе которых приняли участие представители ФОИВ и учреждений, бизнес-сообщества, профобъединений, представителей РОИВ, представителей научного и экспертного сообществ. Кроме того, в ходе разработки Стратегии были проведены 5 круглых столов по отдельным её блокам.
«Национальному объединению строителей в работе по написанию Стратегии отведена ключевая роль, и сегодня можно говорить о том, что нацобъединение стало двигателем разработки проекта Стратегии. НОСТРОЙ стал разработчиком двух разделов Стратегии – «Комплексное развитие» (этот раздел писал Аналитический центр) и «Функционирование рынка строительных услуг». Также нацобъединение координировало работу проектных команд и обеспечивало участие своих представителей в работе Стратегических сессий в других проектных командах», - говорит Мороз.
Далее он кратко рассказал об основных целях и принципах Стратегии, а также о сформулированных на их основе основных показателях.
«Более чем двукратное удвоение показателей к 2030 году «Инвестиции в здания и сооружения» и «Объем работ по виду деятельности «Строительство» сформированы строительным сообществом, а их необходимость была обоснована Президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым в ходе Стратегических Сессий», - отметил вице-президент НОСТРОЙ.
Затем он осветил этапы подготовки проекта Стратегии, более подробно остановившись на стадии общественного обсуждения, в результате которого к представленному документу поступило более 50 предложений и замечаний, большинство из которых было полностью либо частично учтено.
«К примеру, проектом Стратегии был предусмотрен пересмотр системы оценки участников закупок путем понижения значимости цены при определении победителя закупки, в том числе путем внедрения рейтинговой системы оценки участника закупки», - комментирует Мороз.
Говоря об итогах доработки Стратегии, он сообщил, что 30 сентября 2019 года проект Стратегии развития строительной отрасли был внесен на рассмотрение Правительства России.
Также вице-президент НОСТРОЙ рассказал о повышении роли саморегулируемых организаций и национальных объединений в формировании государственной политики в области строительства и реализации национальных проектов. Антон Мороз призвал участников совещания активно включаться в работу, проводимую НОСТРОЙ, для продвижения и защиты интересов строительных компаний.
Александр Степанов представил доклад о работе Минстроя России, рассказав о проводимых министерством на постоянной основе мероприятиях, которые обеспечат реализацию показателей, намеченных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Отдельное внимание он уделил задачам Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» и проблемам, связанным со строительством в Арктической зоне – в районах распространения вечномерзлых грунтов. Степанов сообщил, что в связи с этим Минстроем разрабатывается нормативная база для проектирования и строительства в вечной мерзлоте, и, кроме того, учитывается специфика сурового климата северных регионов при планировке и застройке в иных нормативно-технических документах.
После основных докладов участники президиума ответили на многочисленные вопросы из зала.