Новости
Юристы СРО обсудили вопросы внедрения саморегулируемыми организациями законодательства об информационной открытости
5 сентября, во второй день семинара «Юрист в системе саморегулирования в строительстве» состоялся круглый стол «Внедрение саморегулируемыми организациями законодательства об информационной открытости». Организатором круглого стола выступил Департамент нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ совместно с Комитетом НОСТРОЙ по информационной политике. Вел круглый стол председатель комитета, президент НП «Объединение строителей МОНОЛИТ» - Артур Трапицын.
Как отметил модератор, открывая дискуссию, работа по обсуждению новаций в закон об информационной открытости длилась больше года: и в рамках Национального объединения строителей, и на площадке Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, где создана рабочая группа из экспертов различных отраслей саморегулирования.
- Какие-то положения удалось отстоять, какие-то нет. Тем не менее, закон, в котором часть конструктивных предложений профессионального сообщества учтена не была, в самое ближайшее время вступит в силу. В связи с этим, цель нашего круглого стола обсудить с участниками, какие меры должны быть предприняты саморегулируемыми организациями по реализации данного закона - сказал А. Трапицын.
ервым выступил заместитель начальника Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Роман Ковнер. Докладчик рассказал присутствующим о новом порядке раскрытия информации в связи с вступлением в действие 113-ФЗ, подробно остановившись на отдельных моментах. В своем выступлении он отметил, что подразумевается под понятиями «официальный сайт СРО» и кто на основе законодательства, является владельцем такого сайта. Были приведены примеры существующих доменных имен сайтов СРО, а также какие из них будут признаны соответствующими целям информационной открытости. Кроме того, в докладе был рассмотрен вопрос о размещении документов СРО на официальном сайте: « под электронными копиями документов следует понимать, именно электронный документ – документированную информацию, представленную в электронной форме, содержащую соответствующие реквизиты, подписи должностных лиц саморегулируемой организации и печати, размещённую в соответствующем формате (например, в формате PDF-файл, а также в других форматах)».
Также были рассмотрены виды информации, подлежащей раскрытию СРО, полнота и форма таких сведений:
- информация о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (с указанием штатных должностей членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в том числе независимых членов, по основному месту работы);
-решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Теперь законодательно закрепляется единственная форма принятия решений собраний – это протокол, составленный в письменной форме, к которому предъявляются соответствующие требования. (ст. 181.1 – 181.5 Главы 9.1 Гражданского кодекса РФ, введены Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
копия в электронной форме плана проверок членов саморегулируемой организации, а также общую информацию о проверках, проведенных в отношении членов саморегулируемой организации за два предшествующих года;
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность саморегулируемой организации и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности (при его наличии).
Роман Ковнер сообщил участникам круглого стола, что в настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации идет разработка приказа, устанавливающего требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций. Предложил всем заинтересованным подключаться к обсуждению проекта приказа в рамках оценки регулирующего воздействия. Также он рассказал о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами СРО, которые могут войти в разрабатываемый приказ на примере требований, предъявляемых к сайтам государственных органов власти.
В своем выступлении Роман Ковнер также осветил вопросы, связанные с ведением реестра членов СРО, сообщив, что в законодательстве отсутствует расшифровка понятия «информационный ресурс» и что несправедливо его отождествлять с понятием «информационная система». Перечень информации в реестре членов СРО в некоторых случаях вызывает вопросы - в каком виде и объеме указывать те или иные сведения. Однако дать на них полноценные ответы до появления Приказа Минэкономразвития России не представляется возможным. Департамент нормативного обеспечения и развития саморегулирования подготовил и направил предложения о включении в проект Приказа Минэкономразвития России возможности двухступенчатого ведения реестра членов СРО, где на первом уровне указывались бы основные сведения о члене СРО, необходимые для его идентификации и установления его правоспособности, а на втором уровне - все остальные сведения с необходимой и достаточной детализацией.
В заключение своего выступления Роман Ковнер рассказал о мерах административной ответственности СРО и их должностных лиц за невыполнение требований об информационной открытости .
Для наиболее полного восприятия участникам была предоставлена сравнительная таблица законодательства об информационной открытости СРО до и после принятия 113-ФЗ.
Заместитель председателя Комитета НОСТРОЙ по информационной политике Ирина Сапегина представила доклад «Стандарт раскрытия информации СРО как важнейший компонент нормативного регулирования информационной открытости».
Как пояснила И. Сапегина, название документа «Стандарт раскрытия информации» родилось ещё до того как появился Закон 113-ФЗ. В Положении о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (утв. ПП № 1202 от 22.11.2012) было установлено, что одним из предметов проверки СРО является соблюдение стандартов раскрытия информации. Принятый в июне ФЗ-113 установил требование к СРО обязательно размещать на официальном сайте Положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности СРО и деятельности членов СРО.
Таким образом, необходимость в разработке некого рекомендательного документа о раскрытии информации СРО уже отражена в законе и подзаконных актах.
Учитывая сложную специфику информационной среды, как в правовом, так и в техническом плане, рабочая группа Комитета НОСТРОЙ по информационной политике подготовила проект технического задания на разработку стандарта «Раскрытие информации в сфере саморегулирования», основные моменты которого изложила в своем выступлении И. Сапегина. По ее словам, проект ТЗ будет рассмотрен на ближайшем заседании комитета, равно как и вопрос о названии документа, а в случае утверждения документа будет начата разработка стандарта.
- Структура документа и его формулировки строятся так, чтобы даже в базовом виде он был в достаточной степени приемлем для всех видов саморегулирования. При этом документ носит рекомендательный характер. В дальнейшем, каждая СРО сможет дополнить или изменить его с учетом собственных требований к открытости и специфики деятельности. Обязательным документ становится для всех членов СРО или членов объединения СРО с момента принятия его общим собранием, - подчеркнула И. Сапегина и подробно ознакомила участников круглого стола со структурой документа, предлагаемой рабочей группой комитета.
Резюмируя выступление своего заместителя, модератор круглого стола Артур Трапицын отметил:
- Определение единого порядка создания и ведения официальных сайтов СРО, установление единых требований к объему и порядку предоставления СРО информации о своей деятельности, позволит обеспечить автоматическое получение всей необходимой информации о деятельности СРО в оперативном режиме, получать необходимые статистические и аналитические данные с целью выработки политики в нашей отрасли, а также построения и укрепления долговременных экономических связей между различными добросовестными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, как в нашей стране, так и за рубежом.
Интерес аудитории вызвало и выступление члена комитета по информационной политике Глеба Бабинцева, который говорил о проблемах и особенностях размещения информации на сайте СРО согласно новому законодательству.По словам докладчика, ряд положений нового закона сформулированы так, что позволяют или манипулировать информацией или привести к такому раскрытию информации, которое при желании надзорного органа может быть признано нарушением. Докладчик сообщил, что в разрабатываемом Комитетом по информационной политике стандарте будут даны рекомендации, как избежать возможных негативных последствий от двоякого толкования норм закона. Далее была рассмотрена актуальная на сегодня проблема ведения реестра членов СРО. Со вступлением в силу нового закона размещение реестров в виде разных файлов уходит в прошлое, теперь реестры на сайтах СРО должны представлять собой электронные таблицы с внушительным набором сведений.
В ходе круглого стола спикерам поступило из зала множество записок с вопросами – яркое свидетельство того, что закон об информационной открытости действительно полон противоречий и неточностей. Впрочем, как пояснил, подводя итоги дискуссии, А. Трапицын, экспертная работа по совершенствованию законодательства в данной области будет продолжена. Во всяком случае, как обещают законодатели и разработчики закона, дополнения в области информационной открытости можно будет учесть при обсуждении поправок к федеральному закону «О саморегулируемых организациях».
Источник: Комитет по информационной политике НОСТРОЙ, Департамент нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ