Новости
НОСТРОЙ выступил партнером международного финансового форума МОСИНТЕРФИН-2013
В минувшую пятницу завершил свою работу ежегодный международный финансовый форум МОСИНТЕРФИН-2013, соорганизатором которого выступило Национальное объединение строителей в лице Комитета по информационной политике НОСТРОЙ.
В работе форума приняли участие представители обеих ветвей власти, руководители предприятий реального сектора экономики, представители экспертного и делового сообщества.
Центральной темой дискуссии стала трансформация финансовых рынков. Участники обсудили изменения регулирования и рыночных практик в связи с появлением мегарегулятора, создание в Москве международного финансового центра и повышение инвестиционной привлекательности России в целом, улучшение инвестиционного климата, интеграцию российской финансовой системы в глобальный контекст и многие другие темы.
В рамках форума Комитет НОСТРОЙ по информационной политике выступил соорганизатором специальной отраслевой конференции, на которой обсуждались финансовые особенности строительной отрасли в России.
Открывая дискуссию, модератор сессии, председатель Совета директоров ИКГ «FIRST» Владимир Гамза обратил внимание на особенности российской финансовой системы и её финансовой алогичности, выделил специфические факторы инфляции в России, отметив, что главная составляющая борьбы с инфляцией заключается в стабилизации роста экономики.
С докладом о том, какие изменения ждут строительный рынок в связи с переходом к Федеральной контрактной системе, от имени Комитета по информационной политике выступил Юрий Ушанов, отметив, что отрасль к ФКС не готова.
- У нас нет экспертов, которые бы разбирались в сфере контрактной системы и государственно-частного партнерства, нет типовых контрактов, нет кодов ОКВЭД и ОКДП. К тому же, для реализации закона необходимо разработать еще порядка 40 подзаконных актов, сомнительно, что власти успеют это сделать, но с 1 января 2014 года закон всё равно вступит в действие, — сказал Ю. Ушанов.
По словам эксперта, нет также четкого разграничения сфер применения государственных закупок и ГЧП, отсутствуют критерии разделения сфер применения контрактов жизненного цикла (КЖЦ) по закупочному законодательству и законодательству в сфере ГЧП (в том числе концессий). Кроме того, не определены минимальные требования к конкурсным процедурам по определению частного партнера для заключения соглашения о ГЧП.
Продолжая тему, председатель комитета НОСТРОЙ по информационной политике, президент НП «МОНОЛИТ» Артур Трапицын, заметил, что у строителей давние претензии к госконтрактам, так как до сих пор главным критерием отбора была минимальная цена.
- Выигрывал тот, кто предлагал меньшую цену, а затем подрядчик, успешно «освоив» деньги, исчезал, не закончив строительство - таких случаев известно великое множество. Между тем нет никакой необходимости изобретать велосипед. Есть опыт Германии, есть опыт Китая, где ключевыми параметрами при отборе учитывается опыт работы подрядчика, его возможности, кадровый состав и квалификация специалистов, умение работать по аналогичным объектам.
Впрочем, как отметил А. Трапицын, новая система предполагает наличие переходного периода, некоторые нововведения будут запущены в 2017 году, так что есть надежда, что зарубежный опыт также будет учтен.
В дополнение к сказанному, заместитель председателя Ирина Сапегина предложила через Комитет инициировать обсуждение данных вопросов в Национальном объединении строителей с тем, чтобы проблемы, которые были подняты в рамках сессии, не остались на уровне разговоров.
- Считаю целесообразным, чтобы работа по вопросам контрактной системы, а также государственно-частного партнерства и их увязке между собой, велась на одной из мощных площадок строительной отрасли, в том числе путем создания соответствующих рабочих групп и формирования корпуса экспертов и экспертных организаций для нужд ФКС и ГЧП.- подчеркнула И. Сапегина.
Конечно, в ходе дискуссии были затронуты и вопросы жилищного строительства. Вице-президент Ассоциации Строителей России Владимир Пономарев, отметил, что на сегодняшний день 60-70% граждан нуждаются в жилье и лишь 15-20% граждан или 2-3% домохозяйств способны его приобрести.
- Проблема обеспечения жильем связана с отсутствием бюджетных денег на его строительство, хотя только за счёт бюджетной составляющей решить эту проблему невозможно, — заметил В. Пономарев.
По его мнению, в жилищной политике государству необходимо более активно переходить от приобретения жилья в собственность к созданию арендного жилья, а также развивать механизмы ГЧП и снижать административные барьеры.
Депутат Госдумы РФ Александр Абалаков в продолжение темы строительства жилья заметил, что программа «Жилище», направленная на обеспечение граждан доступным жилье, не дает возможности застройщикам и инвесторам как-то планировать свою деятельность.
- Эта программа включает ряд отрывочных подпрограмм, которые не дают целостного представления о потребности того или иного региона в количестве жилья, о том, где и сколько необходимо строить. Поэтому в резолюцию нашей конференции считаю целесообразным включить предложение ускорить принятие закона о государственном стратегическом планировании, - подчеркнул А. Абалаков.
В поддержку этого предложения Артур Трапицын заметил, что строителям действительно не интересен общий спрос на жилье - их интересует платежеспособный спрос. Особенно в свете того, что возведение жилья в регионах превращается в лотерею, когда в стране цена по выкупу жилья государством установлена в 28 тыс. руб. за квадратный метр, а себестоимость составляет примерно столько же.
- Самый простой и понятный путь – это путь, по которому идет Татарстан. Когда власти республики говорят, где и сколько рабочих мест они планируют создать в ближайшее время, становится понятно, где строительство будет перспективным, - подчеркнул А. Трапицын и предложил включать информацию о новых рабочих местах в программу государственного развития.
Подводя итоги сессии, эксперты сошлись во мнении, что для решения существующих проблем строительной отрасли бизнес-сообществу следует инициировать выработку конкретных предложений и представить их власти.
Источник: Комитет по информационной политике НОСТРОЙ, Наталья Чистякова