Новости
В Уфе состоялась научно-практическая конференция на тему: «Федеральные законы о контрактной системе в сфере закупок в строительстве»
17 декабря 2013 года в Уфе состоялась первая в России научно-практическая конференция на тему: «Федеральные законы о контрактной системе в сфере закупок в строительстве», организованная Комитетом Национального объединения строителей по конкурентной политике и закупкам в строительстве совместно с НП СРО «Союз строителей Республики Башкортостан» и Правительством Республики Башкортостан.
В конференции приняли участие представители Национального объединения строителей: вице-президент Эдуард Дадов, председатель Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве, генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, член Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве Михаил Фирсов. Также в работе мероприятия приняли участие представители Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан, Национальной Ассоциации Институтов Закупок, республиканских саморегулируемых организаций в сфере строительства и проектирования, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан. Модератором конференции выступил председатель Совета НП СРО «Союз строителей Республики Башкортостан», член Совета Национального объединения строителей – Рашит Мамлеев. Конференция собрала аудиторию слушателей порядка 400 человек.
Как отметил один из ключевых докладчиков научно-практической конференции Валерий Мозолевский, нынешние условия закупок нуждаются в кардинальном пересмотре, потому как они не учитывают особенности строительной деятельности, что в свою очередь приводит к возникновению повышенных рисков. В рамках выступления Валерий Мозолевский продемонстрировал презентацию на тему: «Инвестиционно-строительная деятельность и закупки в области строительства. Нормы контрактной системы при закупках в области строительства. Предмет закупок и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК)». В ней участникам конференции был представлен весь процесс закупочной деятельности и соответствующие регулирующие его законодательные нормы. Особый акцент Валерий Мозолевский поставил на содержание ч.1 ст. 768 Гражданского кодекса РФ, которой предусматривается создание закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Как подчеркнул Валерий Мозолевский, ФЗ-44 «О контрактной системе…» является рамочным законом, для которого необходим специальный закон или расширенное Постановление Правительства РФ о подрядах для государственных и муниципальных нужд. Это заявление вызвало одобрение со стороны аудитории.
Особое внимание слушателей привлек анализ возникновения аукционов в электронной форме на строительных закупках, представленный Валерием Мозолевским. Как отметил докладчик, впервые аукцион, как форма проведения торгов на строительство, была внедрена в России в 2008 году (ч.1 статьи 10 ФЗ-94 от 21.07.2005). При этом, никакого обоснования этого вида закупок авторами идеи представлено не было. С 1 июля 2010 года размещение заказов в строительстве начало осуществляться путем проведения электронных аукционов. И вновь строительному сообществу – участникам торгов, не представили обоснования такого решения.
Валерий Мозолевский обратил внимание собравшихся, что в настоящее время ни в одной стране мира закупки в строительстве не осуществляются в формате аукционов, тем более в электронном виде.
Согласно положениям Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC опыт проведения международных тендеров показывает, что в большинстве случаев представляется целесообразным проведение предварительной квалификации (отбора), поскольку это позволяет заказчику определить уровень компетенции фирм, которые получат приглашения на участие в тендере. Кроме того, предварительный отбор также отвечает интересам подрядчиков, которые знают, что, попав в список, они будут конкурировать с ограниченным числом других фирм, соответствующих требованиям к уровню компетенции и ресурсам.
Особое внимание докладчик уделил устоявшемуся заблуждению о том, что аукционы в электронной форме являются механизмом поддержки малого бизнеса, в том числе и в строительстве. Сторонников этой позиции сейчас можно встретить даже на самых высших уровнях власти, однако, реально существующих подтверждений того, что электронные аукционы действительно поддерживают малое строительное предпринимательство, нет. При этом, как отметил Валерий Мозолевский, доказательства обратного, а именно того, что электронные аукционы являются причиной разрушения и разорения малого предпринимательства, на лицо.
Для всестороннего решения этого вопроса и нахождения реальных механизмов поддержки малого бизнеса Комитет по конкурентной политике и закупкам в строительстве инициирует проведение всероссийского исследования особенностей и характерных отличий малого бизнеса в строительной отрасли от малого бизнеса в других видах деятельности (производстве, торговле, предоставлении услуг и т.д.). Решение об этом было принято в ходе декабрьского заседания Комитета. Эта научно-исследовательская работа позволит в дальнейшем составить максимально точные предложения для формирования государственной политики развития и поддержки малого строительного бизнеса, подчеркнул Валерий Мозолевский и добавил, что за основу будет взята не только российская практика, но и мировой опыт. В качестве примера он привел развитие института субподрядных организаций в Японии, где малый бизнес имеет узкоспециализированную направленность. Каждая компания занимает локальную нишу и на этом основании развивает квалификационный и производственный потенциал. Только на основе четко составленной теории можно сделать вывод, что на самом деле позволит сохранить малый бизнес в строительстве и чем государство и строительная отрасль может их поддержать, подытожил докладчик.
В момент же появления электронных аукционов саморегулируемое строительное сообщество находилось на стадии становления и не смогло противостоять аукционным лоббистам. Именно аукционы, для участия в которых необходима лишь одна «бумажка» в виде свидетельства о допуске, определили спрос на услуги "коммерческих" СРО по фактической продаже «липовых» свидетельств о допусках к выполнению работ, констатировал Валерий Мозолевский.
Валерий Мозолевский подчеркнул, что к подобного рода злоупотреблениям относится и схема сговора на торгах, получившая условное название, «таран». География выявления этого вида стратегии картельных сговоров уже простирается от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска. Однако, несмотря на пугающую популярность сговора, органы ФАС России по-прежнему закрывают глаза на практику применения «тарана», что само по себе является грубейшим нарушением конкуренции. Кроме того, до настоящего времени нет реальных требований и уголовной ответственности самих электронных площадок при утечках информации и при неправомерном использовании специальных компьютерных программ – «роботов» при проведении электронных аукционов в строительстве. Сами электронные аукционы организованы с использованием теории «компьютерных игр». Как взломать эти системы и как ими руководить с использованием «роботов» или без них – знают даже дети. Желание перевести на электронные площадки конкурсы – это трагедия для всех участников, так как тут даже не надо будет ждать раскрытия «конвертов» в присутствии участников торгов, подчеркивает докладчик. В этом случае информация будет известна оператору электронной площадки в момент ее получения, а это значит, что будет возможность заранее назначить победителя торгов. Только руководить этим будет оператор электронной площадки, имеющий доверенности от десятков и сотен участников торгов. По всей видимости, этого не понимают устроители, так называемого «аттракциона». Вот почему закупки в строительстве практически нигде в мире не переведены на электронные торги, а электронные аукционы вообще нигде не применяются при закупках в строительстве.
Также на научно-практической конференции прозвучали доклады, посвященные проблематике оформления и оценки заявок на строительных торгах. Об особенностях подготовки заявок рассказал заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов Валерий Исхаков. Тему продолжил член Комитета Национального объединения строителей Виктор Васильев, выступивший с докладом на тему: «Оценка заявок, поступивших на конкурсы. Экспертиза в процессе закупок по строительству». В своем докладе Васильев подробно рассмотрел вопрос организации и работы экспертов, которые должны привлекаться заказчиками на разных стадиях процесса закупок в строительстве и роль саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и лиц, осуществляющих строительство в обучении, аттестации и сопровождении работы экспертов с заказчиками работ.
Исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский посвятил выступление общественному контролю в сфере государственных и муниципальных закупок и месту саморегулируемых организаций в области строительства в этом процессе. Второй доклад представителя НАИЗ был посвящен общественному проекту по мониторингу внедрения 44-ФЗ, как новой системы организации закупочной деятельности.
Источник: Комитет по конкурентной политике и закупкам в строительстве, НП СРОР «Союз строителей Республики Башкортостан»