Новости
НОСТРОЙ принял участие в совещании по развитию дуального образования в России
8 апреля в отеле Holiday Inn Sokolniki прошло установочное совещание по проекту "Профессиональное образование", посвященное проблемам развития дуального образования в России. Организатором мероприятия выступила Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП).
От Аппарата НОСТРОЙ в совещании приняли участие директор Департамента профессионального образования и квалификационных стандартов Надежда Прокопьева и начальник отдела повышения квалификации и аттестации Владислав Кришталь.
Открывая мероприятие, исполнительный директор РГВП д-р Роберт Брайтнер представил участников и коротко обрисовал ситуацию, с которой приходится сталкиваться при подготовке квалифицированных рабочих кадров в России. Также он рассказал о перспективах внедрения системы дуального образования в Российской Федерации.
Дуальное образование предполагает синтез усилий образовательного учреждения и предприятия в подготовке кадров, при этом образовательное учреждение (вуз или колледж) дает учащемуся общеобразовательные предметы, а практической подготовкой занимается предприятие — прямо на рабочем месте, на своем оборудовании.
Председатель правления РГВП Михаэль Хармс выступил с докладом о практике и проблемах с кадровым обеспечением, с которыми сталкиваются немецкие компании, об их инициативах по развитию подготовки кадров в России, которая соответствовала бы высоким мировым стандартам. М. Хармс уточнил, что это требует больших усилий и, в том числе, больших финансовых вложений. Так, Германия тратит на профобразование не менее 23 млрд. евро ежегодно. В России это направление возможно развивать в рамках ГЧП. Уже сейчас готовы первые пилотные проекты на базе РГВП и АСИ. Планируется развивать проекты, прежде всего, в регионах, создавать кластеры организаций подготовки кадров. Основная идея дуального образования - это сочетание обучения в колледже (теория) и практики (непосредственно на предприятии).
Важным вопросом является подготовка преподавателей и обучающих кадров, через тренинг для тренеров, здесь РГВП готов оказывать максимальное содействие. Г-н Хармс выразил уверенность, что удастся выработать механизм, который позволил бы сочетать усилия и сильные стороны каждой из сторон, будь то государство, бизнес или учебные заведения для достижения максимального результата.
Екатерина Лошкарева - руководитель департамента отраслевого развития "Молодые профессионалы" в АСИ рассказала, что в проекте по развитию дуального образования в России, которым занимается АСИ, задействованы 77 организаций. «Был проведен конкурс среди регионов на участие в проекте. Из 23 заявок от регионов, АСИ отобрало 5 для внедрения программ дуального образования и еще 5 от регионов-финалистов. Регионом - ментором утверждена Калужская область. Также проект внедряется в Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях. Принимают участие в программе Татарстан, Московская, Тульская, Владимирская области и другие.
Задачами проекта являются:
1. обновление методической базы обучения,
2. разработка профстандартов,
3. подготовка 9000 рабочих кадров к 2016 году».
Директор департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки Наталия Золотарева выступила с докладом об основных аспектах государственной политики в сфере профобразования в РФ. Она отметила, что подготовка рабочих кадров сейчас находится в зоне особого внимания государства.
«Система профессионального образования в России прошла эволюционный путь с 90-х годов XX века, начиная от финансовой помощи, заканчивая коренным реформированием системы. С 2012 все колледжи переданы регионам, что позволило начать проведение оптимизации системы подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями регионов. Этот процесс соответствует мировому опыту. Начиная с 2011 года 30 регионов получили государственную поддержку на развитие региональных систем профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров. В этом году еще 40 регионов ее получат. В прошлую пятницу начат отбор регионов для международной программы развития профессионального образования.
Повышается интерес и к World skills. На прошлой неделе состоялось соревнование по WS в Сибири, повышается культура и уровень таких соревнований».
В 2013 Минобрнауки одобрил стратегию подготовки рабочих кадров и подготовки квалификаций.
Основной вектор - построение качественной и эффективной подготовки в соответствии с потребностями региона, обеспечение широты возможностей для населения, адаптивность реагирования на изменяющиеся обстоятельства и потребности регионов и работодателя.
Главный принцип стратегии - реализация ее силами государственно-частного партнерства (ГЧП) и настройка профессионального образования на требования экономики.
Основные задачи:
1. Развитие содержания и технологий обучения;
2. Консолидация усилий бизнеса, власти и образования;
3. Широкие возможности для различных групп населения, вне зависимости от возраста и физических возможностей;
4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.
Проект по внедрению дуального образования интегрировал все усилия Минобрнауки, МЭР, РГВП, АСИ и ФИРО.
Следующим выступил Вольфганг Дик, руководитель департамента экономики и науки Посольства ФРГ в РФ, который рассказал о сотрудничестве между министерствами образования России и ФРГ. Он отметил, что сотрудничество развивается и отношения между министерствами находятся на стабильно высоком уровне. Особенно перспективно развитие сотрудничества в рамках нанотехнологий и биотехнологий, что позволит обеспечить необходимую модернизацию российской экономики. При этом необходимо обращать особое внимание на требования рынка и потребности бизнеса. Теория должна читаться в вузах, колледжах, училищах, а практика обязательно должна проходить на производстве. Всячески должны развиваться программы практики для студентов техникумов. Также он упомянул о том, что дуальное образование может служить инструментом социализации, успешно опробованным в ФРГ на турецкой молодежи.
Д-р Детлеф Фрайхофф представил презентацию на тему "Vetnet - международный проект Объединения ТПП ФРГ по внедрению элементов и структур дуального профессионального образования». Он рассказал, что в рамках новой стратегической концепции «Экспорт профобразования», которую осуществляют структуры Союза германских промышленно-торговых палат (DIHK), РГВП оказывает поддержку своим компаниям-членам в процессе создания структуры дуального профобразования в России.
В долгосрочной перспективе цель проекта – это внедрение последовательных, эффективных и отвечающих потребностям рынка структур и модулей дуальной системы профобразования в России.
В рамках дуального образования по немецкой модели государство только разрабатывает учебные программы и финансирует профессионально-технические училища. Организацией и контролем обучения занимаются торгово-промышленные палаты (IHK) ФРГ. Их 80 по всей ФРГ и все предприятия являются членами таких Палат.
Сейчас в системе дуального образования в Германии обучаются 1,5 млн человек, что составляет 60% всех выпускников школ. 1 предприятие предоставляет в среднем 3 дуальных места.
По завершении выступления Д. Фрайхоффа была оживленная дискуссия.
Источник: Департамент профессионального образования и квалификационных стандартов НОСТРОЙ