Новости. Южный федеральный округ
В конференции принял участие Председатель комитета строительства Волгоградской области Чувашин Юрий Юрьевич. Ознакомил участников с текущим состоянием строительной отрасли региона. Заострил внимание на реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и на мерах принимаемых органами государственной власти для реализации этой программы и запланированных показателей ввода жилья и развития региона в целом. В решении одной из текущих задач, направленной на улучшение жизни региона и деятельности строительных организаций есть возможность участия Ассоциации и ее членов.
Рассматривается вопрос проведения индексации сметных нормативов, так как существующая система ценообразования при выполнении государственных контрактов не обеспечивает адекватное возмещение затрат подрядных организаций, а низкое возмещение затрат на оплату труда в расценках по отдельным видам работ делает невозможным найти рабочего, который будет трудиться на стройке за низкую среднемесячную зарплату, что в свою очередь ведет к снижению качества работ.
Сегодня важно восстановить механизм мониторинга цен и своевременной индексации сметных нормативов. Эта работа уже началась. Соответствующие поручения Правительства по проведению мониторинга реальных цен и подачи заявок на индексацию сметных нормативов региональным органам власти даны, воспользовались этой возможностью только 20% субъектов РФ.
С изменением законодательства в сфере саморегулирования, практикой его применения и возникающими проблемами ознакомил исполнительный директор СРО Яровая Наталья Алексеевна. Были озвучены вопросы в сфере саморегулирования, возникающие и обсуждающийся в рамках круглых столов с участием саморегуляторов. Затронуты изменения в действующем законодательстве которые находятся в стадии обсуждения и так или иначе будут приняты, а вместе с тем и увеличатся требования как к саморегулируемым организациям, так и к их членам. Вместе с тем следует учитывать, что институт саморегулирования утвердился и предложений по замене этой системы нет и не рассматривается.
Что касается самого института саморегулирования в строительстве, то основной проблемой является более жесткое и конкретизированное повышение спроса с СРО, в т.ч. и повышение финансовой ответственности за нанесение вреда в ходе строительства и неисполнение договорных условий организациями – членами СРО.
Особое внимание уделено повышению ответственности организаций – членов СРО, это и исполнение членами СРО договоров в установленные сроки, в том числе своевременное поэтапное исполнение договоров, и качество строительства что является также одной из основных целей СРО в соответствии с п.2 ч.1 ст.55.1 ГрК.
Во исполнении требований о наличии в штате специалистов, зарегистрированных в национальном реестре специалистов в области строительства, Ассоциацией проверяется не только минимальное кол-во, но и предмет задвоенности, т.к. заявленный специалист может трудиться только по одному основному месту работы, остальные только на условиях совместительства. Организация должна подтвердить специалистов НРС только которые трудоустроены у них как по основному месту работу.
Кандидатам в члены СРО следует учитывать, что в соответствии с ч.3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается уплата взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, а решение о приеме в члены СРО и включение в соответствующий реестр вступает в силу только при поступлении соответствующих взносов.
Следует обратить внимание, если член СРО заключил договор, превышающий его уровень по ВВ или ОДО, то указанный договор может быть признан недействительным по инициативе как Заказчика так и контролирующих органов, отсюда вытекают налоговые последствия и нарушаются имущественные интересы подрядчика, так как оплата по указанному договору не производится, а если и была произведена, подлежит возврату.
В соответствии с ч.2 ст. 55.5 ГрК РФ саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы, предусматривающие необходимость страхования финансовых рисков и риска гражданской ответственности.
Это сегодня осуществляется во всех СРО России, требования таких документов являются обязательными к исполнению всеми членами саморегулируемой организации.
Такая же практика сложилась и во всех СРО Волгоградской области, в том числе и в нашей Ассоциации разработаны и утверждены Советом соответствующие требования к страхованию, обязательные к исполнению всеми членами СРО.
Это принято в целях защиты всех членов СРО для недопустимости выплат с компенсационных фондов. Так как в случае выплат по вине одного из членов, причем суммы могут быть немаленькие до 500 и более миллионов рублей, все члены обязаны в соответствии с положениями ГрК вносить дополнительные взносы для пополнения компенсационных фондов. Чтобы этого не произошло, Советом приняты соответствующие требования к страхованию.
Причем, если организация уклоняется от договора страхования, ей может быть приостановлено право осуществления строительной деятельности, а в последствии она может быть исключена по решению Совета.
В ходе доклада затронуты вопросы развития саморегулирования и повышение роли СРО, такие как выдача выписок на участие в конкретном аукционе. Законопроект дает право СРО выдавать либо не выдавать выписку, но, если СРО выдало выписку, значит оно взяло на себя имущественную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.
На законодательном уровне планируется включить субподрядчиков в систему саморегулирования. Также рассматривается вопрос о специализации членов по видам выполняемых работ, как ранее. Ну не может организация, специализирующая на кап. ремонте многоквартирных домов осуществлять строительство гидротехнических объектов и так далее.
Планируется с 01.07.2020 года с 01.07.2019 обеспечить независимую оценку квалификации только центрами оценки квалификации (ЦОК) в едином порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Кроме того, рассматривается возможность снижения требований по наличию специалистов НРС для субъектов малого и среднего бизнеса.
Предлагается наделить СРО правом составлять укрупненные сметы к договорам строительного подряда заключенным ее членами с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Защита малого и среднего предпринимательства в строительной сфере предусматривает поддержку в виде внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающих допуск на участие в торгах стоимостью до 60 млн. рублей только тех субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в данном субъекте, что позволит местным строительным организациям успешно развиваться.
Было обращено внимание, что хорошо построить недостаточно, еще необходимо соблюсти все требования законодательства, действовать в рамках действующего законодательства, а СРО своего рода проводник для своих организаций.
Заместителем исполнительного директора Перченко И.Ю. была озвучена информация о проведенных контрольных мероприятиях в отношении организаций – членов СРО, результатах и направленности такого контроля, который проводят специалисты контрольного отдела, озвучены меры применения дисциплинарного воздействия и количество их применения за текущий год. В целом обстановка складывается благоприятно. Организации понимают, что СРО действует во исполнении установленных требований. Стабилизировалась исполнительская дисциплина членов СРО, инспекторы контрольного отдела стали чаще выезжать на места регистрации и осуществления деятельности членами СРО, знакомится с объемами выполняемых работ на объекте, представлять интересы организаций на проверках с органами государственной власти. Складывающаяся практика показывает, что необходимость участия Ассоциации во объемном контроле за деятельностью организаций приносит свои плоды, и тем самым защищает интересы членов СРО от организаций, деятельность которых может привести к дополнительным затратам всех членов СРО в случае внесения взносов в компенсационные фонды. Не смотря на ужесточающиеся требования основой для построения хороших рабочих отношений, является своевременное взаимодействие СРО и руководителей организаций, что в свою очередь приводит к отсутствию необходимости принятия дисциплинарных мер и своевременно устранении возможных нарушений.
Актуальные вопросы законодательства о закупках строительных работ были рассмотрены заместителем начальника правового управления администрации Волгограда А.Ю. Котляровым, сделан акцент на возможных дополнительных требованиях, на которые стоит обращать внимание исполнителям работ. Несмотря на то, что многие организации участвующие в закупках знают текущие требования заказчиков, на некоторые изменения следует обратить непосредственное внимание, это и обеспечение исполнения договоров подряда, и установление сроков исполнения договоров и сроков для взаиморасчетов, возможность изменять стоимость работ по договору в рамках действующего договора. Также изменился срок рассмотрения заявления заказчика для включения исполнителя в список недобросовестных поставщиков, и теперь составляет 5 дней с даты поступления. Изменяются правила обеспечения исполнения контракта, размер которого теперь будет рассчитываться исходя из цены такого контракта, а не НМЦК, как было ранее. Изменили правила проведения аукциона. Срок приема заявок в течение 7 дней в аукционах с НМЦК до 300 млн. руб. В закупках строительных работ, по реконструкции, капремонту или сносу объекта НМЦК для «коротких» аукционов установлена на отметке 2 млрд. руб. Изменили случаи, когда изменяют существенные условия контракта. Новые правила в госзакупках у единственного поставщика. В закупках по п. 4 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе верхний предел цены контракта увеличили со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., а по п. 28 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе — с 200 тыс. руб. до 1 млн руб. Ситуации, когда заказчик проводит экспертизу поставленных ТРУ с привлечением независимых экспертов, экспертных организаций, больше не будут определяться законом о контрактной системе. Сведения об авансе теперь указываются в извещении о закупке.
Итоги проведённой конференции были озвучены Председателем Совета СРО Ассоциация «Строительный КВО» Котляровым Ю.В. Сделан акцент на том, что такого рода мероприятия проводятся с целью информирования и поднятия уровня образованности членов СРО. Подрядная организация для современного роста и развития, должна быть обеспечена необходимой информацией об изменениях в законодательстве и деятельности в саморегулировании. Ассоциация прилагает все усилия для защиты интересов своих членов и будет это делать в дальнейшем, соблюдая требования действующего законодательства и учитывая интересы своих организаций. Организациям-членам СРО в свою очередь следует исполнять требования действующего законодательства и Ассоциации для обеспечения и дальнейшего сплоченного существования без финансовых рисков со стороны членов СРО.
Ассоциация в 2020 году также планирует проведение мероприятий подлобного уровня, в том числе на очередной выставке Строй-Волга 2020, а заинтересованность в участии в таком мероприятии у подрядных организаций должна быть первостепенной.
Ждем участников на очередной конференции в 2020 году
на выставке СТРОЙ-VOLGA 2020!