Новости. Северо-Западный федеральный округ
На прошедшем в Санкт-Петербурге XIX Всероссийском съезде строительных СРО Никита Загускин, координатор НОСТРОЙ по СЗФО, выступил с докладом о проблемах строительного комплекса Крайнего Севера в сфере госзакупок и ценообразования.
Проблема неоднократно поднималась саморегулируемыми организациями Мурманской, Архангельской и Калининградской областями — строители именно этих регионов Северо-Запада ощущают неравные условия при проведении конкурсных процедур на заключение договоров подряда.
О специфике работы в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, об инициативах НОСТРОЙ, выдвинутых на рассмотрение в Минстрой РФ читайте в докладе Н. Загускина.
«О создании равных конкурентных преимуществ для строительных организаций, зарегистрированных на территории Крайнего Севера и приравненных к ним территориях»
В адрес конференции по Северо-Западному федеральному округу неоднократно поступали обращения, связанные с наличием неравных условий при проведении конкурсных процедур, от строительных компаний, зарегистрованных преимущественно на территории Архангелськой и Мурманской областей.
Необходимо также отметить две базовые проблемы.
Первая – это необходимость соблюдения требований законодательства в сфере государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Кроме того, установлены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Это ведет к увеличению прямых и накладных расходов на подготовку и ведение строительного производства в указанных местностях и, зачастую, снижает конкурентноспособность строительных организаций при проведении аукционов и торгов на право заключения государственного контракта более, чем на 10% по отношению к строительным компаниям, не имеющих соответствующей дополнительной нагрузки, зарегистрированных, например, в центральной полосе РФ.
Вторая базовая проблема отрасли — данные местности характеризуются сложными климатическими условиями, коротким сезоном строительства, неразвитостью инфраструктуры.
Сумма накладных расходов, закладываемых в смету на транспортировку строительных материалов и трансфер рабочих к месту выполнения строительных работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на практике намного выше по отношению к другим регионам. Зачастую завозить строительные материалы в некоторые местности представляется возможным только сезонно или, например, с использованием речного или морского транспорта по завышенным ценам. Переход на ресурсный метод должен решить данную работу с целью формирования сметной документации по сложившимся ценам.
В настоящее время данный вопрос должен решаться разработкой и принятием индексов изменения к сметным нормам. При этом, сметные нормы, построенные в ценах 2000 года, и перевод в существующий уровень цен с применением индексов изменения сметной стоимости строительства не дает возможности выхода на сложившиеся рыночные цены. Отсюда и недофинансирование объектов.
В связи с эти предлагаем:
1. Использовать данные строительных компаний и саморегулируемых организаций при осуществлении мониторинга стоимости строительных ресурсов и заработной платы рабочего 4 разряда для разработки индексов изменения сметной стоимости строительства, обязать региональные власти раскрывать данные мониторингов, направляемых в ФАУ «Главгосэкспертизу России» и Минстрой России.
2. Целесообразно обратить внимание Минстроя России на необходимость пересмотра установленных нормативов накладных расходов для северных территорий на основании анализа фактически сложившихся расходов, данные по которым готовы предоставить.
3. Применить механизмы выравнивания конкурентных условий путем установления преференций бизнес-предприятиям при проведении конкурсных торгов на примере северных территорий Канады и США.
4. При проведении аукционов до 60 млн. рублей оставлять приоритетные преимущества за строительными компаниями, зарегистрированными в указанных регионах.
5. Установить понижающий коэффициент для южных регионов с целью уравновешивания конкурентных преимуществ.