Новости. Северо-Кавказский ФО
7 ноября 2018
1 ноября 2018 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел круглый стол на тему «Саморегулирование строительной отрасти: практика и перспективы». В нем приняли участие представители Минстроя России, Ростехнадзора, региональных органов власти, саморегулируемых организаций, а также профессионального сообщества строителей, научного и экспертного сообществ.
От Ассоциации «Национальное объединение строителей» в совещании участвовали Исполнительный директор Виктор Прядеин, главный специалист Отдела методологии саморегулирования и законотворческой деятельности Департамента нормативного и методического обеспечения Марина Скогорева, председатель Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по городу Москве Александр Ишин, член Совета НОСТРОЙ Леонид Хвоинский, Координатор НОСТРОЙ по СКФО, член Совета НОСТРОЙ Фидар Кудзоев, а также представители СРО СКФО генеральный директор Союза "Строители КБР" Эдуард Шихалиев, генеральный директор Ассоциации "ЭкоСтрой" Александр Скрылов и заместитель генерального директора Ассоциация «МССИ» Мовсар Антошкиев.
На мероприятии обсуждались итоги почти десятилетней деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, в частности, практика государственного надзора в этой сфере, механизмы контроля СРО за деятельностью своих членов, необходимые изменения в нормативные правовые акты.
Первый заместитель председателя Комитета Андрей Шевченко отметил, что при переходе строительной отрасли на саморегулирование удалось наладить эффективное взаимодействие национальных объединений саморегулируемых организаций (СРО) с органами власти на федеральном уровне, при этом ни один из видов СРО не вызывает столь оживленной дискуссии, демонстрирующей разброс мнений, как СРО в строительной отрасли и связано оно с тем, что результат работы СРО в строительной отрасли напрямую влияет на комфортность и безопасность жизни граждан. 2017 год стал годом кардинальных изменений для системы саморегулирования в строительстве Федеральный закон № 372-ФЗ ввел принцип регионализации, подразумевающий, что членами СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО. И хотя преобразование строительных СРО стало действительно эффективным ходом, еще остаются проблемы, требующие работы как национальных объединений, так и органов законодательной и исполнительной власти.
Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский согласился с Андреем Шевченко, что введение регионального принципа пошло на пользу строительной отрасли: «Строители вернулись в регионы, а региональная власть стала с ними взаимодействовать, по крайней мере, понимать, кто у них на территории находится, какова ответственность этих компаний. С другой стороны, это позволило ликвидировать СРО-«гиганты», которые сосредотачивались в основном в столичных регионах, где количество членов превосходило все разумные пределы». В своем докладе Олег Сперанский акцентировал внимание на проблеме утраты средств компенсационных фондов, а также указал на необходимость решения вопросов, связанных с привлечением иностранных специалистов.
Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Трембицкий рассказал о результатах работы ведомства за 9 месяцев 2018 года, также отметил, что работа по проведению проверок СРО на соответствие их требованиям действующего законодательства будет продолжаться. Он обратил внимание на необходимость контроля саморегулирумыми организациями деятельности своих членов при привлечении ими субподрядных организаций.
Член Комитета Сергей Лукин в своем выступлении отметил необходимость более тесного взаимодействия со строительным сообществом, в том числе и в законотворческой деятельности, а также принятия мер на минимизации рисков, связанных с «дроблением» строительных организаций в целях исключения членства в саморегулируемых организациях.
Вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус доложил о текущем состоянии дел, а также о приоритетных направлениях деятельности Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Он также акцентировал внимание на проблеме верификации военных специальностей и перечислил законодательные инициативы, которые НОПРИЗ не поддерживает, в частности, он остановился на двух законопроектах: № 513907-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Оба они не находят поддержки у Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Первый потому, что решение проблемы одних граждан – «обманутых дольщиков» – предлагается решать за счет обременения других граждан – индивидуальных предпринимателей и собственников (участников, акционеров) и подрядных организаций. Предусмотренный законопроектом механизм повлечет увеличение финансовой нагрузки на всю строительную отрасль, поскольку в соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ при снижении размеров компфондов члены СРО, не являющиеся застройщиками, должны будут внести взносы для увеличения размера соответствующего фонда. Что касается второго законопроекта, то он не позволит достигнуть заявленных целей, но при этом приведет к увеличению административной нагрузки при проектировании и строительстве и введению дублирующих контрольных процедур.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин доложил о положительных результатах состоявшейся реформы саморегулирования, а также о тех направлениях, по которым надо продолжать усиливать контроль. В частности, он остановился на предложениях НОСТРОЙ по поправкам в Градостроительный кодекс, которые призваны усилить контроль за деятельностью членов СРО и повысить персональную ответственность специалистов по организации строительства и устранить проблему низкой информированности государственных застройщиков о наличии права выполнять соответствующие работы у генподрядных организаций. Виктор Прядеин отметил необходимость создания Единого федерального реестра сведений о членах СРО и их обязательствах, который будет содержать систематизированную информацию о членах СРО, а об их обязательствах по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупки, о специалистах, которые должны в соответствие с градостроительным кодексом обеспечивать выполнение таких работ. Такая система позволит государственным застройщикам иметь полную информацию о генподрядных организациях на момент заключения контрактов, а также решит проблему бесконтрольности присутствия специалистов по организации строительства на строительных площадках.
Кроме того, Виктор Прядеин обратил внимание участников совещания на готовящиеся поправки в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которые направлены на усиление контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, а также на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за существенные недостатки объекта капитального строительства», который направлен на установление специального порядка возмещения убытков собственникам объектов капитального строительства за существенные недостатки, выявленные в течение 10 лет эксплуатации объекта капитального строительства и предлагает возложить безвиновную ответственность на саморегулируемые организации в области строительства, хотя виновниками таких недостатков могут быть и изыскатели, и проектировщики.
Член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по городу Москве Александр Ишин рассказал о деятельности НОСТРОЙ по принятию профессиональных стандартов, работе Совета по профессиональным квалификациям, а также уделил внимание развитию института независимой оценки квалификации.
Член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по СКФО, генеральный директор Ассоциации СРО РОСА Фидар Кудзоев выразил мнение, что проблема принятия судами противоречивых решений при оспаривании саморегулируемыми организациями решений об исключении сведений о них из госреестра СРО состоит в различном толковании судами законодательства и отсутствии понятия «исторический минимум» в отношении компенсационного фонда. В целом, отметил Фидар Кудзоев, принятие Федерального закона № 372-ФЗ вызвало позитивную оценку строительного сообщества Северо-Кавказского региона. Он выразил надежду, что саморегулирование буде развиваться в заданном правильном направлении.
Член Совета НОСТРОЙ Леонид Хвоинский вернулся к вопросу о необходимости усовершенствования процедуры подрядных торгов в строительстве и дополнении ценовых критериев критериями квалификации специалистов генподрядных организаций. Он также отметил, что возглавляемая им Саморегулируемая организация «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» совместно с МГСУ для повышения качества работ разработала 56 стандартов по дорожно-транспортному строительству с видео-приложениями, показывающими как должны выполняться те или иные работы.
В процессе обмена мнениями участники круглого стола выразили единую позицию о необходимости продолжать работу по развитию саморегулирования, устраняя выявленные в процессе внедрения института саморегулирования проблемы.
По итогам заседания будут подготовлены рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минстрою России, которые необходимо учитывать при принятии законодательных инициатив в целях улучшения функционирования саморегулируемой строительной отрасли.
При подготовке использованы материалы «Парламентской газеты»
От Ассоциации «Национальное объединение строителей» в совещании участвовали Исполнительный директор Виктор Прядеин, главный специалист Отдела методологии саморегулирования и законотворческой деятельности Департамента нормативного и методического обеспечения Марина Скогорева, председатель Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по городу Москве Александр Ишин, член Совета НОСТРОЙ Леонид Хвоинский, Координатор НОСТРОЙ по СКФО, член Совета НОСТРОЙ Фидар Кудзоев, а также представители СРО СКФО генеральный директор Союза "Строители КБР" Эдуард Шихалиев, генеральный директор Ассоциации "ЭкоСтрой" Александр Скрылов и заместитель генерального директора Ассоциация «МССИ» Мовсар Антошкиев.
На мероприятии обсуждались итоги почти десятилетней деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, в частности, практика государственного надзора в этой сфере, механизмы контроля СРО за деятельностью своих членов, необходимые изменения в нормативные правовые акты.
Первый заместитель председателя Комитета Андрей Шевченко отметил, что при переходе строительной отрасли на саморегулирование удалось наладить эффективное взаимодействие национальных объединений саморегулируемых организаций (СРО) с органами власти на федеральном уровне, при этом ни один из видов СРО не вызывает столь оживленной дискуссии, демонстрирующей разброс мнений, как СРО в строительной отрасли и связано оно с тем, что результат работы СРО в строительной отрасли напрямую влияет на комфортность и безопасность жизни граждан. 2017 год стал годом кардинальных изменений для системы саморегулирования в строительстве Федеральный закон № 372-ФЗ ввел принцип регионализации, подразумевающий, что членами СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО. И хотя преобразование строительных СРО стало действительно эффективным ходом, еще остаются проблемы, требующие работы как национальных объединений, так и органов законодательной и исполнительной власти.
Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский согласился с Андреем Шевченко, что введение регионального принципа пошло на пользу строительной отрасли: «Строители вернулись в регионы, а региональная власть стала с ними взаимодействовать, по крайней мере, понимать, кто у них на территории находится, какова ответственность этих компаний. С другой стороны, это позволило ликвидировать СРО-«гиганты», которые сосредотачивались в основном в столичных регионах, где количество членов превосходило все разумные пределы». В своем докладе Олег Сперанский акцентировал внимание на проблеме утраты средств компенсационных фондов, а также указал на необходимость решения вопросов, связанных с привлечением иностранных специалистов.
Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Трембицкий рассказал о результатах работы ведомства за 9 месяцев 2018 года, также отметил, что работа по проведению проверок СРО на соответствие их требованиям действующего законодательства будет продолжаться. Он обратил внимание на необходимость контроля саморегулирумыми организациями деятельности своих членов при привлечении ими субподрядных организаций.
Член Комитета Сергей Лукин в своем выступлении отметил необходимость более тесного взаимодействия со строительным сообществом, в том числе и в законотворческой деятельности, а также принятия мер на минимизации рисков, связанных с «дроблением» строительных организаций в целях исключения членства в саморегулируемых организациях.
Вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус доложил о текущем состоянии дел, а также о приоритетных направлениях деятельности Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Он также акцентировал внимание на проблеме верификации военных специальностей и перечислил законодательные инициативы, которые НОПРИЗ не поддерживает, в частности, он остановился на двух законопроектах: № 513907-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Оба они не находят поддержки у Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Первый потому, что решение проблемы одних граждан – «обманутых дольщиков» – предлагается решать за счет обременения других граждан – индивидуальных предпринимателей и собственников (участников, акционеров) и подрядных организаций. Предусмотренный законопроектом механизм повлечет увеличение финансовой нагрузки на всю строительную отрасль, поскольку в соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ при снижении размеров компфондов члены СРО, не являющиеся застройщиками, должны будут внести взносы для увеличения размера соответствующего фонда. Что касается второго законопроекта, то он не позволит достигнуть заявленных целей, но при этом приведет к увеличению административной нагрузки при проектировании и строительстве и введению дублирующих контрольных процедур.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин доложил о положительных результатах состоявшейся реформы саморегулирования, а также о тех направлениях, по которым надо продолжать усиливать контроль. В частности, он остановился на предложениях НОСТРОЙ по поправкам в Градостроительный кодекс, которые призваны усилить контроль за деятельностью членов СРО и повысить персональную ответственность специалистов по организации строительства и устранить проблему низкой информированности государственных застройщиков о наличии права выполнять соответствующие работы у генподрядных организаций. Виктор Прядеин отметил необходимость создания Единого федерального реестра сведений о членах СРО и их обязательствах, который будет содержать систематизированную информацию о членах СРО, а об их обязательствах по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупки, о специалистах, которые должны в соответствие с градостроительным кодексом обеспечивать выполнение таких работ. Такая система позволит государственным застройщикам иметь полную информацию о генподрядных организациях на момент заключения контрактов, а также решит проблему бесконтрольности присутствия специалистов по организации строительства на строительных площадках.
Кроме того, Виктор Прядеин обратил внимание участников совещания на готовящиеся поправки в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которые направлены на усиление контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, а также на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за существенные недостатки объекта капитального строительства», который направлен на установление специального порядка возмещения убытков собственникам объектов капитального строительства за существенные недостатки, выявленные в течение 10 лет эксплуатации объекта капитального строительства и предлагает возложить безвиновную ответственность на саморегулируемые организации в области строительства, хотя виновниками таких недостатков могут быть и изыскатели, и проектировщики.
Член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по городу Москве Александр Ишин рассказал о деятельности НОСТРОЙ по принятию профессиональных стандартов, работе Совета по профессиональным квалификациям, а также уделил внимание развитию института независимой оценки квалификации.
Член Совета НОСТРОЙ, Координатор НОСТРОЙ по СКФО, генеральный директор Ассоциации СРО РОСА Фидар Кудзоев выразил мнение, что проблема принятия судами противоречивых решений при оспаривании саморегулируемыми организациями решений об исключении сведений о них из госреестра СРО состоит в различном толковании судами законодательства и отсутствии понятия «исторический минимум» в отношении компенсационного фонда. В целом, отметил Фидар Кудзоев, принятие Федерального закона № 372-ФЗ вызвало позитивную оценку строительного сообщества Северо-Кавказского региона. Он выразил надежду, что саморегулирование буде развиваться в заданном правильном направлении.
Член Совета НОСТРОЙ Леонид Хвоинский вернулся к вопросу о необходимости усовершенствования процедуры подрядных торгов в строительстве и дополнении ценовых критериев критериями квалификации специалистов генподрядных организаций. Он также отметил, что возглавляемая им Саморегулируемая организация «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» совместно с МГСУ для повышения качества работ разработала 56 стандартов по дорожно-транспортному строительству с видео-приложениями, показывающими как должны выполняться те или иные работы.
В процессе обмена мнениями участники круглого стола выразили единую позицию о необходимости продолжать работу по развитию саморегулирования, устраняя выявленные в процессе внедрения института саморегулирования проблемы.
По итогам заседания будут подготовлены рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минстрою России, которые необходимо учитывать при принятии законодательных инициатив в целях улучшения функционирования саморегулируемой строительной отрасли.
При подготовке использованы материалы «Парламентской газеты»