Новости. Сибирский федеральный округ
28 марта 2024 года состоялось совместное заседание Научно-консультативной комиссии Национального объединения строителей и Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли. Ключевой темой мероприятия стало обсуждение вопросов нормативно-правовой базы в области цифровой трансформации, понимание ее практического применения, а также роль саморегулируемых организаций.
В начале заседания председатель НКК Максим Федорченко отметил, что 2024 год является переломным для саморегулируемых организаций и их членов – цифровая трансформация, входящая в активную фазу применения, бросает новые вызовы участникам рынка и предъявляет соответствующие требования. Высоко оценив важность работы Комитета по цифровой трансформации строительной отрасли, он отметил необходимость понимания перспектив развития цифровизации, в том числе с целью определения вектора ориентирования членов СРО.
Первым вопросом на повестке заседания был обзор нормативно-правовых актов в области использования технологий информационного моделирования. С докладом выступила руководитель рабочей группы Наталья Разумова, представив проект Аналитической справки об отдельных вопросах применения законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации в области использования технологий информационного моделирования, формирования и ведения исполнительной документации в строительстве в электронном виде.
Предметом исследования Научно-консультативной комиссии был массив правовой информации, касающейся ведения цифровой модели и применения технологий информационного моделирования. В ходе исследования НКК сформирована схема нормативно-правовых актов, установлены их взаимосвязи (в том числе с учетом их взаимозаменяемости, принимая во внимание истечение срока действия Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431).
Научно-консультативной комиссией сделаны выводы о случаях обязательного использования информационной модели, распределения обязанностей между заказчиками и подрядчиками, а также рассмотрены вопросы ответственности.
В ходе последовавшего обсуждения председатель Комитета по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма отметила важность проведенного Научно-консультативной комиссией анализа практики правоприменения антимонопольными органами, а именно в части возложения обязанности по организации среды общих данных на подрядчика.
Также к заседанию присоединился президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Он отметил, что одним из сдерживающих факторов для цифровизации является отсутствие вариативности в использовании программного обеспечения, поскольку перечень программного обеспечения, требуемого к использованию по государственным контрактам, отличается от перечня устоявшихся на рынке программных решений, как по показателям удобства использования, так и по качественным критериям. Со стороны заказчиков различного уровня проблема заключается в сложностях с расширениями компетенций ответственных лиц, технологии информационного моделирования требуют совершенно нового набора компетенций как юридического плана, так и материально-технического.
Президент НОСТРОЙ высоко оценил деятельность НКК и поставил задачу по популяризации документов, подготовленных Комиссией.
С докладом, посвященным работе по анализу заключаемых контрактов, выступила Ирина Кузьма. Ею были обозначены несколько направлений работы, чтобы процесс цифровизации стройки сдвинулся с места. В списке – анализ реальных требований, которые есть в контрактах по информационному моделированию и необходимость стимулировать строительные компании осуществлять внедрение цифровой модели. Пока мотиватором является государство. Сегодня стоит задача мотивировать вносить информацию о строящихся объектах в информационную систему управления проектами (ИСУП).
«Это, собственно говоря, то, что нужно государству. А вот зачем это нужно бизнесу, это вопрос, над этим надо подумать», – сказала Ирина Кузьма.
По второму вопросу повестки Наталья Разумова представила результаты анализа нормативных требований и практики формирования и ведения исполнительной документации в строительстве в электронном виде в субъектах Российской Федерации. В ходе доклада она обозначила основные тенденции нормативно-правового регулирования в регионах, а также практические способы реализации указанных положений.
По итогам обсуждения принято решения дополнить Аналитическую справку с учетом озвученных предложений и обозначенных проблем, а также сложившейся практики.