Новости. Сибирский федеральный округ
В Республике Алтай нет обманутых дольщиков. Есть горы, озера, реки потрясающей красоты. Есть множество сел в муниципальных районах и столица Горно-Алтайск, жилье в которой ценится очень дорого. Есть 5400 км дорог и более 700 мостов. Многое нуждается в ремонте, многое уже отремонтировано, много объектов строится сейчас, а будет строиться еще больше. О том, что делается и планируется сделать для улучшения качества жизни в регионе, повышения его инвестиционного потенциала, о существующих проблемах и путях их решения отраслевому изданию «Строительная газета» рассказал министр регионального развития Республики Алтай Константин Зорий.
«СГ»: Константин Владимирович, много ли сегодня работы у алтайских строителей?
Константин Зорий: Много, и это радует! Объемы строительства увеличиваются, вся республика — большая стройка. За 2020-2021 годы суммарно у нас будет введено в эксплуатацию 22 детских сада. В текущем году ввели школу в микрорайоне Заимка Горно-Алтайска, чем очень гордимся, и начали строить в городе школу на 750 мест. Ведем строительство школы в селе Усть-Кокса, планируем возведение школы в селе Шебалино. Начали строить два крупных физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК) — в Горно-Алтайске и Усть-Кане.
Кроме того, с начала года в Республике Алтай введено в эксплуатацию 98 тыс. квадратных метров нового жилья. Основная его часть — индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). С вводом многоквартирных домов (МКД) есть временная сложность: в Горно-Алтайске, где сосредоточено их строительство, практически не осталось свободной земли, подготовленной и пригодной для такой застройки. Поэтому мы активно занимаемся освоением новых территорий. За счет участия в федеральных программах разработаны проекты планировки, произведено межевание земельных участков, в настоящее время занимаемся инженерным обеспечением новых площадок (подводим сети водоснабжения и канализации, газ). Будущий, 2022-й год начнем с активной застройки нового жилого района в республиканской столице на 700 тыс. «квадратов». Также готовятся площадки с ветхим и аварийным жильем для освоения в рамках комплексного развития территорий (КРТ).
Объемы жилищного строительства будут расти. В этом году мы должны ввести 108 тыс. кв. м, на будущий год — 107 тыс. Думаю, с учетом имеющегося задела это вполне достижимые показатели.
«СГ»: Верно ли, что на Алтае нет обманутых дольщиков?
К.З.: Именно так. У нас много индивидуального строительства, при котором такой проблемы не возникает. Боле того, наши частные застройщики получают поддержку при подключении к газоснабжению в форме государственной субсидии на сумму до 45 тыс. рублей. К таким участкам мы также подтягиваем инженерные сети.
«СГ»: Обманутых дольщиков у вас нет. А аварийное жилье?
К.З.: Имеется. Выполняем работы по расселению, как и другие регионы. В рамках действующей программы переселения (20192025 годы) по домам, признанным аварийными по состоянию на 1 января 2017 года, подлежит расселению 253 жилых помещения (553 человека). На сегодняшний день расселено 41 жилое помещение (90 человек). Главная проблема, с которой здесь сталкиваемся, — заниженный уровень нормативных цен, в соответствии с которым федеральный центр финансирует расселение. Сравните: установленный Минстроем России уровень выкупной цены для нашего региона находится в пределах 45 тыс. рублей за «квадрат», а рыночная цена метра нового жилья от застройщиков в Горно-Алтайске превышает 100 тыс.
Компенсировать недостающий уровень выкупной цены за счет регионального бюджета мы в полной мере не можем, ресурсов недостаточно. Чтобы преодолеть проблему, мы решили строить многоквартирное жилье специально для переселенцев из аварийных квартир, сделав заказчиком по его проектированию и строительству региональное Управление капитального строительства.
«СГ»: Вы отметили рост строительства в республике в целом. С какими макроэкономическими факторами вы его связываете?
К.З.: Думаю, резкий подъем строительства у нас, как, наверное, и в других сибирских регионах связан с реализацией национальных проектов, с господдержкой. В республике большинство строек ведется в рамках нацпроектов, за счет бюджетных средств. Да, республиканский бюджет софинансирует проекты, но без федеральной доли, которая является преобладающей, мы столько строек не смогли бы начать.
Всячески приветствуя столь необходимую для нашего региона госпомощь, хотел бы высказать небольшое пожелание: было бы еще лучше, если бы она осуществлялась дифференцированно. Например, когда по линии Минпросвещения РФ, по нацпроекту выделяются средства на детсады, то они выделяются усреднено для всех регионов, а реальные затраты на строительство в каждом субъекте страны разные.
«СГ»: Как можно поправить ситуацию, на ваш взгляд?
К.З.: Возможно, имеет смысл определять суммы финансирования на основании проектно-сметной документации (ПСД), уже прошедшей экспертизу, — хотя не для всех регионов это приемлемо, ведь проектные разработки тоже требуют денег. Наверное, лучший вариант — разработать систему поправочных коэффициентов, индексов в привязке к конкретным субъектам РФ.
«СГ»: Удалось ли республике справиться с проблемой роста цен на стройматериалы в условиях фиксированной стоимости госбюджетных и муниципальных контрактов?
К.З.: На сегодняшний день до конца эту проблему преодолеть не удалось. Да, утвержденная Минстроем России методика для пересчета твердой цены контрактов с учетом увеличения стоимости ресурсов есть, и это само по себе хорошо. Но трудность в том, что при формировании сметной цены бюджетных объектов нам приходится сталкиваться и с более «старыми» системными пороками, также препятствующими адекватному ценообразованию. В сочетании с недавним резким повышением цен на ресурсы они создают клубок сложностей, который приходится распутывать в ручном режиме.
Например, не все просто и удобно с использованием в нашем регионе проектов из федерального реестра эффективной проектной документации повторного применения, который ведет Минстрой. При строительстве объектов по этим проектам мы вынуждены заниматься корректировкой проектной документации, добавляя необходимые виды работ и ресурсы, не учтенные в «повторных» проектах. В результате сметная стоимость увеличивается почти на 30% от сумм, заложенных в «повторной» ПСД. Между тем, вступившее в силу с 21 августа постановление правительства РФ №1315, определяющее условия, при которых заказчики могут внести изменения в цену госконтрактов на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 закона №44-ФЗ (в связи с удорожанием строительных ресурсов), и обновленная методика расчета цены контрактов, утвержденная приказом Минстроя России от 21.07.2021 №500/пр, позволяют в целом увеличить стоимость контракта не более чем на 30%. А поскольку все увеличение рассчитывается от цены, прописанной в проекте из реестра ПСД повторного применения, то получается, что на пересмотр цены контракта, связанный с ростом цен на ресурсы, резерва уже не остается.
«СГ»: Так или иначе, проблемы приходят и уходят, а стройка продолжается. Давайте в заключение поговорим о том, на какие проекты республика будет делать ставку в перспективе, на какие «точки роста» опираться.
К.З.: Полагаю, очень хорошим драйвером для развития региона должно стать жилищное строительство. Потому что потенциальный спрос на жилье в республике огромный. Спрос формируют и граждане из других регионов, покупающие квартиры для собственного сезонного проживания либо с инвестиционными целями (преимущественно для сдачи в наем), и сами жители Алтая. В том числе те, кто по программе господдержки переселенцев из северных территорий переезжает в Горно-Алтайск из Кош-Агачского и других районов (только за прошлый год нашей республике по программе такого переселения было выделено свыше 500 млн рублей).
Второе направление предполагает дальнейшее развитие туристической сферы. К нам со своими проектами планируют зайти несколько крупных инвесторов. Они будут строить горнолыжные комплексы, современные гостиницы и другие важные для поддержания туристической привлекательности объекты, а также сопутствующую инфраструктуру.
Так что нашим подрядчикам надо готовиться к увеличению объемов работ: республика строится!
Кстати:
До 2024 года на территории Республики Алтай в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется почти в три раза (с 19,5% до 50%) увеличить долю протяженности трасс регионального значения, а также выполнить масштабные ремонтные работы более 900 км трасс. Финансирование за 5 лет составит порядка 12 млрд рублей.
За два года реализации проекта отремонтировано и введено в эксплуатацию 69 объектов дорожного хозяйства протяженностью 186,04 км. Средства, направленные на приведение дорог в нормативное состояние, превысили 2,3 млрд рублей, в том числе 884,5 млн — средства федерального бюджета.
Начата в республике работа по применению на практике реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Эффективность технологии, позволяющей снизить объем затрат до 3%, заключается в повторном применении материалов существующих дорожных одежд.
Источник - издание "Строительная газета"