Новости. Дальневосточный ФО
1 ноября 2016
Качество проведения строительных работ по-прежнему вызывает много вопросов у жителей Сахалинской области. Эта тема еще долго будет оставаться актуальной, поскольку даже на крупных социальных объектах, строительство которых ведется под патронатом региональных властей, через несколько лет эксплуатации выявляются серьезные огрехи. Как избежать таких неприятностей в будущем? Насколько благоприятно складывается ситуация в строительной отрасли островного региона, и каковы особенности саморегулирования в сфере строительства?
На эти и другие вопросы готов ответить координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Павлович Мозолевский.
– Валерий Павлович, объясните как профессионал, кто же виноват в том, что крыша ледового дворца «Кристалл» потекла?
– Ситуация, в которой оказались подрядчики Ледового дворца «Кристалл», типичная в настоящее время. Она относится к области некачественного проектирования. К сожалению, практика некачественной разработки проектной документации (в части недостаточного объёма деталировки, особенно узлов сопряжений, креплений ограждений, стыков конструкций, рекомендаций эксплуатирующим организациям и др.), а также отсутствие должного входного контроля проектной документации со стороны служб технического заказчика, по-прежнему находит широкое распространение.
По вопросу наведения порядка на рынке проектных работ, Ассоциация «Сахалинстрой» вышла с конкретными предложениями в правительство области, и мы намерены усилить контроль в этой части закупочной документации.
Что касается этого конкретного случая, то, насколько мне известно, до настоящего времени заказчик и проектная организация не внесли в установленном порядке необходимые изменения в рабочую документацию для гарантированного выполнения работ, исключающих протечек в будущем, и не представили правила эксплуатации всей кровли Ледового дворца в зимнее время. Дальнейшие действия сторон будут на нашем контроле.
– Почему фасады домов в Южно-Сахалинске так безобразно ремонтируют?
– В свое время строительное сообщество, объединенное в Ассоциации «Сахалинстрой» также задалось этим вопросом. Капвложения на проведение капитального ремонта фасадов ежегодно росли, а подрядный рынок заполонили нувориши. То есть те кто, имея за душой лишь купленное свидетельство и желание легких денег, хлынули на рынок, оставив квалифицированные компании за бортом.
В 2012 году профильная группа Ассоциации «Сахалинстрой» (тогда еще НП СРО «Сахалинстрой») по наружным работам (фасады, кровля, светопрозрачные конструкции) приняла решение помочь региональным властям в создании твердых научно-обоснованных условий для осуществления этих работ за счет регионального и муниципального бюджетов. Так родилось «Положение по проектированию и устройству фасадов». Этот нормативный документ претерпел уже четвертую редакцию и по-прежнему действует на региональном уровне.
В вопросе оценки качества фасадных работ крайне важно осуществление постоянного контроля на объекте, в первую очередь, со стороны заказчика. Чтобы спустя годы после выполнения работ на строителей не продолжали сыпаться обвинения в некачественном выполнении, необходимы условия, обеспечивающие усиление контроля со стороны заказчика на всех этапах выполнения работ.
Безобразное поведение подрядчиков и заказчиков, которые часто идут на незаконную замену материалов в навесных фасадах, грубо нарушая проектную и рабочую документацию, я расцениваю, как элемент сговора или халатности со стороны муниципальных заказчиков. Постоянные «переделки» ранее выполненных работ на фасадах имеют место только из-за отсутствия должного контроля.
Вместе с тем, качество выполнения фасадных работ по-прежнему продолжает страдать от низкого уровня проектной и рабочей документации, практически повсеместного отсутствия материалов обследования существующих фасадов. Всем хорошо видно, как много в текущем году было демонтировано совсем недавно установленных фасадных конструкций. В основном, это фасады детских садов, школ, корпусов областной больницы, дома престарелых, а также нескольких жилых домов. И это притом, что бюджетных средств то и дело оказывается недостаточно.
– Какая-то ответственность предусмотрена для тех строительных компаний, которые откровенно некачественно выполняют работы?
– Строительный бизнес сегодня, пожалуй, является единственной сферой предпринимательской деятельности, на участников которой возлагается, без преувеличения, все многообразие видов ответственности: от правовых мер до репутационного ущерба. Причем нередко, общество слепо обвиняет строителей даже в тех случаях, когда подрядная организация совершенно ни в чем не виновата. На слуху, к примеру, незаслуженное широкое общественное порицание подрядчиков Ледового дворца «Кристалл».
– Что такое общественный контроль СРО? На кого он направлен?
– Простыми словами, общественный контроль саморегулируемой организации – это важнейший элемент реальной защиты законных интересов и прав членов СРО, а в конечном итоге – механизм защиты интересов потребителей.
– Ранее у СРО был один компенсационный фонд, и это было понятно. Все равно, по факту, выплаты из него не производились. Теперь у каждой саморегулируемой организации должно быть два таких фонда. Второй – для обеспечения обязательств по договорам подряда. Отсюда вопрос, как вы считаете, ждет ли компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, такая же участь, как и капфонды СРО, действующие до июля текущего года?
– Действительно, практика прошлых лет свидетельствует о том, что заказчики и застройщики так и не сумели отработать механизм эффективной работы по восполнению вреда, причиненного членами СРО из средств, специально предназначенных для этого компенсационных фондов. Однако, поправки в Градостроительный кодекс, вступившие в силу с 3 июля текущего года, обещают существенно изменить ситуацию. Это связано с введением дополнительного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Как известно, рынок государственного и муниципального заказа на строительство является для сегодняшних строительных организаций весьма важным. На нем сконцентрированы значительные капиталовложения, особенно на территории Дальнего Востока, где строительство обходится бюджету значительно дороже, чем в западной части России.
Очевидно, что даже само введение обязательства СРО по восполнению ущерба, причиненного членами при исполнении контрактов, позволит в значительной степени нормализовать ситуацию на рынке государственного и муниципального заказа.
При этом обязательства СРО по исполнению контрактов должны существенно отразиться на самом характере приема новых членов СРО и взаимодействии СРО с государственными и муниципальными заказчиками. Действующий членский состав заинтересован в приеме исключительно тех участников рынка, которые обеспечивают высокий уровень качества и своевременное исполнение контрактов.
– И, все-таки, возвращаясь к поправкам в градостроительном законодательстве. Валерий Павлович, зачем необходима регионализация саморегулирования? Ведь институт СРО и без того воспринимается как дополнительная административная нагрузка. Какую пользу в конечном итоге получает строительная организация?
– У регионализации саморегулирования сложная судьба. Потребовалась длительная работа по достижению понимания в самых высших эшелонах власти, что организовать стройкомплекс нельзя в условиях, когда, например, камчатская строительная компания является членом московской СРО и дистанционно проверяется в формате камеральной проверки. А то и вовсе не проверяется за отдельную плату. Не является секретом то, что при существующей системе процветала прямая продажа свидетельств о допусках к выполнению работ, и как результат – недобросовестная конкуренция на торгах.
Переломным моментом стало заседание Государственного совета по вопросам строительной отрасли при президенте России Владимире Путине в мае текущего года. Именно тогда саморегулируемое сообщество получило жесткую, но крайне объективную оценку текущего состояния саморегулирования: торговля допусками, коммерциализация. И в качестве радикальной терапевтической меры – последний шанс, который дан институту саморегулирования сегодня.
За это стоит выразить большую благодарность президенту Ассоциации «Национальное объединение строителей» Андрею Молчанову, который в ходе выступления на заседании Госсовета озвучил принцип идеи регионализации саморегулирования.
– Вопрос по 1 декабря 2016 года. Что, если компания являющаяся членом московской СРО не изъявит желание перейти в региональную СРО?
– Важнейшим положением Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 372-ФЗ является то, что до 1 декабря 2016 года члены всех саморегулируемых организаций в сфере строительства обязаны уведомить те СРО, в которых они состоят, о намерении либо прекратить членство, либо сохранить. А также проинформировать СРО о намерении участвовать в конкурсных процедурах. Общероссийская практика свидетельствует, что некоторые СРО под различными предлогами стремятся ввести своих членов в заблуждение, дабы те не оформляли эти документы.
В этой связи, обращаю особое внимание всех строительных организаций Дальневосточного федерального округа на необходимость в обязательном порядке до 1 декабря проинформировать свои СРО о сохранении или прекращении членства. Если членство прекращается в связи с переходом в региональную СРО, в этом случае межрегиональная СРО обязана перевести ранее внесенный таким членом взнос в компенсационный фонд в полном объеме.
Обращаю внимание всех руководителей строительных организаций, столкнувшихся с отказами СРО в переводе взноса в компенсационный фонд, уговорами о перерегистрации предприятий и другими противоречащими смыслу законодательной реформы предложениями, незамедлительно информировать меня, как Координатора НОСТРОЙ по ДФО о таких случаях или же Ассоциацию «Национальное объединение строителей» напрямую.
– Для чего нужна Государственная инспекция строительного надзора, если она не ведет никакого надзора? Ведь качество работ оставляет желать лучшего…
– Действующее законодательство вывело целый пласт объектов за рамки контроля ГИСН. Те же, жилые дома до 3-х этажей и другие объекты, за строительством которых также необходим квалифицированный, компетентный и постоянный контроль на всех этапах изысканий, проектирования и строительства.
Важно отметить, что решением Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П было определено, что саморегулируемые организации являются сорегуляторами государственного управления отраслью. Область делегированных СРО функций, при этом, не замыкается на осуществлении допуска строительных организаций на рынок. В процессе становления и укрепления саморегулируемого сообщества государство в русле административной реформы должно передавать СРО все больший объем прав и ответственности, которые государству, в принципе, не свойственны.
По нашему мнению, функция по контролю за неподведомственными Государственной инспекции строительного надзора объектами в ближайшем будущем должна быть передана саморегулируемому сообществу, как консолидированному профессиональному объединению. Также в этом смысле рассматривается экспертиза проектной документации, которая в русле саморегулирования и административной реформы должна осуществляться силами СРО проектировщиков.
– Добрый день. Компания зарегистрирована в Москве, но уже давно и результативно работает на Сахалине. Необходимо ли для продолжения участия в закупках на территории Сахалинской области вступать в региональную СРО?
– Будучи зарегистрированной в Москве, ваша организация имеет возможность осуществлять работы на всей территории России, как в настоящее время, так и после июля 2017 года, когда действие свидетельств о допуске СРО прекратится.
Меж тем, важно понимать, что регионализация саморегулирования в сфере строительства имеет куда более глубокий смысл, чем собственно территориальное ограничение членства. Законодатель утвердил регионализацию, в первую очередь, для возможности укрепления региональных строительных комплексов, создания условий для консолидации участников рынка, усиления гражданской активности бизнеса, построения реального активного и ответственного гражданского общества в отраслях экономики. У членов московской СРО, чья столичная регистрация носит сугубо формальный характер, не будет возможности стать частью регионального строительного комплекса, который формируется на базе региональной СРО.
– Валерий Павлович, вопрос к Вам, как к Координатору СРО по ДФО. В Сахалинской области большой пласт строительных организаций, которые по результатам регионализации саморегулирования и ужесточения требований к членству выйдут из состава СРО. Это связано с ужесточением требований, в первую очередь, для участников закупок. Какой системный выход вы видите для строительного МСП (малое и среднее предпринимательство)?
– Этот вопрос свидетельствует о недостаточном понимании идеи регионализации, заложенной поправками в Градостроительный кодекс. Законодательные изменения не направлены на механическое исключение субъектов малого и среднего строительного бизнеса (т.е. тех строительных организаций, которые не намерены выступать в роли генподрядчиков) из системы саморегулируемых организаций. В этом смысле важно понимать роль и миссию саморегулирования, которая начала формироваться задолго до перехода строительной отрасли на работу по этому принципу консолидации предпринимательского сообщества. В 2003 году Президент России В.В. Путин подписал Указ № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», где определил развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики в числе приоритетов проведения административной реформы.