Новости. Дальневосточный ФО
1 ноября 2016
«Саморегулируемым организациям надо предложить правительству РФ план-график передачи им контрольно-разрешительных функций», - заявил гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, выступая 27 октября в Общественной палате РФ на круглом столе по совершенствованию системы саморегулирования.
Как сообщается в пресс-релизе Ассоциации «Сахалинстрой», при этом докладчик сослался на тот факт, что задачи по созданию системы СРО в области экономики поставлены еще в 2003 году в Указе президента № 824. В 2012 году о важной роли саморегулирования президент РФ заявил в своей программной статье «Демократия и качество государства»: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества России…».
Поэтому развитие саморегулирования должно быть связано с реализацией административной реформы в РФ, так как построение системы СРО в области экономики является ее приоритетным направлением. В соответствии с Указом президента, для координации хода админреформы на федеральном уровне создана правительственная комиссия, аналогичные комиссии появились и в субъектах РФ. Но в их составе нет представителей саморегулируемого сообщества. По этой причине, как заявил Валерий Мозолевский, из пяти приоритетных направлений админреформы именно «развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики» пока не рассматривается при оценке ее реализации. Причем, развитие СРО сейчас стало вопросом исключительной компетенции только профильных исполнительных органов власти.
Поэтому, как считает гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой», надо разработать и утвердить на федеральном уровне индикаторы для оценки админреформы с учетом развития саморегулируемых организаций в области экономики как в целом по РФ, так и в регионах. Это должно стать общегосударственной задачей с точки зрения админреформы госуправления и построения в России гражданского общества. Валерий Мозолевский также обратил внимание на то, что в докладе Минэкономразвития о состоянии института саморегулирования в 2015 году нет анализа хода админреформы. В нем не рассматривается и влияние саморегулирования на создание в стране основ гражданского общества.
Говоря о перспективах, Валерий Мозолевский отметил, что функция фильтра - по допуску на рынок предприятий, соответствующих определенным требованиям - это только одна из функций, которую могут взять на себя саморегулируемые организации. Саморегулируемое сообщество не должно ждать, когда государство будет готово передать ему и другие свои функции. Бизнес сообщества в различных областях экономики должны сами определять готовность СРО принимать на себя дополнительные функции, права и обязанности по развитию отрасли и за максимальное удовлетворение потребностей потребителей. Саморегулируемым организациям нужно самим предложить правительству РФ план-график передачи им новых контрольно-разрешительных функций с учетом подготовленного проекта закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ».
После принятия последних поправок в Градкодекс СРО-сообщество должно получить право определять условия закупок в строительстве. Государство должно передать им это право, поскольку СРО строителей с июля будущего года будут отвечать компфондами обеспечения договорных обязательств за исполнение контрактов своими членами. Эта позиция базируется на многолетнем опыте Ассоциации «Сахалинстрой» по мониторингу закупок в электронной форме. И регулярными жалобами членов СРО на повсеместный демпинг в строительных закупках, достигающий 50% (!) от начальной максимальной цены контракта. Именно принцип саморегулирования, как диалога добросовестных участников рынка, позволил сахалинским строителям выработать общую позицию о необходимости перехода на особые условия проведения торгов на строительные работы. Их суть - отказ от нынешнего формата электронных аукционов в пользу конкурсов с предварительным квалификационным отбором.
По мнению докладчика, уже в 2017 году надо определить перечень функций для делегирования саморегулируемому сообществу. При этом функции экспертизы материалов изысканий и проектной документации объектов, которые не входят в компетенцию органов госэкспертизы, должны быть переданы СРО проектировщиков. А строительный надзор за соблюдением техрегламента строительных работ на объектах, неподведомственных Госстройнадзору, нужно передать региональным СРО строителей.
Информационный портал «Все о саморегулировании»