Новости. Дальневосточный ФО
26 мая 2016
Как сделать жильё доступнее для людей и устранить препоны в строительстве? Проблемы отрасли обсудили на заседании Госсовета по строительству под председательством президента РФ. Этой встречи ждали и амурские компании. Какие из озвученных на высшем уровне проблем актуальны и как их можно решить, рассказал ИА «Амур.инфо» президент саморегулируемой организации (СРО) «Союз строителей Амурской области», советник губернатора по вопросам строительной отрасли Александр Синьков.
Вопросы строительной отрасли не выносились на обсуждение на таком уровне на протяжении десяти лет. В итоге на Госсовете под руководством президента коснулись самых острых на данный момент тем. На рассмотрение вынесли предложения, касающиеся долевого строительства, ликвидации излишних административных барьеров, поддержки строительного сообщества в регионе, создания условий для строительства доступного жилья.
– Александр Николаевич, состоялось заседание Госсовета по волнующей многих теме, аспектов затронули очень много. Давайте поговорим о тех проблемах, которые касаются, в том числе, и Амурской области.
– Что касается в целом строительного комплекса, то, конечно, нужны изменения. Строительный рынок лихорадит с 2014 года, с того момента, когда ключевая ставка в банке поднялась на 17 %, сразу повысился процент ипотеки. А ипотека – основополагающий фактор в жилищном строительстве, ничего лучше неё в мире не придумано для того, чтобы обычный человек смог сегодня купить жильё. Ипотека поднялась – строительный комплекс остановился. Здесь большую положительную роль сыграли СРО: мы писали письма в Минстрой, президенту, обсуждали, предлагали различные меры по выправлению ситуации на рынке.
– К каким решениям тогда удалось прийти?
– Для того чтобы обезопасить дольщиков, было принято решение обязательного ввода в сделку страховых компаний. С 1 июля начало действовать постановление, но, на мой взгляд, оно недоработанное. Застройщики попали в такой переплёт: для введения новых правил не всё было готово, и мы вынуждены были три месяца просто не работать! Мы не имели права продавать жильё, пока не заключим договор с какой-нибудь московской страховой компанией. Здесь тоже нужно наводить порядок. Строители – основное звено. И при этом мы зависим от того, примет нас страховая компания или нет, заключит она с нами договор или не заключит. Между тем, по факту, в России ни разу не было случая, чтобы страховая компания обеспечила достройку, если строительная компания испарилась! А для потребителя страховая компания в сделке – это ещё и увеличение себестоимости жилья. В общем, есть комплекс вопросов, которые назрели для решения. Строительный комплекс в последнее время обложили со всех сторон. Цены на материалы растут, электроэнергия дорожает, страхование тоже требует. А мы вынуждены за счёт своих ресурсов держать цены на квадратные метры на прежнем уровне. Но ведь есть вещи, требующие обновления. И мы просто вынуждены повысить цены, но спрос сегодня и так упал. Обратите внимание: строительные фирмы начинают банкротиться. Очень сложно сегодня выстоять на рынке. Зарплаты и налоги мы платим ежемесячно. Финансовый кризис запустил сложный, необратимый процесс. Здесь нужна крайне осторожная регулировка всей системы. Поэтому и состоялось это заседание Госсовета, и те решения, которые обсуждались, очень важные.
– В Приамурье проблемы градостроительства схожи с общероссийскими?
– У нас много вопросов возникает, и мы понимаем, что систему надо совершенствовать, делать её прозрачной. В городе, если говорить о градостроительстве, мы должны чётко знать: где какие сети, где перспектива на строительство. У нас в городе нужна именно такая программа и немедленно, чтобы было понятно всё по тарифам, по подключениям, по прокладке сетей. Ранее я внёс на рассмотрение депутатам законопроект, который обозначил случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство. Он упростит работу строительных компаний и сократит сроки возведения объектов. За десятилетия сложилась такая практика: кто строит дом, тот и прокладывает сети до узла подключения. Хотя по закону это должна делать городская коммунальная служба. Но финансовое состояние города не позволяет этого делать, а мы заинтересованы в подключении здания, но мы не можем владеть этим участком сетей. И получается, что от узла подключения городских сетей и до площадки дома образуется фрагмент труб, которые никому не принадлежат, и в случае аварии их никто не обслуживает. Законопроект, который уже прошёл первое чтение, однозначно упорядочивает эту систему. Кто заплатил – того и собственность. Ко второму чтению отработаем детали, самое главное – решим эту затяжную проблему согласований по каждым вещам, которые создают многие проблемы.
– Ещё одна проблема, затронутая на Госсовете, касается контролирующих ведомств: проектная документация готова, смета определена, начинается строительство, здание растёт, и тут приходит МЧС или пожарная охрана и выдаёт предписание изменить проект. Мало того, что это просто нелогично, но порой и невозможно, к тому же влечёт за собой огромные затраты. Это так?
– Да, действительно, есть такое. Кстати, в советское время, в которое я тоже успел поработать в строительной сфере, все согласования были чёткими. Если проектная документация прошла экспертизу, никаких отступлений от неё быть не могло. Экспертная комиссия проверяла здание, выдавала предписания, что нужно исправить, но ни в коем случае эти предписания не меняли изначальный проект. На уровне проекта вся безопасность просчитывалась заранее, и потом не требовалось вносить изменений. Была отработанная система. Сейчас же сплошь и рядом: сегодня мы сдаём объект, и вдруг пожарные, основываясь на дополнительных постановлениях, которые у них внезапно возникли, велят нам соответствовать этим постановлениям. Перенести стену на пару метров вправо, например. Это просто нереально. Конечно, мы писали об этих проблемах министру строительства, президенту, и поэтому они тоже были вынесены на Госсовет.
– Выступающие на заседании Госсовета говорили о правках в 214-й закон. Что это за нормативный акт?
– Закон очень хороший, касается долевого строительства. Как раз с его помощью у нас стало гораздо меньше обманутых дольщиков. И, с моей точки зрения, этот закон никакой доработки не требует, там всё есть. Что требуется от дольщика – быть внимательным и грамотным, это всё. При желании приобрести квартиру прийти в организацию, где есть вся документация, экспертиза, декларация, всё прозрачно. Это всё оговорено в 214-м законе. Тем не менее всё равно находятся те, кого обманули, кинули и так далее. Я считаю, что за такие махинации просто надо вводить уголовную ответственность и давать реальные тюремные сроки. Кстати, соответствующее постановление об ответственности тоже есть. Но всё-таки и в 214-й закон вводят какие-то доработки. Осенью узнаем, какие именно.
– На заседании говорили и о внутренних проблемах в СРО. Прокомментируйте – что именно вынесли на обсуждение?
– Перед заседанием Госсовета я как раз присутствовал на заседании саморегулируемого национального объединения, где являюсь членом совета от Дальнего Востока. Эта организация создана ещё в 2009 году не только для выдачи допусков на строительство, но и, безусловно, для контроля над качеством строительства – как и отметил Владимир Владимирович в своём выступлении. Сегодня любое предприятие, прежде чем получить допуск, должно пройти определённые проверки. Есть устав, есть конструктив, который разработан, согласно которым и выдаются эти допуски. Мы оперативно собрались перед Госсоветом, чтобы отработать все недостатки и негативные моменты, которые возникали в процессе работы саморегулируемых организаций, и затем в Минстрое озвучили свои предложения.
– Я уточню: недостатки – это то, о чём президент говорил на Госсовете – когда многие СРО зачастую занимались просто торговлей разрешениями, превратившись в бизнес-проекты?
– Я два года работаю в объединении, и мы ставим задачу, чтобы все недобросовестные саморегулируемые организации, которые работали на рынке стихийно и выдавали допуски без компенсационного фонда, были призваны к порядку. Но, конечно, в целом СРО как добросовестные организации необходимы, и много вопросов с их помощью решается успешно.
– В чём конкретно заключается роль СРО?
– Много предложений было выдвинуто организациями по техническим регламентам, по изменению СНИПовой политики (СНИП – строительные нормы и правила). В СРО входят профессиональные строители, мы видим, какие изменения нужны и зачем. На наших заседаниях, как правило, присутствуют представители министерства строительства, и мы пытаемся работать с ними в связке для того, чтобы оперативно проводить законодательные и нормативные корректировки. Кое-какие поправки наши принимались. Может, не в достаточном объёме, но сейчас, надеюсь, после Госсовета будут ещё изменения приняты. И мы тоже будем корректировать свою работу.
Но особенно важно, что мы пытаемся решить проблему недобросовестных организаций по стране. То, что произошло за последнее время в строительстве, – спад и стагнация, в этом большая проблема, потому что все эти недобросовестные СРО, выдавая допуски не по регламенту, а за деньги, по сути, тем самым насытили строительный рынок непрофессионалами, обрушили его. Вот и назрела необходимость сегодня менять всю систему и вообще строительную политику, потому что, как было озвучено на заседании Госсовета, на отрасль приходится всего 6 % ВВП страны. И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы строительный комплекс останавливался, или чтобы его лихорадило! Это технологический процесс, все изменения на рынке на нас очень сильно влияют, каждый день строитель должен работать. К примеру, бетон по технологии нужно заливать сегодня, и процесс должен быть непрерывным. Если что-то пошло не так и процесс прерывается – это катастрофа. И так со всеми технологическими процессами в строительстве. Они не должны прекращаться или нарушаться.
– Знаю, что есть такая проблема: при аукционах на строительные проекты идёт демпинг, причём цену снижают почти на четверть от реальной стоимости. Затем эти фирмы выигрывают подряд, и стройка идёт с жуткой экономией на материалах и с нарушениями технологий – лишь бы дешевле. Прокомментируете?
– Вы правильно поняли. Как раз вот эти предприятия, которые получали допуски, опускали цены ниже сметных и выигрывали подряд. А потом что? Получил аванс и смылся. В итоге мы получаем так называемое «быстрорастворимое» жильё. Некачественное, с недостройками. К чему эти недостройки приводят, особенно по госзаказам: мы участвуем в аукционе на строительство крупного или среднего государственного объекта. Пришли на аукцион такие предприятия, скинули 25 % от цены, а нам по такой сумме работать нерентабельно – сегодня реальная скидка максимум 10 %. Поэтому выигрывает аукцион эта демпинговая фирма, начинает строить, получает аванс, бросает и уезжает. Заказчик опять ищет специалистов, объявляет конкурс, но цены уже опущены. Поэтому мы просили ограничить возможный демпинг десятью процентами, думаю, власти нас услышат. На Госсовете это прозвучало тоже. Мы в СРО регулярно обсуждаем наши проблемы, вот вскоре в Минстрое России состоится совещание, там будут как раз обсуждаться конструктивные изменения в работе СРО.
– Говорили на важном заседании в Кремле также и о кадрах. Это правда, что сегодня профессиональные, опытные, квалифицированные специалисты, в том числе и в строительстве на вес золота?
– Да, и это больная тема. Здесь, я считаю, на государственном уровне должна быть разработана система не только подготовки специалистов, но и идеологического воспитания. В Советском Союзе это было: помните, мы всегда знали, кто лучший строитель, слесарь, сварщик, доярка. Эти звания были почётными, и молодёжь ориентировалась на эти профессии. Были целые рабочие династии. Вот такая идеологическая подготовка кадров очень нужна. Дети должны смотреть на то, как их отцы работают, должны видеть, что их профессия в почёте и приносит доход. Тогда и они поддержат семейное дело и в целом – всю отрасль.
Источник: ИА "Амур-Инфо"