Научно-консультативная комиссия
Научно-консультативная комиссия Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НКК) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом Ассоциации по разработке рекомендаций по применению законодательства в области градостроительной деятельности и саморегулирования в строительстве.
Деятельность НКК осуществляется в целях оказания методологического содействия саморегулируемым организациям и их членам, а также гармонизации правоприменительной практики.
Предметом деятельности НКК является:
анализ и обобщение практики применения в деятельности Ассоциации, саморегулируемых организаций, членов саморегулируемых организаций норм законодательства Российской Федерации, позиций и разъяснений органов публичной власти;
анализ и обобщение судебной практики по вопросам саморегулирования и строительства;
разработка методических рекомендаций, регламентирующих и унифицированных документов по вопросам деятельности Ассоциации, саморегулируемых организаций, членов саморегулируемых организаций;
рассмотрение обращений саморегулируемых организаций и их членов по вопросам применения норм действующего законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и строительства;
осуществление иных функций по поручению Президента Ассоциации или Совета Ассоциации.
Состоялось итоговое в 2021 году заседание Научно-консультативной комиссии Национального объединения строителей под руководством председателя комиссии Максима Федорченко.
Александр Мешалов представил для рассмотрения членами Научно-консультативной комиссии рекомендуемое Примерное унифицированное положение саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство «О контроле саморегулируемой организацией деятельности своих членов».
Данным Положением предлагаются виды и формы проверок членов саморегулируемой организации, особенности проведения проверок в зависимости от предмета контроля. В частности, описывается как осуществлять проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и техническом регулировании, требований внутренних документов СРО и какие методики использовать при контроле за исполнением членами СРО обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. Отдельный блок посвящен контролю соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда предельному размеру обязательств, исходя из которого членом СРО внесен взнос в компфонд обеспечения договорных обязательств.
Далее Наталья Дубинина рассказала о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля исполнения договоров строительного подряда, заключенных конкурентными способами. Исходя из анализа практического опыта разработаны «факторы риска», которые следует использовать для выявления наиболее рисковых договоров, за которыми необходимо осуществлять более детальный контроль исполнения. Применение такого подхода возможно в рамках постоянного мониторинга деятельности членов СРО.
Подробным образом также был рассмотрен вопрос об обязательном применении риск-ориентированного подхода в отношении членов СРО, осуществляющих выполнение работ на особо опасных, технически сложных объектах. Предложен порядок применения такого подхода, периодичность, формы документов.
Затем Александр Мешалов доложил о результатах анализа международной практики контроля субъектов предпринимательства в области строительства.
Так, государственный архитектурно-строительный контроль в США осуществляется органами муниципальной власти округов и муниципальных объединений за частным строительством. Кроме государственных инспекторов есть и частные строительные инспекторы. В настоящее время в США внедряется систематический контроль качества – концепция «делать с первого раза», в соответствии с которой качество обеспечивается посредством введения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию либо описание работ производственного рабочего.
В Великобритании при наличии достаточно подробного общего законодательства о строительной деятельности большая роль отводится общественным (профессиональным), в том числе саморегулируемым организациям. Заказчик (застройщик) несет ответственность за строительство всего объекта и выбирает государственный надзор (организация контроля (надзора) BRA) либо «утвержденного инспектора» в качестве технологического надзора. Члены СРО и профессиональных организаций специалистов обладают правом самосертификации. Но в каждом регионе требования к видам работ, которые должны выполнять организации и специалисты, обладающие правом самосертификации, отличаются.
В Германии существует единый строительный закон, однако веское значение придается строительным предписаниям каждой отдельной федеральной земли. Строительные предписания отдельной федеральной земли могут быть даже выше, чем требования общего действующего строительного закона, но не могут быть ниже. Соблюдение всех критериев контролируется государственными органами стройнадзора. В ходе контроля качества равным образом участвует строительная лаборатория, организуемая подрядчиком на все время строительства.
В Китае строительные, строительно-исследовательские, проектные, и строительно-надзорные организации подразделяются на различные классы в соответствии с их зарегистрированным капиталом, имеющимися специалистами, техническим оборудованием и т.д. Только после прохождения квалификационных экзаменов и получения соответствующих квалификационных сертификатов они могут заниматься строительными работами. Надзорные организации должны иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую государством, и привлекаются заказчиком (застройщиком) по договору. По результатам контроля предъявляют к подрядчикам обязательные для исполнения требования напрямую или через заказчика (застройщика).
После представленной презентации Николай Андреев предложил в Положении отразить вопросы, связанные с контролем за исполнительной документацией на объектах строительства.
Далее Марина Шацкая внесла предложение дополнить Положение рекомендациями для СРО за контролем договоров, заключенных членом СРО в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, поскольку саморегулируемая организация не имеет информации об этих договорах в открытом доступе.
Члены Научно-консультативной комиссии отметили высокий уровень проработки вопроса, одобрили проект примерного Положения о контроле и решили сформировать предложения по доработке документа в целях максимального учета лучших практик контроля деятельности членов СРО.
В заключение Максим Федорченко предложил сформировать рабочую группу для подготовки разъяснений изменений законодательства в соответствии с одобренным 24.12.2021 Советом Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», который направлен на совершенствование саморегулирования в сфере строительства и введение независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства.
Кроме того, Научно-консультативная комиссия приняла решение до конца года подготовить аналитическую справку о невозможности перечисления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств после 01.01.2022 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области - председатель Научно-консультативной комиссии
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области - заместитель председателя Научно-консультативной комиссии
Ассоциация «Астраханские строители» – заместитель председателя Научно-консультативной комиссии
Ассоциация «Национальное объединение строителей» - секретарь Научно-консультативной комиссии
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области – секретарь Научно-консультативной комиссии
Члены Научно-консультативной комиссии
СРО «Ассоциация строителей Мордовии»
Ассоциация «СРО «Партнёры»
СРО Союз «Черноморский Строительный Союз»
Ассоциация «Астраханские строители»
АСРО «Гильдия строителей Урала»
Ассоциация «Строительный комплекс Ленинградской области»
Союз «Дорожники и строители Алтая»
СРО Ассоциация строителей «Альянс строителей профессионалов»
Ассоциация СРО «Объединение строительно-монтажных организаций»
СРО «Союз строителей Пермского края»
Ассоциация «Национальное объединение строителей»
СРО СОЮЗ «Содружество строителей»
Союз строительных компаний Урала и Сибири
Союз «СРО «Межрегиональный альянс строителей»
Ассоциация «Саморегулируемая организация» СредВолгСтрой»
Ассоциация СРО «МОСП МСП – ОПОРА»
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области
Ассоциация «СТРОИТЕЛИ КРЫМА»
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области
СРО «Орловское региональное объединение строителей»
Состоялось итоговое в 2021 году заседание Научно-консультативной комиссии Национального объединения строителей под руководством председателя комиссии Максима Федорченко.
Александр Мешалов представил для рассмотрения членами Научно-консультативной комиссии рекомендуемое Примерное унифицированное положение саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство «О контроле саморегулируемой организацией деятельности своих членов».
Данным Положением предлагаются виды и формы проверок членов саморегулируемой организации, особенности проведения проверок в зависимости от предмета контроля. В частности, описывается как осуществлять проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и техническом регулировании, требований внутренних документов СРО и какие методики использовать при контроле за исполнением членами СРО обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. Отдельный блок посвящен контролю соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда предельному размеру обязательств, исходя из которого членом СРО внесен взнос в компфонд обеспечения договорных обязательств.
Далее Наталья Дубинина рассказала о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля исполнения договоров строительного подряда, заключенных конкурентными способами. Исходя из анализа практического опыта разработаны «факторы риска», которые следует использовать для выявления наиболее рисковых договоров, за которыми необходимо осуществлять более детальный контроль исполнения. Применение такого подхода возможно в рамках постоянного мониторинга деятельности членов СРО.
Подробным образом также был рассмотрен вопрос об обязательном применении риск-ориентированного подхода в отношении членов СРО, осуществляющих выполнение работ на особо опасных, технически сложных объектах. Предложен порядок применения такого подхода, периодичность, формы документов.
Затем Александр Мешалов доложил о результатах анализа международной практики контроля субъектов предпринимательства в области строительства.
Так, государственный архитектурно-строительный контроль в США осуществляется органами муниципальной власти округов и муниципальных объединений за частным строительством. Кроме государственных инспекторов есть и частные строительные инспекторы. В настоящее время в США внедряется систематический контроль качества – концепция «делать с первого раза», в соответствии с которой качество обеспечивается посредством введения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию либо описание работ производственного рабочего.
В Великобритании при наличии достаточно подробного общего законодательства о строительной деятельности большая роль отводится общественным (профессиональным), в том числе саморегулируемым организациям. Заказчик (застройщик) несет ответственность за строительство всего объекта и выбирает государственный надзор (организация контроля (надзора) BRA) либо «утвержденного инспектора» в качестве технологического надзора. Члены СРО и профессиональных организаций специалистов обладают правом самосертификации. Но в каждом регионе требования к видам работ, которые должны выполнять организации и специалисты, обладающие правом самосертификации, отличаются.
В Германии существует единый строительный закон, однако веское значение придается строительным предписаниям каждой отдельной федеральной земли. Строительные предписания отдельной федеральной земли могут быть даже выше, чем требования общего действующего строительного закона, но не могут быть ниже. Соблюдение всех критериев контролируется государственными органами стройнадзора. В ходе контроля качества равным образом участвует строительная лаборатория, организуемая подрядчиком на все время строительства.
В Китае строительные, строительно-исследовательские, проектные, и строительно-надзорные организации подразделяются на различные классы в соответствии с их зарегистрированным капиталом, имеющимися специалистами, техническим оборудованием и т.д. Только после прохождения квалификационных экзаменов и получения соответствующих квалификационных сертификатов они могут заниматься строительными работами. Надзорные организации должны иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую государством, и привлекаются заказчиком (застройщиком) по договору. По результатам контроля предъявляют к подрядчикам обязательные для исполнения требования напрямую или через заказчика (застройщика).
После представленной презентации Николай Андреев предложил в Положении отразить вопросы, связанные с контролем за исполнительной документацией на объектах строительства.
Далее Марина Шацкая внесла предложение дополнить Положение рекомендациями для СРО за контролем договоров, заключенных членом СРО в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, поскольку саморегулируемая организация не имеет информации об этих договорах в открытом доступе.
Члены Научно-консультативной комиссии отметили высокий уровень проработки вопроса, одобрили проект примерного Положения о контроле и решили сформировать предложения по доработке документа в целях максимального учета лучших практик контроля деятельности членов СРО.
В заключение Максим Федорченко предложил сформировать рабочую группу для подготовки разъяснений изменений законодательства в соответствии с одобренным 24.12.2021 Советом Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», который направлен на совершенствование саморегулирования в сфере строительства и введение независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства.
Кроме того, Научно-консультативная комиссия приняла решение до конца года подготовить аналитическую справку о невозможности перечисления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств после 01.01.2022 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».