Научно-консультативная комиссия
Научно-консультативная комиссия Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НКК) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом Ассоциации по разработке рекомендаций по применению законодательства в области градостроительной деятельности и саморегулирования в строительстве.
Деятельность НКК осуществляется в целях оказания методологического содействия саморегулируемым организациям и их членам, а также гармонизации правоприменительной практики.
Предметом деятельности НКК является:
анализ и обобщение практики применения в деятельности Ассоциации, саморегулируемых организаций, членов саморегулируемых организаций норм законодательства Российской Федерации, позиций и разъяснений органов публичной власти;
анализ и обобщение судебной практики по вопросам саморегулирования и строительства;
разработка методических рекомендаций, регламентирующих и унифицированных документов по вопросам деятельности Ассоциации, саморегулируемых организаций, членов саморегулируемых организаций;
рассмотрение обращений саморегулируемых организаций и их членов по вопросам применения норм действующего законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и строительства;
осуществление иных функций по поручению Президента Ассоциации или Совета Ассоциации.
17 октября 2019 года в Москве состоялось 5-е заседание Научно-консультативной комиссии Экспертного совета Национального объединения строителей под руководством Александра Мешалова. В заседании приняли участие 15 членов Научно-консультативной комиссии из 20, а также представители Правового департамента НОСТРОЙ.
Марина Шацкая доложила об итогах обобщения материалов судебной практики по отдельным категориям судебных споров. В отношении споров, связанных с выплатами из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, судебная практика на текущий момент не сложилась – выявлены три судебных дела, два из которых находятся на рассмотрении в судах первой инстанции, ещё по одному судебному спору (с участием Ассоциации «СРО «Строители Белгородской области») вынесено решение арбитражного суда, которое пока не вступило в законную силу. Члены Комиссии решили более предметно изучить материалы данного судебного дела в целях оказания содействия представителям СРО при подготовке апелляционной жалобы. По вопросу обобщения материалов ФАС и судебной практики по делам, связанным с участием членов СРО в торгах на заключение договоров строительного подряда, с начальной ценой лота выше уровня ответственности члена СРО, Марина Шацкая отметила, что в ходе анализа был рассмотрен в том числе вопрос о том, в какой момент член СРО, участвующий в торгах, должен иметь соответствующий уровень ответственности. По данному вопросу большинство судебных решений исходит из позиции, что член СРО в соответствии с требованиями части 6 статьи 55.8 ГрК РФ должен иметь соответствующий уровень ответственности к моменту заключения договора по итогам конкурентной процедуры, а не на момент подачи заявки. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 305-КГ18-26008. По итогу обсуждения Научно-консультативная комиссия утвердила соответствующие справки.
Виталий Сало представил доработанный проект аналитической справки по вопросу о должностных обязанностях специалистов по организации строительства при проведении строительного контроля. По вопросу об обязательности подписания форм КС-2 и КС-3 специалистами, включёнными в НРС, при приёмке работ, члены Комиссии отметили, что в случаях, когда такие формы являются документами, подтверждающими приёмку видов работ (отдельных этапов работ), такие документы должны быть подписаны специалистами, включёнными в НРС, поскольку приёмка видов работ (отдельных этапов работ) по строительству относится к должностным обязанностям специалистов по организации строительства (пункт 3 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ). Представленный проект аналитической справки будет доработан с учётом итогов обсуждения.
Александр Мешалов доложил по вопросу учета закупки у единственного поставщика в фактическом совокупном размере обязательств по договорам строительного подряда в случае признания несостоявшейся конкурсной процедуры. По данному вопросу мнения членов Научно-консультативной комиссии по-прежнему разделяются. Однако позиция большинства сводится к тому, что такие договоры не должны учитываться в фактическом совокупном размере обязательств, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность СРО по обязательствам членов СРО по договорам строительного подряда, заключённым именно с использованием конкурентных способов, а закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам заключения договоров и не приравнивается к ним в случаях, когда конкурс признан несостоявшимся. Данная позиция подтверждается и материалами судебного дела № А43-2480/2018, при рассмотрении которого суды трёх инстанций пришли к выводу, что закупка у единственного поставщика в случае признания электронного аукциона несостоявшимся не признаётся конкурентной процедурой заключения договора, в связи с чем заключённый в таком порядке договор не подлежит включению в совокупный размер обязательств члена СРО. Члены Комиссии отметили, что приказ Минстроя России от 10.04.2017 № 700/пр необходимо привести в этой части в соответствие положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Принято решение о подготовке Комиссией соответствующих рекомендаций для последующего вынесения вопроса на рассмотрение Экспертного совета Ассоциации.
Ирина Кондратьева представила проект аналитической справки по вопросу о порядке исчисления стажа работы на инженерных должностях для включения физического лица в Национальный реестр специалистов в области строительства. Отметила, что в справке выражена позиция о необходимости исчисления инженерного стажа с момента назначения лица на инженерную должность, а не с момента получения высшего образования, поскольку в отдельных случаях для занятия инженерной должности согласно профессиональным стандартам и квалификационным справочникам достаточно среднего профессионального образования. Исчисление стажа работы на инженерной должности после получения документа о высшем образовании применительно к требованиям, предъявляемым к специалистам, сведения о которых включаются в НРС, фактически означает требование о получении высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства как минимум за три года до даты внесения сведений о специалисте в НРС. Однако норма пункта 1 части 6 статьи 555-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подобного ограничения применительно к высшему образованию не содержит. Комиссия одобрила представленную аналитическую справку по вопросу и направила её на утверждение Президенту Ассоциации.
Очередное заседание Научно-консультативной комиссии запланировано на 24 октября 2019 года.
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области - председатель Научно-консультативной комиссии
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области - заместитель председателя Научно-консультативной комиссии
Ассоциация «Астраханские строители» – заместитель председателя Научно-консультативной комиссии
Ассоциация «Национальное объединение строителей» - секретарь Научно-консультативной комиссии
Ассоциация строительных организаций Новосибирской области – секретарь Научно-консультативной комиссии
Члены Научно-консультативной комиссии
Союз «Строители Кабардино-Балкарской Республики»
СРО Ассоциация «Строители Нижней Волги»
17 октября 2019 года в Москве состоялось 5-е заседание Научно-консультативной комиссии Экспертного совета Национального объединения строителей под руководством Александра Мешалова. В заседании приняли участие 15 членов Научно-консультативной комиссии из 20, а также представители Правового департамента НОСТРОЙ.
Марина Шацкая доложила об итогах обобщения материалов судебной практики по отдельным категориям судебных споров. В отношении споров, связанных с выплатами из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, судебная практика на текущий момент не сложилась – выявлены три судебных дела, два из которых находятся на рассмотрении в судах первой инстанции, ещё по одному судебному спору (с участием Ассоциации «СРО «Строители Белгородской области») вынесено решение арбитражного суда, которое пока не вступило в законную силу. Члены Комиссии решили более предметно изучить материалы данного судебного дела в целях оказания содействия представителям СРО при подготовке апелляционной жалобы. По вопросу обобщения материалов ФАС и судебной практики по делам, связанным с участием членов СРО в торгах на заключение договоров строительного подряда, с начальной ценой лота выше уровня ответственности члена СРО, Марина Шацкая отметила, что в ходе анализа был рассмотрен в том числе вопрос о том, в какой момент член СРО, участвующий в торгах, должен иметь соответствующий уровень ответственности. По данному вопросу большинство судебных решений исходит из позиции, что член СРО в соответствии с требованиями части 6 статьи 55.8 ГрК РФ должен иметь соответствующий уровень ответственности к моменту заключения договора по итогам конкурентной процедуры, а не на момент подачи заявки. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 305-КГ18-26008. По итогу обсуждения Научно-консультативная комиссия утвердила соответствующие справки.
Виталий Сало представил доработанный проект аналитической справки по вопросу о должностных обязанностях специалистов по организации строительства при проведении строительного контроля. По вопросу об обязательности подписания форм КС-2 и КС-3 специалистами, включёнными в НРС, при приёмке работ, члены Комиссии отметили, что в случаях, когда такие формы являются документами, подтверждающими приёмку видов работ (отдельных этапов работ), такие документы должны быть подписаны специалистами, включёнными в НРС, поскольку приёмка видов работ (отдельных этапов работ) по строительству относится к должностным обязанностям специалистов по организации строительства (пункт 3 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ). Представленный проект аналитической справки будет доработан с учётом итогов обсуждения.
Александр Мешалов доложил по вопросу учета закупки у единственного поставщика в фактическом совокупном размере обязательств по договорам строительного подряда в случае признания несостоявшейся конкурсной процедуры. По данному вопросу мнения членов Научно-консультативной комиссии по-прежнему разделяются. Однако позиция большинства сводится к тому, что такие договоры не должны учитываться в фактическом совокупном размере обязательств, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность СРО по обязательствам членов СРО по договорам строительного подряда, заключённым именно с использованием конкурентных способов, а закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам заключения договоров и не приравнивается к ним в случаях, когда конкурс признан несостоявшимся. Данная позиция подтверждается и материалами судебного дела № А43-2480/2018, при рассмотрении которого суды трёх инстанций пришли к выводу, что закупка у единственного поставщика в случае признания электронного аукциона несостоявшимся не признаётся конкурентной процедурой заключения договора, в связи с чем заключённый в таком порядке договор не подлежит включению в совокупный размер обязательств члена СРО. Члены Комиссии отметили, что приказ Минстроя России от 10.04.2017 № 700/пр необходимо привести в этой части в соответствие положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Принято решение о подготовке Комиссией соответствующих рекомендаций для последующего вынесения вопроса на рассмотрение Экспертного совета Ассоциации.
Ирина Кондратьева представила проект аналитической справки по вопросу о порядке исчисления стажа работы на инженерных должностях для включения физического лица в Национальный реестр специалистов в области строительства. Отметила, что в справке выражена позиция о необходимости исчисления инженерного стажа с момента назначения лица на инженерную должность, а не с момента получения высшего образования, поскольку в отдельных случаях для занятия инженерной должности согласно профессиональным стандартам и квалификационным справочникам достаточно среднего профессионального образования. Исчисление стажа работы на инженерной должности после получения документа о высшем образовании применительно к требованиям, предъявляемым к специалистам, сведения о которых включаются в НРС, фактически означает требование о получении высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства как минимум за три года до даты внесения сведений о специалисте в НРС. Однако норма пункта 1 части 6 статьи 555-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подобного ограничения применительно к высшему образованию не содержит. Комиссия одобрила представленную аналитическую справку по вопросу и направила её на утверждение Президенту Ассоциации.
Очередное заседание Научно-консультативной комиссии запланировано на 24 октября 2019 года.