Публикации
Николай Капинус рассказал о работе над Единым реестром членов СРО Агентству новостей «Строительный бизнес»
270 СРО объявили о своем существовании и представили данные в Единый реестр
Единый реестр компаний – членов саморегулируемых организаций, разработанный и размещенный на сайте Национального объединения строителей, в ближайшие дни будет готов выдавать актуальную информацию об истории каждой строительной компании, когда-либо получавшей свидетельства о допуске на стройку. Итоги работы над реестром подвел руководитель Аппарата НОСТРОЙ Николай Капинус:
- Николай Иванович, 1 октября закончились все сроки, в которые СРО должны были представить сведения в реестр НОСТРОя. Каковы первые выводы по итогам этой работы?
- Я считаю, что работа удалась, потому что взаполнении реестра приняли участие практически все СРО. Это очень важно. Так что первый рубеж нами успешно преодолен.
Сейчас в реестре НОСТРОЙ зарегистрированы 270 СРО, и только одна СРО сведения не представила – это НП «Союз строителей «РЕГИОН». Еще по трем московским СРО представленная информация обрабатывается и в ручном режиме исправляется нашими сотрудниками, поскольку компьютер не принимает информацию, поданную не по шаблону. Я надеюсь, что в ближайшие дни этот этап будет завершен и наступит второй – работа с представленной информацией. Как только сведения от 3 московских СРО войдут в реестр, мы включим фильтры, и практически все СРО опять попадут в «желтое поле» (то есть в число тех, у кого есть недочеты). Дело в том, что сейчас значительная часть СРО представила свои сведения в реестр с недостатками, которые не являются существенными, принципиальными. В ходе загрузки информации разработчики не обращали на это внимание, но постепенно их нужно исправлять.
Кроме того, фильтры мы сможем включить только тогда, когда все СРО получат электронную цифровую подпись (ЭЦП). Я знаю, что некоторые сайты и персоны критиковали НОСТРОЙ за то, что мы требуем от СРО получения ЭЦП, но, по-моему, они не до конца понимают, о чем идет речь. Да, нам еще в декабре 2014 года Владимир Аверченко предлагал не разрабатывать новый реестр, а бесплатно взять тот, который сделал его институт. Причем предлагал так активно, что даже Минстрой ввел в заблуждение. Но я хочу повторить еще раз то, что мы ответили господину Аверченко почти год назад: он предлагал нам не реестр членов СРО, а перечень, за достоверность информации в котором никто не отвечал. Чтобы перечень стал реестром, сведения в нем должны быть актуальными и подписаны должностным лицом СРО, которое за это несет ответственность. Электронная подпись – один из элементов этой ответственности.
Электронная подпись важна и при предоставлении СРО сведений в реестр, и для НОСТРОя, потому что мы, в свою очередь, будем отправлять сведения в Ростехнадзор и тоже подписывать их электронной подписью. И если эти сведения окажутсянеправильными, спрашивать будут с нас, а мы, конечно, будем разбираться, кто стал источником неверной информации.
В настоящее время СРО получают электронные подписи, чтобы заверить информацию, которую они подают в реестр. Как только ЭЦП получат все саморегулируемые организации, начнется актуальная выгрузка сведений в реестр. Хочу сообщить, что сейчас каждый день обрабатывается информация от 30-40 СРО – это поступают новые данные в реестр, что называется, в режиме нон-стоп. Но на сегодняшний день, до получения всеми ЭЦП, мы считаем актуальность этих сведений условной, хотя они и соответствуют тому, что требует машина, но за достоверность этих сведений в электронном виде СРО пока ответственность не несут.
Таким образом, можно говорить, что работы над реестром завершаются, и он в полном объеме заработает в самое ближайшее время.
- А почему два раза переносили сроки «последнего дня» вхождения в реестр?
- Реестр – это настолько сложный механизм и продукт, что за один день или месяц его сделать невозможно. И его создавали не только мы и разработчики – в этом процессе участвовала каждая СРО, которая подавала сведения.И если эти сведения были поданы неправильно, то как же реестр заработает?Поэтому пенять только на НОСТРОЙ не совсем правильно – это коллективный труд, в том числе и СРО, поскольку от того, как правильно и своевременно они давали информацию, и зависело качество реестра.
Запуск реестра влечет за собой еще одну процедуру, которую в ближайшее время мы планируем запустить, –переход на единый электронный бланк свидетельства о допуске. Если Совет НОСТРОя примет такое решение, мы начнем его исполнять. Это движение в правильном направлении – электронный бланк должен быть, поскольку позволяет экономить деньги наших членов, он намного практичнее и эффективнее, чем бумажный носитель. Процедура появления электронного свидетельства на едином бланке очень проста: в тот момент, когда принимается решение о принятии компании в члены СРО, сотрудники СРО вводят сведения о компании в определенный шаблон, подписывают электронной подписью – и тут же в реестре появляется электронный образ свидетельства, который пользователь может распечатать. И уже нет нужды изготавливать бланки с водяными знаками и голограммой, тратить деньги на полиграфию – свидетельство о допуске можно распечатать на любом листе, а достоверность его подтверждается наличием образа в реестре, где его может увидеть любой интересующийся человек. Это значительный шаг к тому, чтобы пресечь продажу допусков.
Кстати, хочу привести интересный пример на этот счет. Сейчас Аппарат НОСТРОя постоянно выдает СРО бланки свидетельств о допуске по их запросу, и когда мы решили проанализировать, как СРО с этими бланками обходятся, в одной из саморегулируемых организаций обнаружилось 72% испорченных и утилизированных бланков, а получали они эти бланки тысячами! Что они делали с этими бланками? Сейчас такой возможности не будет, потому что бланк сначала появится в электронном реестре, а уж потом на бумаге.
Еще один актуальный вопрос – это выдача выписок из реестра.Как только реестр заработает в актуальном режиме и заказчики поймут, что этим ресурсом можно пользоваться, будут поступать запросы о выписках. Поэтому необходимо согласовать форму, содержание и сроки выдачи выписки. Скорее всего, запросов будет много, поэтому выписка будет платной – в пределахзатрат на ее изготовление, но платить придется не всем. Все госорганы – правоохранительные, надзорные и т.д. будут получать эти выписки бесплатно. А вот если кто-то со стороны захочет потренироваться и запросить 1000 выписок – просто для интереса, то за такой интерес придется заплатить.
- Некоторое время назад обсуждался вопрос, что из 274 СРО где-то 20 – пустые и мертвые. А сейчас Вы говорите, что они все отозвались, оказались живыми?
- Да, выяснилось, что все они живые. Что интересно: в Москве, например, из 100 СРО около 20 никогда не бывали на окружных конференциях и вообще особо не проявлялись. Сейчас же сведения подали все. Насколько эти сведения правильные, покажет ближайшее время, потому что, когда заработают фильтры, мы сможем понять, нет ли дублирования одной и той же организации в разных СРО.
- А сколько же компаний в итоге проявилось в реестре?
- С точностью до штуки сейчас сказать не могу, но мы выходим где-то на 110 тысяч действующих компаний, и около 50 тысяч компаний были из реестров СРО исключены.
- А эти исключенные нигде не всплывают в других СРО? Фильтровались ли сведения на повторяемость компаний? Ведь одна компания может гулять по нескольким СРО?
- У нас пока такого фильтра не было, сейчас эта возможность появится, поскольку реестр дает определенные возможности выборки – заинтересованные лица смогут увидеть, какая компания, где и сколько раз числится. Кстати говоря, где-то в марте прогнозировалось, что количество компаний из-за кризиса начнет сокращаться - и вдруг, как только мы объявили, что форма реестра утверждена и можно подавать сведения, число компаний стало расти!
- Может быть, работа над сведениями в реестр заставила СРО привести в порядок свое делопроизводство, повысить дисциплину – вот новые компании и нашлись?
- Да, конечно, работа над сведениями для реестра повлияла на реестры самих СРО, хотя были и есть недовольные. Например, на окружной конференции СРО СЗФО руководители СРО предъявили нам огромный список претензий, и прежде всего, что у них нет специалистов, которые в состоянии правильно внести сведения в реестр. Но, коллеги, если вы не можете обеспечить требования закона и нанять специалиста – закрывайтесь. В законе требование о ведении реестра СРО прописано с 2009 года, вы все эти годы должны были вести реестр, как же у вас сейчас нет специалиста?
- Неужели реестр так сложен, что с ним могут разобраться только суперспециалисты?
- Конечно, нет. Это, скорее, аккуратное делопроизводство и скрупулезное заполнение форм реестра. И в НОСТРОе у нас с реестром работают не ИТ-сотрудники, а аккуратные и грамотные специалисты. Кроме того, мы провели несколько вебинаров, где обучали специалистов СРО, как именно вести реестр. Так что при минимальном желании и аккуратности можно все очень легко делать.