АССОЦИАЦИЯ «ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО»
9 августа — День строителя. В преддверии праздника президент Национального объединения строителей Николай Кутьин в интервью для «Парламентской газеты» рассказал о законодательных инициативах, которые призваны навести порядок в строительной отрасли, очистив её от излишней коммерциализации.
- Николай Георгиевич, недавно в Госдуме состоялся «правительственный час», на котором министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень рассказал законодателям о состоянии дел в отрасли. В рамках обмена мнениями министр и депутаты говорили о проблемах системы саморегулирования в строительстве, в том числе поднимали вопрос, который напрямую касается НОСТРОЙ. Речь шла о полномочиях объединения по несудебному исключению СРО (саморегулируемые организации) из реестров, в связи с чем, как опасаются некоторые депутаты, могут возникнуть риски для добросовестных строителей. При этом парламентарии поинтересовались у министра, как он «предполагает навести порядок в этой сложной сфере» и «более активно бороться с коммерциализацией СРО, с продажей допусков». Что бы вы сказали в ответ?
- Согласен, что проблемы есть. Действительно, некоторые недобросовестные СРО, используя прорехи в законе, решили, что в системе саморегулирования возможен бизнес, и начали фактически торговать допусками. Особенно неконтролируемый характер это приобрело в 2012-2013 годах, когда Ростехнадзор констатировал многочисленные нарушения в этой сфере. На рынок пришли юридические фирмы, далёкие от строительства, зарегистрировали многочисленные СРО и начали активную кампанию по набору новых членов по всей стране…
- Человеку, непосвящённому в строительные проблемы, наверное, не очень понятно, что такое СРО и система саморегулирования?
- Саморегулирование — это новый, более высокий уровень управления строительной деятельностью. Государство, понимая значимость безопасности и качества строительства, предложило строительному сообществу создать саморегулируемые организации. Суть системы сводится к тому, что на рынке формируется некая группа профессионалов и договаривается вести бизнес определённым образом в соответствии с установленными правилами и стандартами. Если кто-то их нарушает, то ответственность несёт не только виновник, но и все остальные участники профессионального сообщества. Ущерб от некачественной работы погашается из общей «копилки» — компенсационного фонда, который потом восполняется до начальной суммы. Если говорить упрощённо, то СРО создаются для выдачи разрешения строительным компаниям выполнять свою деятельность, то есть саморегулиремые организации в строительстве имеют функции Ростехнадзора. В России государство в рамках административной реформы перестало выдавать лицензии на строительную деятельность с 1 января 2010 года. Такой допуск можно получить лишь при вступлении в СРО. НОСТРОЙ и СРО приобрели право вводить для всех участников рынка единые стандарты и правила, а они, в свою очередь, создаются для организации более успешной, безопасной и прибыльной работы.
- Как я понял, общественность обеспокоена передачей Национальному объединению строителей практически монопольных прав по несудебному исключению СРО из реестров.
- Сразу же хочу уточнить: мы сами никого ниоткуда не исключаем, а лишь готовим свои заключения для Ростехнадзора — федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести реестр саморегулируемых организаций. Осенью прошлого года был принят Федеральный закон №359, который готовился законодателями совместно со специалистами Минстроя и Национального объединения. У Совета НОСТРОЙ появилось право рекомендовать Ростехнадзору исключать из реестра недобросовестные СРО. Тем самым был запущен процесс активной борьбы «с коммерциализацией СРО, с продажей допусков», к чему призывают депутаты. Сегодня, по мнению экспертов, совокупные теневые доходы тех, кто манипулирует с реестрами членов СРО, могут оцениваться в сотни миллионов рублей. В Интернете всегда можно увидеть объявления о допусках за один день «без тендера», «недорого» или «в рассрочку». Это свидетельствует о том, что кто-то намеренно «обеспечивает» строительные компании липовыми допусками, не требуя подтверждений о наличии специалистов. Надо ли доказывать, что такие компании не всегда могут вести работу качественно и ответственно на тех объектах, которые возводят, чем дискредитируют само понятие саморегулирования? Принятый закон дал возможность перейти к активному противодействию этим коммерческим, а я бы сказал — криминальным проявлениям. Здесь очень важно понять: у нас нет цели обрушить строительный рынок, у нас есть цель ликвидировать «коммерческие» СРО.
- Глава Минстроя на том же «правительственном часе» оптимистично заявил, что «подготовленные изменения в законодательство исправят должным образом ситуацию».
- Конструктивный диалог, который сложился между Минстроем и Национальным объединением, партнёрские отношения с Ростехнадзором, тесное сотрудничество с профильными комитетами обеих палат Федерального Собрания порождают уверенность в том, что нам удастся вывести рынок строительной отрасли на новый качественный уровень. Система саморегулирования, безусловно, требует качественного обновления. Сегодня для нас самый важный вопрос — изменение законодательства в лучшую сторону, чтобы роль саморегулирования и для наших строительных компаний, и для государства в целом возросла, стала более позитивной и эффективной. Пять лет назад, когда государство передавало свои полномочия по лицензированию в систему саморегулирования, создавался действительно новый институт. Сегодня он имеет возможность на профессиональном и высококвалифицированном уровне предложить удовлетворяющие всех участников правила поведения на рынке жилищного и промышленного строительства.
На проекты по госзаказу выделены огромные деньги, и для нас очень важно, каким образом они реализуются. А чтобы они реализовались с пользой для народа и страны, нам необходимо реформировать законодательство для улучшения инвестиционного климата в отрасли. Мы работаем с законопроектами на стадии министерств и ведомств. При этом главный вопрос для нас — вопрос информационной открытости. Мы для себя сегодня поставили задачу: любая информация, поступающая в НОСТРОЙ, должна быстро доходить до региональных СРО. Они, в свою очередь, доносят её до строителей, чтобы мы могли оперативно получить ответную реакцию и направить эти данные в Правительство и парламент России.
- В эти дни Вам исполняется 50 лет. В открытом доступе о Вас мало личной информации, но известно, что Вы имеете четверых детей: трёх дочерей и сына, которому два года. Редакция поздравляет Вас с юбилеем и задаёт традиционный в таких случаях вопрос: всё ли удалось сделать из того, что было задумано?
- Если говорить о детях, то в моём роду предрасположенность к большой семье, наверное, где-то на генетическом уровне. У моих дедушки и бабушки девять детей в семье. Так что я уступил им пальму первенства. У меня в роду и по одной, и по другой линии все офицеры: одни из СВР, а другие из ГРУ. Все работали полностью на государство, и это определило моё государственническое мировоззрение. Если говорить о работе, то я отношусь к тем людям, которые в определённой степени не очень довольны собой. Прихожу вечером домой и прокручиваю в голове весь день, что сделано, что недоделано. Всегда хочется быстрее и лучше решить все сложные вопросы, и это стремление к «быстрее и лучше» нередко приводит к тому, что я чем-то неудовлетворён. НОСТРОЙ я возглавил в апреле прошлого года. И прилагаю все усилия, чтобы оправдать доверие людей и работать с пользой для страны.
Мы с нашими коллегами в регионах провели большую работу для формирования и обсуждения тех основных направлений деятельности, которыми будет заниматься Национальное объединение в ближайшие два года. У нас большой портфель законопроектов на предстоящую осеннюю сессию. Это, скажем, закон о субсидиарной ответственности СРО за работу их членов, без чего саморегулирования быть не может. Или о введении саморегулирования в малоэтажном строительстве и в сфере строительных материалов, что призвано повысить качество строящихся домов. Надеюсь, в ближайшие два года мы закроем вопросы, связанные с постоянной атакой на саморегулирование, с постоянным обсуждением недостатков. Эти недостатки мы или устраним, или создадим условия, при которых они сами отомрут. У нас для этого есть все возможности и, главное — желание наших саморегулируемых организаций. Большинство из них работает совершенно искренне, направив усилия на реализацию тех профессиональных возможностей, которые дал законодатель. Наше сообщество подтвердило: оно существует, саморегулирование состоялось, есть Национальное объединение строителей, которое уважают, с которым, не побоюсь этого слова, считаются и готовы взаимодействовать. Наведение порядка на строительном рынке приведёт к тому, что останутся только добросовестные строительные компании, которые будут честно и с любовью созидать новую Россию.