Публикации
Антон Мороз для СТО-пресс: «Необходимо введение новых систем финансирования в малоэтажном, в индивидуальном жилищном строительстве»
По оценкам большинства экспертов, в новых условиях проектного финансирования малым и средним строительным компаниям доступ на рынок строительства жилья будет практически закрыт.
Раз уж мы переходим на цифровую экономику, возникает вопрос: может ли схема краудфандинга стать альтернативой банковскому финансированию в строительном секторе России (как это сегодня частично происходит в Прибалтике, где с малым и средним бизнесом похожая ситуация), тем более, что в этом году ожидается принятие закона о цифровых финансовых активах?
Сеть дает определение краудфандинга как «народного финансирования» – коллективного сотрудничества людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может преследовать различные цели – от помощи пострадавшим до финансирования стартап-кампаний, малого предпринимательства и получения прибыли от совместного инвестирования проектов.
Несмотря что нормативная база Российской Федерации пока не готова для полноценной работы краудфандинговых платформ (помимо ожидаемого закона о цифровых финансовых активах необходим еше целый ряд законодательных актов, которые бы регламентировали работу по краудфандинговым схемам должным образом), многие малые предприниматели и инвесторы в России обращают свои взоры на возможности краудфандинговых платформ, которые предлагают участие в проектах, сборе средств на различные (в том числе строительные проекты) и получение прибыли без участия третьей стороны (банков). Уже сегодня в России многие стартап-компании, в условиях невозможности банковского кредитования, благодаря российским краудфандинговым платформам получают неплохие средства для развития собственного бизнеса. Могут ли малые и средние предприниматели строительного сектора рассчитывать на получение достаточных средств для ведения бизнеса и строительства, и будет ли это законно?
Об этом корреспонденту журнала «СТО Строительство Технологии Организация» рассказывают эксперты строительной отрасли и цифровых технологий.
Ася Левнева – директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
– На мой взгляд, схема краудфандинга на данном этапе развития рынка недвижимости практически не имеет шансов на успех. И у этой ситуации есть немало причин. Во-первых, на фоне долгостроев, стагнации цен в последние годы строительный сектор перестал быть привлекательным в глазах потенциальных инвесторов. В свое время, разрешения на строительство получали даже небольшие, финансово нестабильные компании. Они ушли с рынка, оставив за собой шлейф обманутых дольщиков, невыполненных обязательств и репутационных проблем, которые, так или иначе, нанесли урон всем девелоперам. В сложившихся условиях у малого и среднего бизнеса шансы получить деньги как от банков, так и от инвесторов по схеме краудфандинга весьма невелики. А лидеры отрасли в большинстве своем либо не нуждаются в проектном финансировании, либо не согласятся пойти на сделку, при которой множество участников смогут вносить изменения в проект, торопить, давать советы и создавать конфликтные ситуации.
Во-вторых, при стагнации экономического роста и сокращении реальных доходов населения очень сложно найти достаточное количество платежеспособных инвесторов на капиталоемкий проект. Опытные инвесторы понимают, что при высоких рисках маржа от такого бизнеса будет совсем невелика, не более 8% годовых. По доходности эти инвестиции сопоставимы с банковскими вкладами, поэтому потенциальные инвесторы скорее предпочтут оставить деньги в банке или вложить в более прибыльный бизнес.
В-третьих, не только рынок недвижимости, и площадки по сбору средств в Интернете имеют низкий кредит доверия в России. Мошеннические и пирамидальные схемы настолько популярны, что даже принятый закон о цифровых финансовых активах не сможет кардинально изменить отношение потенциальных инвесторов к подобным рискованным вложениям.
Евгений Жданов – директор компании «Жданов Групп»:
– Система краудфандинга в перспективе может стать альтернативой для малых и средних строительных компаний, занимающихся точечной малоэтажной застройкой, и она уже активно, но частично используется ими в регионах. Система предполагает прямой контакт контрагентов без посредников: многие таким образом находят себе инвесторов, в том числе зарубежных, работает прямая схема «продавец-покупатель». В условиях перехода на проектное финансирование банки начнут чаще отказывать малым и средним компаниям в финансировании проектов – вне зависимости от их характеристик, поэтому краудфандинг здесь – как нельзя кстати.
Однако в полной мере заменить банковское финансирование при строительстве домов краудфандинг не сможет, поскольку не предполагает четких сроков сбора необходимых средств для каждого этапа работы. Помимо закона о цифровых финансовых активах необходим еще целый ряд законов, которые бы регламентировали законную деятельность краудфандинга на территории России. На сегодняшний момент в стране существует ряд краудфандин-говых платформ, занимающихся сбором средств под проекты в различных отраслях. Но нужно помнить, что мы имеем дело с начальным этапом развития данного механизма, который пока не слишком эффективен.
Антон Мороз – вице-президент СПб ТПП, вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ:
– В связи с переходом на новую модель проектного финансирования и введением эскроу-счетов, вхождение малого и среднего бизнеса в систему долевого строительства и его работы в новых моделях финансирования очень сильно осложнилось. Поэтому возникает ещё больше вопросов именно по поводу того, кто будет строить за пределами крупных агломераций, городов и населённых пунктов и каким образом привлекать средства граждан для малоэтажного, индивидуального жилищного строительства, которое осуществляется именно на этих территориях.
Здесь необходима системная поддержка государства, которая позволит малому и среднему бизнесу (который на 90% будет застраивать эти территории в рамках Указа Президента РФ по деурбанизации и равномерному расселению) инвестировать в застройку, поскольку крупный бизнес к этому особо сильной тяги не имеет. Меры поддержки могут быть различными. В первую очередь, необходимо введение новых систем финансирования в малоэтажном, в индивидуальном жилищном строительстве. И нужно рассматривать жилищную кооперацию. Вопрос системы современного цифрового финансирования и связанных с этим процессов объединения граждан для финансирования тех или иных объектов, конечно, может быть рассмотрен на территории РФ, так же, как в Прибалтике. Но, несмотря на модность тенденции перехода к цифровизации и активного вовлечения нас в цифровые процессы, мне кажется, что и рядовым гражданам, и малым предприятиям, и даже предприятиям среднего уровня такие процессы пока мало понятны (как механизмы их пользования, так и механизмы их применения) и не вызывают особого доверия. Поэтому вероятность того, что на эти механизмы будет огромный спрос и предложение, что будет какая-то понятная практика их реализации, на мой взгляд, пока весьма сомнительна. Возможно, эта ситуация изменится через года три, когда мы полностью поймём, что такое цифровой рынок и как с ним работать, когда мы перейдём на электронный документооборот по всей России, а не только в Москве – когда цифровизация столицы распространится на всю страну и человек, проживающий в отдалённом от Москвы субъекте, будет понимать системность и саму историю происходящих в цифровых механизмах работы процессов. До этого момента, на наш взгляд, всё это будет вызывать только вопросы и возможности для махинаций на финансовых рынках привлечения средств. Поэтому государству нужно обращать внимание на такие механизмы именно с точки зрения защиты денег граждан и бизнеса, а также придумывать и прорабатывать с профессиональным сообществом механизмы поддержки малого и среднего строительного бизнеса, которые обязаны исполнять Указ Президента РФ по территориальному развитию и деурбанизации РФ и застраивать удалённые от агломерационных центров территории так же, как происходит сейчас строительство в крупных городах.
Наталья Игнатенко – PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru:
– Для малого бизнеса краудфандинг действительно может быть альтернативой банковскому кредитованию, не считаем, что со временем краудфандинг сможет полностью заменить кредитование, потому у нас разные методы работы и разные цели. Каждый предприниматель, выбирая краудфандинг или банковское кредитование (а иногда и другое), отталкивается от своих задач и возможностей.
Краудфандинг – это не только про деньги. Это маркетинговый и пиар-инструмент, возможность проверить идею на прочность и рассказать о ней многим людям, привлечь новых партнёров и спонсоров. В банке только один человек определяет, стоит ли дать средства на реализацию идеи, в краудфандинге это решение предоставляется тысячам людей. Кредит нужно отдавать в строго определённый срок под проценты. В краудфандинге автор самостоятельно выбирает срок доставки вознаграждений до спонсоров. Но краудфандинг предполагает значительно более серьёзную работу автора по оформлению и продвижению краудфандинга, чем кредитование. Готов ли автор к такой работе, решать только ему. С помощью краудфандинга не всегда можно привлечь такие суммы, как с помощью кредитования, потому что буквально за каждой привлечённой тысячей рублей – работа автора. Так, одна из известных авторов российского краудфандинга, социальный предприниматель, основатель медового бренда Cocco bello Гузель Санжапова с помощью краудфандинга второй год подряд строит общественный центр в деревне Малый Турыш. В нем разместится пекарня, магазин, пространство для мастер-классов и туристический хаб. Центр позволит сельскому жителю получать недоступные услуги: от стрижки до массажа. В ходе прошлого крауд-проекта Гузель удалось собрать 1,6 млн рублей. Тогда ей удалось привлечь внимание группы «ЧАЙФ», которая дала в полях Малого Турыша благотворительный концерт – все деньги пошли на строительство. Это тоже одно из преимуществ краудфандинга перед кредитованием: он помогает заводить новые партнёрства. На деньги от крауд-проекта и концерта, а также при помощи нескольких крупных компаний удалось завершить работы по сбору металлической обвязки фундамента. Недавно Гузель запустила новый крауд-проект по продолжению строительства общественного центра. Следующий этап стройки – производство каркаса здания из бруса. Для возведения стен общественного центра необходимо закупить 3 333 шестиметровых доски. По коммерческим расценкам такой объём стоит 4,8 млн рублей, но организатору удалось договориться выкупить материалы почти вдвое дешевле.
Дмитрий Шепелев, руководитель платформы SimplyFi (группа SimpleFinance):
– С моей точки зрения, краудфандинг в новых условиях не сможет стать альтернативой банковскому финансированию в строительном секторе России. Это совершенно другая концепция, которая будет противоречить новому законодательству. Отечественный рынок переходит на новую модель финансирования жилищного строительства. Если раньше действовал договор долевого участия, где дольщики фактически являлись соинвесторами проекта, получая взамен недвижимость, то сейчас такой вид финансирования запрещен. С 1 июля дольщики, выступающие покупателями квартир, будут платить не напрямую застройщику, а вносить средства на специальные эскроу-счета в банке. Таким образом, проектное финансирование для малых и средних строительных организаций фактически будет закрыто. При этом ранее на рынке использовалась схема строительных кооперативов. Это тот же краудфандинг, где участники вкладывали в строительный кооператив, получая взамен построенную недвижимость.
Судя по всему, в ближайшие годы краудфандинг в российском строительстве действительно сможет работать в ограниченном поле и приносить небольшие дивиденды. Однако многие представители малого и среднего бизнеса успешно работают в этом направлении, привлекая пусть пока небольшие, но такие необходимые инвестиции – кому-то не хватает средств на кровлю, кому-то на озеленение территории и т. д.
Стоит отметить, на недавно прошедшей конференции в Симферополе, где присутствовали представители Госдумы РФ и министр финансов Республики Крым, особый интерес к краудфандинговым платформам, учитывая возможность анонимной работы с ними, проявили иностранные инвесторы, которые опасаются санкций за сотрудничество с российскими партнерами. Среди них были желающие вкладывать средства в строительную отрасль полуострова.
ИЗ ИСТОРИИ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ:
• Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi, сайт творческого сообщества в 2007 году.
• Весной 2012 года известная группа «Би-2» собрала 1 250 000 рублей на выпуск альбома «Spirit».
• Медиамодель привлечения народных денег – интернет-журнал Сиб.фм, посвящённый жизни в Сибири.
• Спустя некоторое время сервисом «Акционирование» на Planeta.ru воспользовался портал COLTA.RU. За три недели было собрано более 610 000 рублей.
• Российский ресурс Boomstarter, работающий по схеме краудфандинга, получил престижную интернет-премию «Стартап года – 2012» в номинации «Лучший социально значимый стартап».
• Предприниматели из города Шарья (Костромская область) во главе с кузнецом Сергеем Захаровым восстановили аварийный мост, собрав 300 000 рублей. Примечательно, что по расчётам властей, официальные работы обошлись бы бюджету в 13,5 миллионов, то есть в 45 раз дороже.
• Крупнейший в России проект по сбору средств – фильм «28 Панфиловцев» собрал, по состоянию на начало августа 2014 года, 20 миллионов рублей.
• В 2014 году группой компаний «Легенда Крыма» был запущен уникальный проект развития виноделия в Крыму – «Be Winemaker», призванный помочь ослабевшей экономике региона и восстановить насаждения уникальных автохтонных сортов винограда. Концепция предусматривает возможность приобретения через онлайн-сервис Be Winemaker высаженной лозы. Проект привлек внимание российских и зарубежных инвесторов. В 2016 году «Легенда Крыма» приступила к строительству винодельческого завода. Общие инвестиции в проект создания виноградников и завода оценивались примерно в €40 млн.
• В 2014 году Planeta.ru получила Премию Рунета в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции».
• В 2015 году Planeta.ru установила очередной рекорд суммы сбора. Рекорд поставила группа «Аквариум» и Борис Гребенщиков – на запись нового альбома собрано 7 303 803 рублей.
• В апреле 2016 года Planeta.ru остаётся лидером по суммарному крауд-сбору в России, который превысил 400 000 000 рублей.