Публикации
Виктор Прядеин: «Сообщество предлагает тонкую настройку законодательной базы»
Виктор Прядеин рассказал о законопроекте по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Сообщество предлагает тонкую настройку законодательной базы
Профессиональное сообщество постоянно анализирует итоги реформы саморегулирования в строительстве, связанной с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, и продолжает выявлять отдельные проблемы, оставшиеся нерешенными после его принятия. С учетом резолюций двух предыдущих Всероссийских съездов СРО в области строительства Минстрой России подготовил законопроект по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Минстрой России уже провел установленные процедуры согласования законопроекта и направил его в Правительство Российской Федерации.
В результате нашей плотной и эффективной работы с Минстроем России и профессиональным сообществом в законопроекте учтены очень важные предложения Национального объединения строителей. Их можно разделить на несколько тематических блоков.
Совершенствование порядка ведения НРС
В этот раздел можно отнести две поправки в Градостроительный кодекс. Первая касается процедуры внесения в Национальный реестр специалистов в области строительства иностранных граждан, работающих в российских строительных компаниях. Сейчас основанием для внесения в НРС служит только документ о разрешении на работу. Мы же предлагаем учесть и патенты, и случаи, когда специальное разрешение на работу иностранцам не требуются. В результате большое количество иностранных специалистов может войти в НРС.
Вторая поправка должна узаконить право держателя Национального реестра специалистов исключать сведения о специалисте из НРС в случае выявления недостоверных данных уже после включения его в этот реестр. Сейчас такая возможность отсутствует – национальное объединение вправе только отказать во внесении сведений в реестр по итогам проверки представленных документов. При этом по результатам проверки уже поданных документов НОСТРОЙ выявил более 6000 случаев предоставления недостоверной информации.
Снижение финансового бремени для СРО и их членов
Этот блок поправок также включает две законодательные новеллы. Первая позволяет тем СРО, которые используют упрощенную систему налогообложения, платить налог с дохода от размещения средств компфонда за счет этого дохода. Сейчас эти СРО – а их более 50% – таким правом не обладают и платят налоги за счет собственных средств, то есть, по сути, за счет членских взносов.
Вторая новелла дает СРО право уплаты отчислений на нужды НОСТРОЙ за счет части доходов от размещения средств компенсационных фондов. Размер этих отчислений устанавливается Съездом (сейчас он составляет 5000 рублей на одного члена СРО и в ближайший год меняться не будет), а недостающая часть уплачивается СРО за счет членских взносов.
Совершенствование системы саморегулирования
Самый большой блок поправок касается развития и совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли.
Сейчас некоторые положения ГрК РФ о строительном контроле толкуются неоднозначно. Например, необходимо ли состоять в СРО организациям, которые ведут только строительный контроль? Устранить неопределенность в этом вопросе позволит предусмотренное законопроектом дополнение функций технического заказчика функцией по проведению строительного контроля.
Применение 372-ФЗ выявило еще одну проблему, которая актуальна для 11 регионов, где до сих пор нет ни одной строительной СРО, а также для Ингушетии, где осенью прошлого года создана первая саморегулируемая организация, однако отсутствуют законодательный механизм перехода региональных членов во вновь созданную СРО родного региона и возможность перечисления в такую СРО взноса, ранее уплаченного в компфонд прежней СРО. С учетом предложений НОСТРОЙ законопроект дает строительным компаниям возможность перейти во вновь созданную СРО в тех регионах, где до 4 июля 2016 года саморегулируемой организации не было, причем без потери средств компфондов. Данный механизм распространяется только на те компании, которые будут вынуждены переходить в новую региональную СРО. Однако в отношении организаций, участвующих в создании новой СРО, пока, согласно законопроекту, эта схема не распространяется. Но мы будем продолжать работать над этим вопросом.
Сейчас у всех на слуху проблема дублирующихся специалистов НРС. Еще одна важная новелла законопроекта, которую предложил НОСТРОЙ, предписывает включать сведения о специалистах НРС и об их основном месте работы в Единый федеральный реестр сведений о членах СРО и их обязательствах. Это, наконец, позволит отслеживать специалистов, заявленных по месту основной работы одновременно у нескольких членов СРО. Обеспечение функционирования такого Единого реестра возлагается законопроектом на Ассоциацию «Национальное объединение строителей».
Также в законопроекте учтено предложение НОСТРОЙ дополнить выписку из реестра членов СРО сведениями о праве члена СРО выполнять работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Это предложение связано с получением обращений от СРО, члены которых работают на особо опасных и технически сложных объектах и испытывают трудности при подтверждении своего права выполнять эти работы. Согласно законопроекту сведения о наличии, отсутствии или ограничении у члена СРО права работать на технически сложных иуникальных объектах, в том числе в качестве технического заказчика, предлагается также включать в Единый федеральный реестр сведений о членах СРО и их обязательствах, который будет вести НОСТРОЙ.
И еще одно предложение НОСТРОЙ, которое вошло в законопроект, – отмена запрета для строительных компаний на вступление в течение года в новую СРО, если член СРО в силу каких-либо внешних причин вынужден «переехать» в другой регион (например, налоговая политика и др.). В ходе проработки этого предложения в законопроекте появился механизм, позволяющий организации беспрепятственно вступать в другую СРО после добровольного выхода из предыдущей. Для балансировки этого механизма НОСТРОЙ предлагает ограничить право добровольного выхода из СРО в период ее проверки, чтобы исключить злоупотребления со стороны членов СРО.
Законопроект готовится к внесению в Государственную Думу, и мы рассчитываем, что он будет принят в ходе весенней сессии.
НОСТРОЙ знает, над чем ему еще работать!
Однако не все предлагаемые НОСТРОЙ поправки вошли в законопроект.
Так, НОСТРОЙ предлагает исключить ответственность СРО и национальных объединений по контрактам, сведения о которых составляют государственную тайну. Сейчас СРО несут субсидиарную ответственность по договорным обязательствам своих членов, но при этом не могут контролировать обязательства по контрактам, информация о которых не размещается в формате открытых данных, например, когда контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну. Но нельзя отвечать за то, что не можешь контролировать.
Еще одно предложение НОСТРОЙ устанавливает основание для возврата взноса, самостоятельно уплаченного строительной компанией при вступлении в новую СРО после исключения «старой» из госреестра, после перечисления национальным объединением средств компенсационного фонда этой СРО. Сейчас такого основания нет, и законное право на возврат повторно уплаченного взноса в действующую СРО сегодня реализуется на основании разъяснительных писем Минстроя, которые не являются нормативными актами. Средства возвращаются как ошибочно перечисленные, а это не соответствует сути отношений, возникающих между СРО и ее новым членом.
Также НОСТРОЙ предлагает исключить обязанность предоставлять банковскую гарантию для обеспечения госконтрактов для членов СРО – микропредприятий с совокупным размером договорных обязательств не более 10 млн руб. Это требование дублирует обеспечительную функцию компенсационного фонда ОДО и создает дополнительную финансовую нагрузку на членов СРО.
Кроме того, мы предлагаем исключить ответственность СРО по контрактам членов СРО на сумму до 3 млн руб., не требующим членства в СРО по общему правилу. Напомню, что сейчас не требуется членство в СРО для выполнения работ по договорам строительного подряда, размер обязательств по которым не превышает 3 млн руб. При этом, если член СРО заключает аналогичные договоры, в том числе с использованием конкурентных процедур, исполнение обязательств по ним обеспечивается компенсационными фондами СРО. Это помимо прочего создает дополнительные издержки и увеличивает себестоимость выполнения работ. Таким образом, действующее регулирование ставит в неравное конкурентное положение членов СРО и иных лиц при заключении договоров на сумму до 3 млн руб.
Еще одна наша поправка касается чисто организационной деятельности СРО, а именно сроков хранения дел членов СРО. Сейчас дела членов СРО подлежат бессрочному хранению в СРО. При исключении сведений о СРО из госреестра дела подлежат передаче в соответствующее национальное объединение, которое, согласно законопроекту Минстроя, должно будет хранить их 7 лет. Однако похожие положения для СРО в законопроект оказались не включены, хотя мы и предлагали установить срок хранения дел членов СРО 5 лет с даты прекращения членства в СРО.
По нашему мнению, по перечисленным выше направлениям также необходимо проработать законодательные изменения. НОСТРОЙ будет продолжать работу над этими поправками, потому что они отвечают потребностям строительного сообщества.
Пока НОСТРОЙ не удалось включить в законопроект ряд поправок, касающихся наполнения и функционирования Национального реестра специалистов.
НОСТРОЙ предлагал разрешить не предоставлять для внесения сведений в НРС документы и сведения, размещенные в формате открытых данных. Сейчас кандидат обязан подать все эти сведения в нацобъединение, но в эпоху цифровых технологий часть сведений национальное объединение может получить самостоятельно.
Осталась для дальнейшей проработки и поправка НОСТРОЙ, касающаяся «двухэтажного НРС». С таким предложением к нам неоднократно обращались строительные компании, которые заявляли о невозможности организовать строительный процесс, если все документы строительного контроля должны подписывать только специалисты, включенные в НРС. Напомню, что сегодня в НРС включаются сведения о специалистах 7 уровня квалификации, которые отвечают за организацию строительства на всех объектах генподрядной организации, а также за сдачу/приемку законченных строительством объектов. По мнению строителей и представителей СРО, должностная обязанность по проведению строительного контроля (в том числе подписание актов скрытых работ, исполнительной документации) может выполняться лицом, квалификация которого ниже необходимой для включения в НРС.
НОСТРОЙ предлагал решить вопрос с делегированием полномочий по подписанию таких документов от специалистов, включенных в НРС, однако механизмы решения этой проблемы надо еще раз тщательно взвесить.
Кроме того, НОСТРОЙ считает целесообразным установить отказ во включении специалиста в НРС не за умышленные преступления, а за преступления, в том числе совершенные по неосторожности, связанные со строительной деятельностью.
Также НОСТРОЙ будет настаивать на том, что повторное включение специалиста в НРС после исключения за нарушения возможно только после прохождения таким специалистом независимой оценки квалификации (НОК). Поправка будет мотивировать специалистов соблюдать требования безопасного выполнения работ и даст возможность не допускать к организации строительства лиц, виновных в несчастных случаях при строительстве, пока они не подтвердят наличие необходимых знаний и умений.
Стоит отметить, что при подготовке к XVI Всероссийскому съезду строительных СРО Экспертный Совет НОСТРОЙ рассматривает предложения, которые позволят повторно вернуться к решению вопросов установления для СРО срока хранения дел исключенных членов, уточнения формы выписок и перевода бумажных архивов в электронный вид. Но самым интересным предложением будет введение дополнительного уровня ответственности для строительных СРО.
Эти предложения окружных конференций Экспертный совет рекомендовал для вынесения на утверждение в качестве резолюции XVI съезда.
Виктор Прядеин