Региональные новости
Может ли СРО стать гарантом и контролером?
Под давлением негативных процессов в российской экономике строительные компании предпринимают радикальные меры для сокращения издержек и оптимизации производства. На первое место при оценке будущих проектов выходят не объемы строительства, а показатели ожидаемой прибыли. В то же время заказчики и потребители строительных услуг все более внимательно относятся к рискам, связанным с качеством и сроками исполнения контрактов. В условиях сокращения бюджета, заказчик не может позволить себе издержки, связанные с неисполнением обязательств со стороны застройщиков, нецелевым расходованием средств.
Министерство строительства и ЖКХ все настойчивее предлагает возложить ответственность за качество и выполнение сроков, заложенных в договорах, на саморегулируемые организации. О возможностях реализации данной инициативы размышляет президент саморегулируемой организации Союз «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок.
Виктор Валентинович, согласно законодательству вопросы качества и безопасности строительства изначально находятся в зоне ответственности СРО. Почему эта тема сейчас возникает как нечто новое?
Качество и безопасность строительства действительно относится к компетенции саморегулируемых организаций. Точно так же, как и обеспечение имущественной ответственности исполнителей строительных работ перед обществом и потребителями. Я уже неоднократно говорил, что потенциал, заложенный законодателем в институт саморегулирования, еще далеко не реализован, и, может быть, недостаточно осмыслен. Думаю, в данном случае речь идет не об ответственности как таковой, а о конкретных механизмах, через которые эта ответственность может быть реализована на рынке.
У нас ушло почти пять лет на то, чтобы выстроить механизм имущественной ответственности СРО в случае причинения ущерба третьим лицам. В Градостроительный кодекс трижды вносились правки, касающиеся этих вопросов. И только сейчас, после запуска Единого реестра членов СРО, появилась уверенность, что мы придем к единообразию в вопросах размещения компенсационных фондов СРО, что будет урегулирован вопрос выдачи свидетельств о допуске. Кроме того, на основе статистики несчастных случаев сейчас вносятся изменения в перечень видов работ, требующих допуска СРО, обсуждается расширение обязательного членства в СРО на сферу малоэтажного строительства... То есть саморегулирование развивается последовательно. Прежде чем переходить к вопросам строительного контроля, нам нужно было разобраться с соблюдением требований по безопасности и гарантиями возмещения вреда со стороны СРО.
Сегодня, в силу обострения экономической обстановки, и заказчик, и потребитель строительных услуг действительно заинтересованы в снижении риска потерь, связанных с неисполнением контракта. Традиционные инструменты банковских гарантий и страхования в определенном смысле свой потенциал исчерпали, к дальнейшему удорожанию этих услуг рынок не готов. Более того, статистика показывает, что участники долевого строительства в случае возникновения проблем хотят не возврата денег по страховке, они хотят получить свои квадратные метры. То же касается и государственного заказчика. Всем нужны качественные объекты, сданные в срок.
Как саморегулируемые организации могут гарантировать заказчику исполнение строителями своих обязательств?
Нужно четко понимать, что в случае со строительными компаниями речь идет об услугах. Строители оказывают услуги по капитальному строительству, а не продают готовый товар. Как парикмахер продает вам не готовую стрижку, а оказывает услугу. Кто вам гарантирует, что парикмахер сделает вам точно такую стрижку, которую вы выбрали в каталоге? Риск всегда есть. При выборе парикмахера, если вы хотите снизить риск, вы обращаетесь в салон, который гарантирует соблюдение требований к квалификации сотрудников, к возмещению ущерба, если они все-таки ошибутся. Далее вы учитываете длительность существования и репутацию салона, ну и т.д. В стройке работают точно такие же механизмы. Сначала заказчик проверяет наличие свидетельства о допуске СРО, которое гарантирует соблюдение компанией минимальных квалификационных требований, потом наводит справки об опыте и репутации. Но если вы хотите получить гарантии качества исполнения вашего заказа, этих мер недостаточно. Для получения таких гарантий, во-первых, нужна предварительная оценка производственного и кадрового потенциала компании, который потребуется для строительства именно вашего объекта. А во-вторых, контроль на всех этапах выполнения работ.
Что нужно сделать, чтобы эти механизмы заработали?
Саморегулируемые организации обладают всеми юридическими возможностями для аудита своих членов и осуществления контроля полного цикла производства строительных работ. Вопрос – кто это будет оплачивать? В случае с парикмахерской за дополнительные гарантии качества платит заказчик. В Европе финансовая нагрузка за все виды проверок и аудита деятельности строителей также возложена на инвестора. Именно заказчик диктует параметры качества и платит за дополнительный контроль, который гарантирует надлежащее исполнение контракта, но никто не заставляет его это делать.
Например, в прошлом году был принят ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Это стандарт добровольно применения, но если заказчик хочет быть уверенным в исполнителе, он может проверить организацию на соответствие данному стандарту и получить независимую оценку ее опыта и репутации. Это уже существующий механизм снижения рисков заказчика, который успешно применяется.
Другим инструментом добровольного применения может стать Квалификационная гарантия СРО. Саморегулируемая организация как центр профессиональной компетенции вполне в состоянии сопоставить потенциал компании с ПСД вашего объекта. Более того, если СРО выдала такую гарантию, то она сама будет заинтересована в организации соответствующего контроля. Для того чтобы этот механизм заработал на практике, требуется только желание заказчика. Более того, я уверен, что добросовестные участники рынка не будут возражать против такого дополнительного аудита, так как для них получение такой Квалификационной гарантии СРО не составит большого труда и может стать серьезным конкурентным преимуществом.
Источник: http://rossk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5964:2015-09-29-11-09-15&catid=325:2014-01-08-16-15-57&Itemid=396