Региональные новости
30 июня 2016
ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ, ВОЗМОЖЕН ЛИ БИЗНЕС-КЛАСС ЗА КАД
Перспективы строительства недешевого жилья за пределами КАД обсуждали участники круглого стола "Возможен ли бизнес-класс за КАД?", организованного НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" и ГК "Ленстройтрест".
Сейчас проекты бизнес-класса реализуются преимущественно в Санкт-Петербурге, а за его границами представлены, в основном, коттеджными поселками или малоэтажными жилыми комплексами. "Количество пятен внутри кольцевой не бесконечно. Если считать, что бизнес-класс за пределами кольцевой невозможен, это означает, что лет через пять его строить окажется негде", - предположил модератор встречи, директор по продвижению ГК "Ленстройтрест" Дмитрий Карпушин.
Между тем, локации за КАД за редким исключением - зеленогорское направление, Пушкин, Юкки - с точки зрения потребителя сливаются в один бюджетный сегмент, различия внутри которого не так велики. И, по данным специалистов, интерес к покупке жилья за пределами КАД в настоящий момент не слишком высок. "Только 8% респондентов хотят приобрести жилье на территории Ленобласти, еще 8% - в ближайших от Петербурга пригородах, в пределах 10 км. Из 8% тех, кто готов купить жилье за кольцевой, 50% предпочитают Новое Девяткино, 33% - Мурино", - сообщил директор по маркетингу исследовательской компании "Той Опинион" Алексей Кропотов.
Впрочем, даже 16% респондентов, которые не возражают против покупки жилья в пригороде Петербурга или на других территориях Ленобласти, готовы приобретать жилье только вблизи от города - в 15-20 минутах езды на автомобиле. Поэтому столь востребовано сейчас жилье в северных пригородах и на юго-востоке Петербурга. Однако в час пик жители того же Мурина или Девяткина добираются до места работы в центре города вряд ли быстрее, чем те, кто живет в ближайших пригородах за пределами КАД.
При этом жилье "за кольцом" интересно потребителю, только если речь идет о действительно продуманном и качественно реализованном проекте. Покупателям интересны не только "квадратура", но и транспортная доступность и дополнительные функции жилья, благоустройство территории и исполнение проекта. Как отметил Алексей Кропотов, 59% опрошенных хотели бы жить рядом с парковой зоной, 46% - со сквером. Эти представления позволяют утверждать, что и за КАД бизнес-класс возможен. Однако четких критериев, которые позволили бы отнести жилье к тому или иному классу, пока не выработано. Участники круглого стола согласились, что такими критериями могут быть, как минимум, плотность застройки и развитость инфраструктуры. "Если плотность застройки высокая, это автоматически делает проект эконом-классом", - считает Александр Феофанов, заместитель гендиректора по развитию ГК "Пионер", направление "Санкт-Петербург".
Однако, по словам участников мероприятия, в северных локациях, с которыми связаны сейчас покупательские предпочтения, жилищные проекты возникали почти стихийно, вне какой-либо системы взаимодействия между застройщиками. Эксперты считают, что новые микрорайоны на севере за последние 2-3 года уже сложились (в том числе и с точки зрения социальной среды), и изменить их, приблизив к бизнес-классу, вряд ли получится.
Так что, утверждают эксперты, появление жилья бизнес-класса за городской чертой связано, в первую очередь, с реализацией масштабных проектов комплексного освоения территорий. В таких проектах должны сочетаться дома разной классности - от "эконома" до элитного жилья. И, конечно, большое внимание должно уделяться созданию комфортной мультифункциональной среды. Она складывается не только из клумб и пешеходных дорожек, но и из транспортной доступности, логистики, наличия производственных, коммерческих и офисных помещений, парковых и досуговых зон и т. п. По словам руководителя проектов комплексного освоения территории ЗАО "Строительный трест" Анзора Берсирова, для таких проектов необходима площадь от 100-150 га. Эксперты в целом согласились с этой оценкой.
Таким образом, для реализации масштабных проектов бизнес-класса нужен либо крупный девелопер, либо пул из нескольких девелоперов, сумевших соорганизоваться еще на стартовом этапе освоение территории, подытожили участники круглого стола.