Новости
Национальные объединения саморегулируемых организаций строительной отрасли будут формировать общие стандарты деятельности СРО
Эксперты предложили интегрировать сведения Единого реестра членов СРО с национальными реестрами специалистов, дополнить его новыми данными, повысить ответственность руководителей компаний.
Пути совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли стали главной темой совещания, которое провёл заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Открывая мероприятие, сенатор подчеркнул, что саморегулирование в строительной отрасли направлено на сокращение административных барьеров.
Он предложил обсудить законодательные инициативы, направленные на совершенствование системы саморегулирования.«Главная цель СРО – допускать на рынок только квалифицированных участников, что способствует повышению качества строительных работ», – сказал Александр Высокинский, – «Однако анализ правоприменительной практики выявил недостатки: так, некоторые СРО не смогли сформировать действенные механизмы самоконтроля, что подтверждается наличием недобросовестных подрядчиков», – продолжил парламентарий.
Александр Высокинский пояснил, что в парламент были внесены законопроекты, содержащие положения, согласно которым национальные объединения саморегулируемых организаций будут разрабатывать и утверждать общие для всех СРО стандарты деятельности.
«Предусмотрен также постоянный мониторинг деятельности саморегулируемых организаций и упрощённый порядок исключения сведений о СРО из государственного реестра при выявлении неустранимых нарушений», – добавил Александр Высокинский.
Директор Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский отметил, что система саморегулирования показала свою эффективность. Однако, по его словам, она сталкивается с рядом проблем, требующих решения. Одна из них – отсутствие баланса между требованиями законодательства по очищению отрасли от недобросовестных компаний и экономическими интересами самих СРО, стремящихся увеличить количество членов.
«Ряд действующих механизмов, таких как национальный реестр специалистов, не полностью интегрированы с системами СРО, что затрудняет проверку соответствия строительных компаний требованиям нормативных актов» – сказал Олег Сперанский.
Олег Сперанский предложил решение через цифровизацию процесса и интеграцию сведений Единого реестра членов СРО и их обязательств с национальными реестрами специалистов, что позволит потенциальным заказчикам определять благодаря открытым источникам деловую репутацию подрядчика, его фактические компетенции, сведения о контрактах компаний.
Заместитель начальника управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю Сергей Алёшкин особое внимание уделил теме неполной реализации компенсаторной функции СРО.
«Возмещение ущерба из компенсационных фондов сталкивается с тремя системными ограничениями: отсутствием утверждённого порядка расчётов, лимитами регрессных требований и пробелами в вопросах ответственности» – сообщил Сергей Алёшкин.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров указал на проблему недобросовестных участников СРО.
«Организация с 7–8 сотрудниками формально выполняет два десятка госконтрактов. Фактически все работы ведут субподрядчики, не имеющие права подписи проектной документации. При этом большая часть жалоб касается именно качества работ таких теневых исполнителей» – привёл пример эксперт.
Он также обратил внимание на необходимость контроля за эксплуатацией построенных зданий.