Новости
Плюсы и минусы твердой цены в строительных контрактах обсудили на круглом столе в преддверии Всероссийского съезда строительных СРО
28 марта в рамках деловой программы XXIII Всероссийского съезда строительных саморегулируемых организаций состоялась дискуссия на тему: «Твердая цена в строительных контрактах: плюсы и минусы». Мероприятие прошло в ходе расширенного заседания Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России, которую возглавляет президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Модератором дискуссии выступила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Модератор, приступая к дискуссии, обозначила два направления для обсуждения: твердая цена контракта против механизма «открытой книги» при государственных закупках и вытекающий из этого вопрос ценообразования капитального ремонта многоквартирных домов, контрактации и исполнения региональных программ. Светлана Разворотнева акцентировала внимание на проблеме необъективной цены работ в договорах на капремонт МКД, которая может стать причиной банкротства строительных компаний и срывов торгов.
По видео-конференц-связи подключился заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексей Ересько. Он поблагодарил президента НОСТРОЙ за содействие в работе Минстроя России, а также отметил, что совместная работа ведомства и нацобъединения будет способствовать увеличению количества квалифицированных подрядных организаций, желающих работать в направлении капитального ремонта.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова поделилась проблематикой исполнения программ по капитальному ремонту МКД в Республике Коми. Она сообщила, что остро стоит вопрос потребительской неграмотности. Также спикер обозначила проблему некачественного выполнения работ по капремонту подрядными организациями, что происходит, в том числе, из-за проблем с ценообразованием в контрактах на капремонт.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков напомнил присутствующим, что круглый стол проходит совместно с Комиссией по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России, и, говоря о достижениях в совместной работе, акцентировал внимание на постановлении Правительства РФ № 1315, которое позволило компенсировать подрядчикам их затраты, связанные с ростом цен на стройматериалы. В период 2020-2022 годов сумма компенсаций составила более 200 млрд рублей, и стоимость каждого десятого контракта была пересмотрена. Однако, такой механизм компенсации затрат подрядчикам носит срочный характер, и отрасли необходимо находить альтернативные пути для разрешения сложившейся ситуации.
Антон Глушков напомнил, что строительное сообщество возлагало большие надежды на ресурсно-индексный метод ценообразования, который должен обеспечить объективность цены, но это возможно только при увеличении наполнения ФГИС ЦС прямыми ценами от поставщиков и потребителей, однако сейчас эта система наполнена не более чем на 10%. Фактически цены по-прежнему собирают региональные центры ценообразования, которые проверяются мониторинговым центром Главгосэкспертизы России. И сегодня не решен вопрос, как обеспечить рынок прямыми ценами, и сколько времени отрасль будет идти к ресурсному методу как цели совершенствования системы. Спикер выразил несогласие с высказываемым последнее время тезисом, что наполненность ФГИС ЦС – не главное в реформе ценообразования и ресурсно-индексном методе, подчеркнув, что именно цены от производителей и поставщиков, а не ручной сбор информации в регионах и их перепроверка могут дать объективность ценообразования.
Антон Глушков также поделился с участниками дискуссии итогами эксперимента НОСТРОЙ по концепции «открытой книги», который продолжался 1,5 года. Его принцип состоял в параллельном учете расходов подрядчика по существующим механизмам актирования и расчете затрат по индексам изменения сметной стоимости, разрабатываемым и утверждаемым Минстроем России, то есть прошедшим проверку и показавшим реальность строительной инфляции. Получившийся разрыв в стоимости по итогам эксперимента показывает несовершенство системы и ее неготовность к колебаниям стоимости строительных ресурсов, констатировал президент НОСТРОЙ.
«Когда мы строим бюджетный объект, у нас норма рентабельности оговорена 6-7%, и при инфляции 14,8% надеяться на то, что можно перекрыть все риски 6% рентабельностью не приходится», – резюмировал глава НОСТРОЙ.
Заместитель начальника ФА «Главгосэкспертиза России» Сергей Головин обратил внимание участников дискуссии на работу, которую проводила Главгосэкспертиза России с Росстатом по пересмотру ресурсно-технологических моделей для расчета прогнозного индекса инфляции, и сообщил, что по завершении этой работы в прошлом году было согласовано пять таких моделей. Кроме того, Сергей Головин рассказал о начале эксперимента Минстроя России, Федерального казначейства и Новосибирской области по механизму «открытой книги» для получения альтернативного результата и принятия решения по дальнейшей работе.
Председатель Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Эдуард Дадов также поделился своим мнением по теме дискуссии. Вопрос сохранения твердой цены в строительных контрактах председатель комитета не считает дискуссионным – по его словам, в условиях высокой инфляции твердой цены быть не может. При наличии ключевой ставки ЦБ на сегодняшнем уровне все вынуждены считаться с высоким уровнем инфляции. Он рассказал о проведенном Комитетом НОСТРОЙ сравнительном анализе прогнозного и фактического дефлятора Минэкономразвития России за последние три года – ни разу прогноз не оказался верным, факт всегда превышал прогноз. Это означает, подчеркнул спикер, что ни один строительный контракт не посчитан верно с точки зрения объективности цены, так как при его заключении в стоимость закладывается прогноз, и разрыв между прогнозной инфляцией и фактической никто подрядчику не компенсирует. Эдуард Дадов предложил в качестве механизма корректировки цены использовать именно эти параметры, чтобы заказчик в безусловном порядке компенсировал подрядчику указанную разницу между прогнозным и фактическим дефлятором.
Исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова обратила внимание участников, что обозначенные проблемы увеличиваются на контрактах по капремонту многоквартирных домов. Ресурсно-индексный метод, по ее мнению, не работает в капремонте МКД, и не получается обеспечить объективность ценообразования, в том числе из-за отсутствия обязанности региональных операторов работать по единой методике расчета предельных нормативов затрат, а также из-за отсутствия сметных нормативов для капремонта, отражающих реальность.
Руководитель направления «Капитальный ремонт» ППК «ФРТ» Павел Сысоев рассказал о работе, проделанной Фондом развития территорий в части укрупненных ценовых показателей на отдельные виды работ. ФРТ передал в Минстрой России проект приказа укрупненной базовой стоимости по капитальному ремонту. Этот инструмент призван помочь регионам провести квалифицированную оценку качества работ, что в свою очередь снизит проблематику по оплате выполненных работ.
Участники дискуссии из зала поддержали позицию спикеров и просили обратить внимание на разрыв в оплатах, которые включают в свои контракты региональные операторы за выполненные работы.
В завершение Антон Глушков еще раз подчеркнул серьезность проблем ценообразования в капитальном ремонте, поделился опытом работы НОСТРОЙ в этом направлении и подтвердил готовность всячески содействовать путям решения вопроса справедливого ценообразования. Кроме того, Антон Глушков призвал СРО активнее включаться в процесс и рассказал о пилоте, который начинает НОСТРОЙ вместе с АРОКР, по привлечению СРО к участию в отборе подрядчиков и приемки работ.