Новости
В рамках Первой международной конференции «Практическое саморегулирование» обсудили вопросы информационной открытости
По оценкам участников, Круглый стол «Политика формирования единой информационной среды в саморегулировании» стал одним из самых информативных, а в связи с вступлением в действие 113-ФЗ об информационной открытости и самым актуальным. Модератором заседания выступил председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике, президент НП «МОНОЛИТ» Артур Трапицын.
Открывая заседание, он отметил, что обеспечение саморегулируемыми организациями доступа к информации о деятельности СРО и ее членов является одной из актуальных проблем саморегулирования – по сути, от этого зависит доверие потребителей к рынку в целом:
- В настоящее время эта информация нигде не систематизирована, включая сайты госорганов, уполномоченных осуществлять государственный надзор за деятельностью СРО и вести государственные реестры СРО. При этом каждая СРО развивает свой формат раскрытия информации, а потребители тратят на ее поиск часы и дни, что вызывает вполне понятное раздражение и сомнения в достоверности информации. Конечно, ФЗ-113 должен частично снять эту проблему, хотя при очевидных плюсах документа, он, по оценкам экспертного сообщества, далек от совершенства и вряд ли будет работать эффективно, - отметил А. Трапицын.
О новом порядке раскрытия информации в соответствии с требованиями вступающего в силу закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" рассказал участникам круглого стола Председатель Комитета законодательных инициатив и правового обеспечения Национального объединения проектировщиков Виталий Еремин.
В продолжение темы начальник Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Миннегэл Попова рассказала предысторию появления закона, заметив при этом, что как представитель госоргана видит в документе два главных плюса.
- С появлением этого закона можно говорить об определенной унификации законодательства, второй плюс заключается в том, что документ предусматривает административную ответственность за нарушения в сфере раскрытия информации. Однако в законе не учтено главное – он не устанавливает единых требований по порядку размещения информации. Причем, по мнению М. Поповой, такой порядок должен иметь статус нормативного акта РФ, поскольку затрагивает те сферы экономической деятельности, где госполитику проводят и формируют разные министерства.
- Надеюсь, это будет сделано по итогам правоприменительной практики ФЗ-113, - подчеркнула представитель Росреестра.
Серьезные сомнения в действенности 113-го закона выразил вице-президент НОП Евгений Пупырев. По его словам, отсутствие прозрачности не позволяет оценить опыт и квалификацию подрядчиков, что влечет безответственность, нарушает интересы коммерческих, муниципальных и государственных заказчиков.
- Качество проекта на 90% зависит от квалификации проектировщиков, поэтому главная задача построения информационного пространства - сделать опыт и компетенции специалиста очевидным конкурентным преимуществом. Это поможет любому рынку избавиться от фирм однодневок, а также позволит совершенствовать, накапливать и сохранять знания прогрессивных, испытанных технологических решений и опыт проектирования.
Его поддержал руководитель юридической службы НОИЗ Петр Котенков, который привел примеры безответственной выдачи допусков «коммерческими» СРО даже на объекты атомной энергетики. Он также указал на отсутствие в некоторых изыскательских СРО не только реестра, но и данных о количестве членов.
- На наши запросы Ростехнадзор прислал ответ, что данные о количестве членов не предусмотрены законом. Такое положение нетерпимо, ибо под угрозу ставятся вопросы безопасности и качества строительства, - подчеркнул П. Котенков и призвал Ростехнадзор и другие органы употребить свою власть, а не быть сторонними наблюдателями.
Сомнения по поводу правоприменительной практики 113-ФЗ высказал и замначальника Экономического управления Аппарата ГД РФ Дмитрий Скрипичников.
Между тем, замначальника Управления Департамента градостроительной политики города Москвы, ответственный секретарь Комиссии по работе с СРО в строительном комплексе г. Москвы Татьяна Трапезникова все-таки надеется, что вступающий в силу будет работать. По ее словам, сегодня идентифицировать компанию, изучая реестры СРО весьма проблематично. Кроме того, реестры зачастую не отражают той информации, которая требуется квалифицированному потребителю, в частности градостроительному комплексу как государственному заказчику.
- На наш взгляд, в реестре членов СРО в обязательном порядке должна быть отражена информация о мерах, принятых по жалобам в отношении организации, о квалификации специалистов и материально-технической базе компании, - подчеркнула Т. Трапезникова.
Затем участникам круглого стола были представлены итоги деятельности рабочей группы, созданной при Совете ТПП РФ по саморегулированию специально для разработки предложений в области информационной открытости. «Положение о раскрытии информации», а также рекомендации по его применению представили члены рабочей группы, генеральный директор ООО «Интелкон» Глеб Бабинцев и кандидат юридических наук, эксперт рабочей группы при комитете НОСТРОЙ по информационной политикеЕвгений Семьянов.
Предваряя презентацию документа, Г. Бабинцев отметил, что «Положение» - это первый шаг на пути формирования информационной культуры в саморегулировании.
- Единый унифицированный стандарт раскрытия информации для добросовестных участников рынка даст дополнительные возможности для получения заказов и привлечения инвестиций и станет своего рода индикатором надежности и ответственности членов СРО,- пояснил докладчик.
- Кроме того, «Положение о раскрытии информации» позволит формировать судебную практику и административную практику тех контролирующих органов, которые в силу закона обязаны осуществлять контроль за деятельность СРО, - отметил Е. Семьянов.
Отметив серьезную проработку документа, М. Попова предложила включить в него раздел, касающийся порядка направления саморегулируемыми организациями сведений, которые СРО обязаны направлять в органы по контролю.
Серьезный подход профессионального сообщества к проблеме информационной открытости отметил в своем выступлении советник департамента контрольного управления Администрации Президента РФ Андрей Куликов:
- Единые правила раскрытия информации – большой плюс для потребителя, но вопросы нужно решать комплексно, чтобы повышение уровня открытости влияло на повышение ответственности, - подчеркнул чиновник.
Завершающий блок круглого стола был посвящен практическим аспектам ведения реестров СРО. Так, административный директор НП «МОНОЛИТ» Николай Куликов на примере сайта Партнерства рассказал о преимуществах открытого реестра как ключевого инструмента деятельности СРО. Он продемонстрировал сайт НП «МОНОЛИТ» с реестром членов, где можно легко найти информацию о наличии (или отсутствии) у каждого из членов партнерства свидетельства о допуске, страхового полиса, других документов, а также увидеть портфолио с фото и описанием построенных объектов.
Директор Департамента IT Делового союза оценщиков Антон Гайдук рассказал о проблемах и решениях в области основных информационных потоков СРО, руководитель аппарата НП СОАУ «Меркурий» Анастасия Артемьева представила доклад «Мониторинг и аналитика членов СРО», а руководитель ИТ-отдела НП «СМАО» Николай Чеботарев выступил с презентацией «Автоматизация раскрытия информации саморугелируемой организации».
Подводя итоги заседания, модератор круглого стола отметил, что информационная открытость нужна не только саморегулированию, а в целом обществу как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности на рынке членов СРО и самих СРО.
- Все должно быть нацелено на удовлетворение потребностей потребителя, которому интересен профессиональный опыт и те реальные компетенции, которые стоят за выданным свидетельством, - подчеркнул А. Трапицын.
Источник: Комитет НОСТРОЙ по информационной политике, текст и фото Наталья Чистякова