Новости
Представители НОСТРОЙ приняли участие в совещании по дуальному образованию, прошедшем в обучающем центре группы компаний КНАУФ
17 марта в обучающем центре группы компаний КНАУФ прошло совещание по дуальному образованию. В совещании приняли участие: Детлеф Фрайхофф – представитель Российско-Германской внешнеторговой палаты; Ирина Терентюк – руководитель службы маркетинга КНАУФ; Александр Бортников – руководитель учебного центра КНАУФ; Елена Парикова – руководитель отдела обучения потребителей продукции КНАУФ; Александр Лунькин – директор Строительного техникума № 12 г. Москвы; Владимир Григорьев – заместитель директора по УПР Московского областного профессионального колледжа.
Аппарат Национального объединения строителей представляли директор Департамента профессионального образования и квалификационных стандартов Надежда Прокопьева и начальник отдела повышения квалификации и аттестации Владислав Кришталь.
Г-н Фрайхофф рассказал, что в рамках новой стратегической концепции «Экспорт профобразования», которую осуществляют структуры Союза германских промышленно-торговых палат (DIHK), Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) оказывает поддержку своим компаниям-членам в процессе создания структуры дуального профобразования в России. Концепция осуществляется в тесном сотрудничестве с российскими федеральными и региональными институтами, ТПП и образовательными учреждениями в целевых регионах. Этот проект, одобренный на первых порах сроком на два года, осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ в 11 странах, в числе которых Китай, Бразилия, Индия, Испания, Португалия, Тайланд, Латвия и др. Развивающиеся страны являются частью проекта, потому что как раз здесь наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров. С этой же проблемой постоянно сталкиваются компании-члены ВТП.
В послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. В этой сфере ВТП тесно сотрудничает с учрежденным Президентом Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое призвано содействовать внедрению в стране дуальной системы профобразования.
В долгосрочной перспективе цель проекта – это внедрение последовательных, эффективных и отвечающих потребностям рынка структур и модулей дуальной системы профобразования в России.
В рамках дуального образования по немецкой модели государство только разрабатывает учебные программы и финансирует профессионально-технические училища. Организацией и контролем обучения занимаются торгово-промышленные палаты (IHK) ФРГ. Их 80 по всей ФРГ и все предприятия являются членами таких Палат.
Таким образом речь идет об ориентированном на практику образовании, которое учащийся получает параллельно в училище и на предприятии:
1) 3-4 дня в неделю обучение проходит на предприятии-партнере. Образовательный процесс строится на основании единых образовательных и профессиональных стандартов. Учащийся заключает договор на обучение, в рамках которого он проходит учебу непосредственно на рабочем месте и имеет право на получение стипендии (размер стипендии колеблется от 270 до 830 евро в месяц);
2) 1-2 дня в неделю обучение проходит на основе типовых учебных планов в ПТУ.
Сейчас в системе дуального образования в Германии обучаются 1,5 млн человек, что составляет 60% всех выпускников школ. 1 предприятие предоставляет в среднем 3 дуальных места.
В ходе дискуссии участники обсудили возможности и сложности реализации дуальной системы образования в России.
Владимир Григорьев отметил, что, к сожалению, если в СССР 40-50% времени обучения приходилось на практику, то сейчас в Российской Федерации на практику приходится только 27-28%.
Надежда Прокопьева рассказала об интересе к дуальному образованию, который есть в строительной среде, отметив, что развитие данной модели обучения возможно только в плотном контакте между профессиональном сообществом, образовательными центрами и органами государственной власти, прежде всего Министерством образования и науки Российской Федерации.
Источник: Департамент профессионального образования и квалификационных стандартов НОСТРОЙ